Научная деятельность. Печатные труды

То, что вы ищите - ищет Вас.

Орфография и пунктуация первоисточника сохранены.

Фундаментальное исследование теории синтеза искусств.

  Наша страна переживает замечательное время совершенствования форм социального и общественного развития, ускорения научно-технического прогресса, соединения науки, труда и искусства. Сейчас всем ясно, что в строительстве развитого социализма, реализации преимуществ нашего общества поиски неиспользованных резервов - одна из насущных задач современности. В области монументального искусства и архитектуры также много нерешенных проблем, и, на мой взгляд, важнейшая из них - проблема взаимодействия пространственных искусств, их высокое художественное качество.

  Каждый раз при размышлении о судьбах современного искусства мне вспоминаются строки Маяковского: «Улицы - наши кисти. Площади - наши палитры». Знаменитое стихотворение «Приказ по армии искусства» написано в 1918 году, в том самом, когда был принят план монументальной пропаганды. Как удивительно созвучны слова поэта с идеей - сделать искусство общенародным достоянием, развернуть агитацию и пропаганду средствами всех видов изобразительного искусства. Дальновидность этой мысли мы ощущаем сегодня. Главная задача советских архитекторов, скульпторов, художников, дизайнеров - создать произведения, достойные нашего времени, близкие и понятные народу, в которых были бы ярко выражены грандиозные преобразования социалистической эпохи с её трудовыми, научными и творческими достижениями, возвышенными идеалами борьбы и побед.

  Для того, чтобы произведения появились, нужны высокая гражданская зрелость, серьёзная профессиональная подготовка, глубокие знания теории своего дела у всех участников художественного процесса.

  Что греха таить, бывают и в нашей среде «мастера», которые уповают только на интуицию и вдохновение. Без этого в искусстве не обойтись. Но очевидно и другое, что для дальнейшего развития архитектуры и искусства нам нужны глубокие, подлинно научные знания, в которых с принципиальных позиций были бы определены причины и характер тех неоднозначных процессов и явлений, которыми наполнена наша художественная жизнь.

  От исследователей искусства художники ждут глубокого заинтересованного обсуждения насущных задач, объективного анализа произведений, и, конечно, свободного владения тонкостями профессионального мастерства.

  Монография доктора искусствоведения, профессора Георгия Петровича Степанова «Композиционные проблемы синтеза искусств» - явление исключительное. Обычно искусствоведы исследуют творчество мастера, искусство определенной эпохи. Исследование проблем синтеза искусств чаще относится лишь к нашему времени и таким образом, вольно или невольно, создается разрыв между историей и современностью.

  Главное достоинство книги Г.П. Степанова заключается в том, что автор сумел построить целостную систему категорий взаимодействия искусств и проследить исторические пути сложения и совершенствования художественных форм и языка современного искусства. А ведь без прошлого нет современного и, тем более, будущего.

  Все проблемы, которые затрагивает автор, пережиты им непосредственно, в процессе творческого постижения. Получив архитектурное образование, он много работал как практик, возводил общественные и жилые здания, проектировал интерьеры, создавал живописные и графические произведения, проявив свой талант в самых разных формах и видах искусства. Он постоянно занимался научной и педагогической работой, был неоднократно деканом архитектурного факультета института им. И.Е. Репина при Академии художеств СССР, с 1981 г. - ректор ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. Большая плодотворная деятельность Георгия Петровича была отмечена присвоением почетного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

  Главная сфера его деятельности - наука. Наука об искусстве. Во все времена восхищало людей, когда в слиянии архитектуры, скульптуры, живописи рождалось нечто новое, но по своим качествам не сравнимое ни с одним из видов искусства в отдельности. Георгий Петрович почти 30 лет занимается этой темой. Не случайно его программная работа в области теории синтеза «Взаимодействие искусств» стала настольной книгой современного поколения архитекторов и художников и была удостоена диплома Союза художников СССР.

  Понятно то нетерпение, с которым мы ждали появления новой книги Георгия Петровича «Композиционные проблемы синтеза искусств». Она посвящена острейшим проблемам современной теории и практики изобразительного искусства. Ожидание было не напрасным. Основная идея - мысль автора - найти пути взаимодействия между всеми участниками творческого процесса и зрителем, некий общий язык, на основе которого можно было строить дальнейшие взаимодействия. А это очень сложная задача.

  В своей жизни мне часто приходилось сталкиваться с архитекторами, живописцами, строителями. И почти каждый раз убеждался в разнице представлений о конечной цели современного труда, о способах воплощения творческой идеи. И дело здесь не только в трудностях совместной работы. Как пишет Георгий Петрович: «…можно работать вместе, но мыслями, представлениями о созидании быть врозь; можно работать каждый по-своему, но делать общее дело. Прежде всего, важно взаимопонимание…». Но как найти такое взаимопонимание, на какой основе его строить? Автор видит выход - в определении соизмеримости творчества на основе общих категорий понимания искусства. Возможно ли такое? Оказывается - да. В древнем Египте, в античной Греции, в эпоху Возрождения существовали некие правила, по которым создавались произведения. Всматриваясь сейчас вглубь, мы находим достаточно объективные закономерности, по которым развивалось искусство прежде, а анализируя современные тенденции, видим прямую связь с ними многих постоянно действующих факторов, таких как «форма», «цвет», «пространство», «масштаб», «ритм», «тектоника», которые во многом влияют на художественное качество произведений искусства.

  В книге Степанова Г.П. эти привычные термины приобретают глубокое научное содержание, на основе системно-структурного анализа выявляются глубинные взаимосвязи между явлениями, которые они обозначают.

  Монография посвящена поиску интегральных связей композиции, динамике основных категорий синтеза искусств, композиционно-образной целостности, монументальности и декоративности, структуре пространственной организации, тектонических закономерностей формообразования, масштабности художественной формы, очевидно связанных с общественным развитием и оказывающих устойчивое воздействие на сложение произведений синтеза искусств.

  Естественно, что влияние этих взаимосвязей для автора не самоцель. Прежде всего, его волнует проблема: как создавать красивые города и села, бережно сохранять природу, шедевры национальной культуры советского народа. Создать новую художественную реальность, образное отражение современности на основе глубинного понимания объективных процессов развития нашего общества. Эта задача требует от зодчих и художников, скульпторов огромного творческого напряжения, знания, устойчивых композиционных взаимосвязей синтеза искусств. В книге подняты многие важные проблемы, одинаково волнующие зодчих, художников, дизайнеров. Это соотношение «монументального» и «декоративного» в нашем современном искусстве, сочетание массового и уникального в строительстве, понимание синтеза искусств как развивающейся пространственной системы и поиска для его выражения соответствующих художественных качеств, создания определенных «точек зрения» для восприятия художественно организованного пространства. Эти проблемы подробно рассматриваются на анализе конкретных памятников архитектуры. Все они были изучены Георгием Петровичем во время многочисленных творческих поездок, научных командировок, путешествий.

  Книга обладает еще одним несомненным качеством: она сама - произведение искусства. Большинство наиболее удачных фотоиллюстраций выполнены автором книги.

  Ленинград стал главной темой живописных, графических произведений художника-архитектора Г.П. Степанова. Любовь к городу интерпретировалась и в книге. Значительное место в ней отведено исследованию всемирно известных памятников архитектуры, искусства и ландшафта ансамблей: Петродворца, Павловска, Пушкина, Александрии, Ораниенбаума. По-своему автор взглянул на уникальные ансамбли Петропавловской крепости, Дворцовой площади, Марсова поля, стрелки Васильевского острова, памятника героическим защитникам Ленинграда.

Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии,
Народный художник СССР
Михаил Константинович Аникушин
24.07.1985 год.