Изразец

Гончарное дело Псковской земли

Серия «Культура земли Псковской».  Выпуск 23

История псковской керамики


Обилие различной археологической керамики, в том числе остатки плинф, киотов, изразцов свидетельствует, что Псковская земля издавна являлась крупным керамическим центром. Здесь изготовлялось множество глиняных изделий бытового и строительно-декоративного назначения. 

В Псковских городищах VIII-Х веков находились кухонные горшки, круглодонные чаши, орнаментированные гребенчатым штампом, луновидным налепом, парадная посуда, украшенная орнаментом и изготовленная без помощи гончарного круга. С Х в. посуду делают на примитивном гончарном круге. 

В VIII-XIV столетиях в Пскове получила распространение муравленая черепица, применяемая для головного убора православных храмов. Она, вероятно, породила простые облицовочные плитки, а затем изразцы с узором и румпой для крепления в кладке стен. 

Первые в истории Руси изразцы сохраняются в декоре псковской церкви Святого Георгия со Взвоза (1494 год). С конца XV в. на подкупольных барабанах псковских церквей появились керамические пояса - надписи, говорящие о том, кем и когда были построены эти здания. Позднее такие пояса - надписи появились в Москве, Старице и других городах. 

Многочисленные археологические находки говорят о том, что в XV-XVI вв. в Пскове изготовлялась с характерным рельефом декоративно-строительная керамика с сюжетным изображением птиц, кентавров, барсов, человеческих фигур и т.д.  

В ХVII-ХVIII вв. новые строящиеся здания украшались красивыми изразцовыми печами. Археолог В. И. Кильдюшевский керамическое производство в средневековом Пскове разделяет на 3 этапа развития: 

1 этап (середина ХII-ХIV вв.). К концу этого периода исчезают наиболее архаичные типы горшков и мисок, характерные для ХI-ХII вв. Изменяется и характер орнаментации. Если в ХII-начале ХIII вв. многорядный линейный (иногда в сочетании с волной) орнамент покрывал от 1/2 до 2/3 сосуда, то к концу XIII-началу XIV в., основным типом становится комбинация линейного орнамента из двух-четырех линий, часто в сочетании с другими элементами - волной и насечками. До первой четверти XIII в. орнаментировано 93-96% всех сосудов с использованием различных комбинациях трех элементов (линии, волны, прямоугольные штампы). В конце XIII-начале XIV в. процент орнаментированных сосудов составлял около 86,7%, зато увеличивается количество комбинаций (до 23-24) и число элементов, их составляющих. Появляются ногтевидные насечки, треугольный штамп, ямки, косые насечки. Таким образом, конец этого этапа характеризует начало становления самостоятельного псковского керамического производства, формирование своей, традиции, вкусов потребителей. 

II этап (первая половина XIV-конец XV в.). Происходит постепенное увеличение числа горшков новых типов. Упрощается орнаментация, количество элементов сокращается до трех (линия, волна, ногтевидные насечки), уменьшается (до 17) количество используемых комбинаций. Число орнаментированных сосудов к концу XV в. сокращается до 30-40%. Изменяется форма горшков. Они становятся более приземистыми, с невысокой шейкой и коротким венчиком. Заметна большая стандартизация размеров, улучшение технологии производства, качества теста. Налицо сформировавшееся ремесленное производство керамики на рынок. Основную роль в этом сыграл политический и экономический расцвет Псковской земли. 

III этап (конец XV-XVII в.). На этом этапе мы можем проследить значительные изменения в керамическом производстве. С одной стороны - продолжают развиваться тенденции, намеченные на этапе II: дальнейшая стандартизация форм и размеров, усиление роли товарности и технологичности производства, что привело к почти полному исчезновению орнамента (2,5-5%). Количество комбинаций сократилось от 8 (в 4-5 пл.) до 4 (во 2-3 пл.). Используются всего два элемента: линия и волна, изредка - ногтевидные насечки. Значительно улучшился обжиг, состав глиняного теста, появляется поливная и лощеная посуда. Значительно увеличился ее ассортимент. Псковские гончары начинают изготавливать новые типы горшков, крышки, новые типы разнообразных по форме и назначению мисок, фляги, рукомойники, штофы, кубышки и другие формы столовой посуды, подражающие формам стеклянных и металлических сосудов. С другой стороны - вхождение Пскова в состав единого централизованного государства, сложение и расцвет единой культуры, привели в XVII в. к исчезновению местных традиций в изготовлении посуды и появлению новых форм, характерных для единого Русского централизованного государства. 

   

К XX в. в псковском крае изготавливались практически все известные виды керамических изделий, от изразцов до игрушек-свистулек. Особенно многообразна бытовая керамика: объемные массивные корчаги, горшки-двойнята, чашки, бутыли с узким горлом и ручками, кувшины, горлачи, миски, водолеи, молочники и детские игрушки. Местные мастера выпускали посуду матовую, либо покрытую однотонной поливой коричневого, желтого или зеленого цвета. На Псковщине получила распространение муравленая (с зеленой поливой) керамика. Она шла на изготовление домашней посуды, черепицы, применяемой для покрытия куполов православных храмов, простой облицовочной плитки, а затем и изразцов с узорами. Повсеместно встречалась чернолощеная посуда. 

Традиционно изделия покрывались бесцветными глазурями и расписывались цветными красками – ангобами. Разнообразие типов и техник изготовления керамической продукции представлено в подразделах: матовая посуда, посуда с однотонной поливой, посуда расписанная цветными глиняными красками – ангобами, псковская игрушка, изразцовая керамика. 

По мере упадка роли средневекового Пскова городские мастерские ветшают и мельчают, хотя существуют до начала ХХ в. Традиционное керамическое ремесло уходит за пределы города. Изготовление керамической утвари бытовало во многих районах псковской земли, но сохранился промысел в районе пригородных деревень Лопатино и Яблонец вплоть до послевоенного времени. К 1926 году в псковском округе гончарным промыслом занимались около 200 человек. Там делали посуду и попутно игрушки для псковского рынка. Практически в каждой большой деревне работали если не несколько мастеров, то хотя бы один. 

Во второй половине ХХ века керамические изделия вышли за рамки утилитарного назначения, бытового и хозяйственного пользования, а стали предметом декора и художественного творчества, используются для украшения интерьера, одежды, представляются на художественных выставках. Последнюю треть ХХ и начало ХХI века можно назвать периодом творческого эксперимента в керамике, временем проявления ярких индивидуальностей художников-керамистов. 

Сегодня в керамике отражаются все направления современного искусства – поп-арт, гиперреализм, концептуализм, инсталляция. Произведения мастеров отличает глубина и выразительность художественного образа, чувственная романтичность и философское отношение к миру, усиление декоративных качеств материала посредством фактуры и цвета. 

Cовременная псковская керамика изготавливается на малых предприятиях художественной промышленности и в авторских мастерских. Гончарные изделия Псковщины привлекают своей сочностью пластики и убедительной основательностью каждого предмета. Мастера пытаются восстанавливать былые традиции и сохранить собственный уникальный псковский стиль продукции. 

Дополнительные материалы>>>

Библиография к статье>>> 

Источники: 

Бочина, Н. А. История и перспектива развития ремесленничества на территории Псковской области / Н. А. Бочина, Г. А. Бояркова, Е. Г. Писарева ; при участии "Мониторинг.Ру - Псков" // Традиционная народная культура Псковской области / Комитет Псковской области по культуре, Областной центр народного творчества. – Псков : [Областной центр народного творчества], 2005. - [Вып. 1]. - С. 34-54. 

Городецкая, И. А. Народное искусство / И. А. Городецкая // Псков : Памятники истории, культуры, архитектуры: В 2 т. Т. 2 / Е. П. Матвеев [и др.]. - Москва : Терра-Книжный клуб, 2003. – С. 76-95 : ил. - (Богатырская застава земли Русской). 

Кильдюшевский, В. И. Керамика Пскова XIII -XVII вв. (опыт классификации) / В. И. Кильдюшевский // Археология и история Пскова и Псковской земли : тезис докладов предстоящей научно-практической конференции / ответственный редактор В. В. Седов ; Псковский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. – Псков : [Б. и.], 1986. - С. 13-15. 

Маслих, С. А. Псковские изразцы / С. А. Маслих // Маслих, С.А. Русское изразцовое искусство XV-XIX веков / С. А. Маслих. – Москва : Изобразительное искусство, 1983. – С. 14-15. 

Псковская керамика : [каталог / составители : Н. А. Бочина, В. П. Боровко ; фото : В. Рахман и др.]. - Псков : Псковский областной центр народного творчества, 2013. - [26] с. : цв. ил., портр.