Борис Скобельцын приехал в Псков по приглашению Псковских реставрационных мастерских в 1955 году и остался в нем жить и работать навсегда. Впоследствии он никогда не жалел о решении покинуть Ленинград.
Более 40 лет Борис Скобельцын отдал консервации и реставрации старинных храмов, башен, часов и усадеб. В интервью «Ленинградской правде» в 1990 году он сказал: «В 1955 году я начал работать в Пскове, у нас было 125 памятников архитектуры в работе, и со всем этим справлялась одна мастерская со скромной проектной группой. Это был настоящий ренессанс реставрации».
Первыми объектами стали Часовня на Мироносицком кладбище и прясло стены вдоль реки Великой от Власьевской башни до Профсоюзной улицы. После в 50-е годы под его руководством была выполнена реставрация церкви Николая Чудотворца в устье реки Великой.
Затем последовали реставрационные, противоаварийные и консервационные работы не только в Пскове, но и в области. Началось восстановление Порховской крепости с консервацией и ремонтом храмов Рождества Богородицы и Никольского.
С начала 60-х годов Борис Скобельцын занимался объектами Крыпецкого монастыря, трапезной, колокольней и храмом Рождества Христова в деревне Малы. Он был автором проекта восстановления и дворцового ансамбля в Волышово.
Перед тем, как начинать реставрацию, Борис Скобельцын проводил много времени в архивах, изучал церковные книги, летописи и воспоминания земских краеведов. Он сам измерял, делал чертежи, рисовал, фотографировал.
Особенно Борис Скобельцын гордился двумя Никольскими храмами, в Устье и Николы со Усохи в Пскове. В последнем он лично принимал участие в восстановлении интерьера, который после реставрации приобрел неповторимый облик. В работе над обмерными чертежами Борису Скобельцыну помогали члены его семьи. И он с удовольствием показывал своим гостям великолепие данного интереснейшего памятника псковского зодчества XVI века. Об этом вспоминал профессор Псковского педагогического института Евгений Степанович Маймин: «Помню, как в один из приездов Лихачева Борис Степанович познакомил его с только что отреставрированным храмом Николы со Усохи. По-особенному красивым и величественным храмом. В его реставрации принимал участие и Скобельцын. Он тогда даже ключи от храма носил с собой. Храм был совершенно пустой, как бы обнаженный, и это только усиливало его первозданную красоту и величие. Борис Степанович водил Лихачева в храм по несколько раз в день. Он показывал его в разном освещении, так что храм являл собою всю новую и неожиданную красоту. Д.С. Лихачев радостно удивлялся, а Б.С. Скобельцын торжествовал. Он не только показывал красоту, но был как бы хозяином этой красоты, ее творцом».
Сам Борис Скобельцын говорил: «Храм для меня – это Красота. Красота – это и есть Бог, совершенство. Памятники архитектуры – творения человека, и я к ним отношусь, как к святому… Я вхожу в храм – и перерождаюсь. Вечером, когда зажигаешь свечи, храм – это чудо. Мне кажется, что вот то, что сотворил гений человека, анонимный у нас в России, он заложил какие-то гигантские энергии. Что гениально – должно быть свято».
Силуэт храма Николы со Усохи впоследствии был высечен на надмогильной плите реставратора.
Вместе с известным ученым Мариной Яковлевной Гловинской Борис Скобельцын занимался изучением керамид Пещер Псково-Печерского монастыря: производил обмеры и фотофиксацию, расшифровывал надписи. Благодаря ему состоялась инвентаризация и паспортизация памятников культуры города Пскова и области. Он также собрал богатый фотоархив достопримечательностей, материалы которого выставлялись в 1958, 1985 и 1995 годах.
На телевидении Борис Скобельцын создал цикл передач «Забытое наследство», где с горечью говорил о памятниках, нуждающихся в срочном восстановлении. Он никогда не был членом Союза архитекторов и даже не имел своей мастерской. Однако это не помешало ему стать одной из ярчайших фигур «золотого века» отечественной реставрации и навсегда вписать свое имя в историю Псковского края.
Статьи