Юрий Павлович Спегальский:
к 115-летию со дня рождения


Реставрация церкви Николы со Усохи


Церковь Николая Чудотворца со Усохи - православный храм в Пскове. Памятник истории и культуры федерального значения XV-XVI веков. Первое упоминание о каменной Никольской церкви относится к 1371 году. 

Ю.П. Спегальский пишет, что церковь подвергалась неоднократным переделкам в XVII-XIX веках. Он считает, что в конце XVII века первоначальное восьмискатное покрытие основного объема храма и его придела было переделано на четырехскатное. Тогда же были перекрыты сводами боковые притворы, а с запада пристроено новое каменное крыльцо и переделаны окна. 

В 1780 году разобрана двухпролетная звонница, и рядом с церковью построена колокольня у юго-восточной стороны; у южной апсиды была построена новая часовня, совершенно скрывшая древнюю; вновь подвергались переделке окна храма; сооружена глава с перехватом. В 1878-1879 годы расширены ее окна, надстроен деревянный верх колокольни, подняты полы. 


Церковь Николы со Усохи во время Великой Отечественной войны.

В 1941-1944 годы здание горело и было сильно повреждено. В это время под руководством Спегальского было проведено дальнейшее детальное обследование, и в 1946 году начались реставрационные работы. В соответствии с утвержденным проектом были снесены все пристройки XVIII и XIX веков, включая остатки четырехскатной крыши, поздние объемы часовни у южной апсиды четверика, столбы ворот. В 1946 году была восстановлена восьмискатная крыша, по мнению Спегальского изначально покрывавшая объем, и укреплена кладка на опасных, с точки зрения дальнейшего разрушения, участках. Кроме этого, в течение года выполнялись работы по укреплению стен изнутри, укреплению барабана железобетонным кольцом, были вычинены своды и апсида северного придела, выложены завершения стен под восьмискатное покрытие и основание звонницы, реставрирована глава северного придела.


Церковь Николы со Усохи в 1944 г. Акварель Ю.П. Спегальского.

Первоначальный бюджет реставрации церкви Николы со Усохи на 1946 год составил всего 30 тысяч рублей. Однако к 14 декабря 1946 года в процессе подготовки к реставрации 1947 года на работы по основной консервации, детальное исследование и частичную реставрацию памятника было истрачено 57 тысяч рублей. Спегальский понимал ограниченные возможности, когда писал, что проектные работы были остановлены в конце 1946 года. 


Ю.П. Спегальский во время проведения работ у церкви Николы со Усохи.

Чтобы другие смогли продолжить работу над проектом, Ю.П. Спегальский считал необходимым проводить дальнейшее изучение памятника, результаты которого могли изменить проектные решения на участках, где он не имел возможности полного обследования или которые еще не были расчищены, как, например, основание северо-восточного придела и часовни-усыпальницы с юго-восточной стороны. И хотя он уже напрямую не участвовал в проекте, он передал комплект планов и эскизов, которые предоставили дополнительную информацию реставраторам. 

Вероятно, Юрию Павловичу было тяжело расставаться со своими мечтами и планами по восстановлению первоначального облика церкви, когда работы были приостановлены в 1946 году и стало ясно, что продолжать проект он не сможет. 

В сентябре 1948 года Ю.П. Спегальский был временно приглашен в Реставрационную мастерскую «по исполнению проекта реставрации церкви Николы со Усохи», но проект был еще раз прерван. 


Церковь Николы со Усохи ХVII века. Рис. Ю.П. Спегальского.

Реставрационные работы возобновились в 1964-1965 годы под руководством В.А. Лебедевой, которая вела работы в соответствии с проектом Спегальского: «...сооружение главы луковичной формы над барабаном четверика взамен металлической (с перехватом); сооружение трехстолпной звонницы на северном фасаде четверика по основаниям столбов, выведенным Спегальским». Однако по окончании сезона 1965 года работы были вновь приостановлены. Проект был закончен только в 1972-1978 годах под руководством талантливого и опытного реставратора Б.С. Скобельцына, который еще раз провел тщательное исследование объекта, включившее раскопки. В результате были открыты основания больших галерей с северной и южной сторон четверика, которые в свое время Спегальский определил по следам первоначальной кладки четверика. Скобельцын также определил, что первоначально у церкви было шестнадцатискатное покрытие, а не восьмискатное, каким его видел Спегальский. Восьмискатное покрытие сохранили. Затем на основании результатов качественного исследования и документации Скобельцын смог закончить часть проекта, разработанную Спегальским, включившую реставрацию звонницы. Он также перестроил крышу четверика, придела и притвора, изменил форму барабана, вернул дверям и окнам первоначальный вид, опустил полы и использовал состав раствора и побелки, более точно соответствующий времени возведения, чем те, которые использовали в 1949 году. 

Однако даже при Скобельцыне незаконченными остались три важных составляющих проекта реставрации, предложенного Спегальским. Во-первых, за несколько столетий вокруг церкви образовался слой, закрывающий стены па глубину в 1,5 метра, что искажало вертикальные пропорции здания. Спегальский настаивал на полном освобождении церкви от культурного слоя. К сожалению, это довольно простое мероприятие не было проведено, и нижние ярусы стен храма все так же были скрыты под землей, что искажал внешний облик церкви. 

Во-вторых, проект Спегальского включал восстановление галерей, примыкавших к северной и южной стене четверика, которые, по его мнению, были частью первоначальной композиции храма в XVI веке. Галереи не восстановили, а лопатки на обеих сторонах четверика церкви были продолжены по стене и «оборваны» на уровне крыш первоначальных галерей, что однозначно придавало четверику незаконченный вид. 

Наконец, Спегальский выдвинул предположение, что в XVI веке глава четверика и главы придела и часовни-усыпальницы были покрыты керамическим поливным лемехом, так как фрагменты темно-зеленого лемеха этого периода были обнаружены на кладке сводов под крышей. Таким лемехом покрывали купола других псковских храмов в XVII веке. Проект предполагал его реставрацию, но в итоге главы были покрыты деревянным лемехом, что не соответствовало эскизам Спегальского и значительно изменило внешний облик церкви.


Церковь Николы со Усохи. Современный вид.

 


 Источники:

 

Ларри, В. Реставрация церкви Николы со Усохи / В. Ларри // Ларри, В. Отверженный провидец. Юрий Павлович Спегальский и восстановление Пскова : [монография] / Ларри В. Котрен ; [перевод с английского Л. Ю. Дудченко]. - Санкт-Петербург : Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», 2020. – С. 133-136. 

 Спегальский, Ю. П. Реконструкция церкви Николы на Усохе в Пскове / Ю. П. Спегальский // Памятники культуры: исследование и реставрация. - Вып. 3. - Москва, 1961. - С. 77-91.


 Библиография:

 

Спегальский, Ю. П. Псковские часовни-усыпальницы / Ю. П. Спегальский // Средневековая археология. Краткие сообщения института археологии. Т. 99. - Москва, 1964. - С. 106-110.
Об остатках часовни на Мироносицком кладбище (обмеры, особенности кладки и т.д.) и о часовне у южной боковой апсиды церкви Николы на Усохе в Пскове. 

Спегальский, Ю. П. Реконструкция церкви Николы на Усохе в Пскове / Ю. П. Спегальский // Памятники культуры: исследование и реставрация. - Вып. 3. - Москва, 1961. - С. 77-91. 

Шлосберг, Л. Дерево жизни : юбилей Юрия Спегальского подарил Пскову еще одну традицию / Л. Шлосберг // Псковская губерния (Псков). - 2009. - 10-17 июня (N 22). - С. 15 : фот.
О новом мемориальном месте у церкви Николы со Усохи, возле которой посажен золотой клен - «Дерево Спегальского», подаренное Пскову активистами «Зеленой волны» и музыкантами группы «СП-Бабай».