Изразец

Гончарное дело Псковской земли

Серия «Культура земли Псковской».  Выпуск 23

Псковская глиняная игрушка


Псков был древним гончарным центром, а игрушку делали везде, где занимались гончарством. Специальных игрушечных промыслов в Псковском крае не было. Это занятие было попутным, второстепенным делом. Изначально свистулька была не только детская забава, но и оберег. Считалось, что их свист отгоняет злых духов. Лепили ее и для себя ради забавы, и для продажи, особенно к ярмаркам и праздникам. Мужчины лепили посуду, а из оставшихся кусочков глины женщины и дети делали свистульки - домашних животных.


Глиняные игрушки-свистульки. 1940-е гг.
Красная глина, ангоб, цв. глазури, гончарная формовка, лепка.
Деревня Хяхино, Яблонец, Кебь, Лопатино.

Персонажами игрушек-свистулек были кони, птицы, бараны, всадники, коровы, мужики и т.д. Они ближе к архаической народной пластике. Игрушки сохранили древний способ декорирования натуральными керамическими красителями (ангобами и эмалями с подкраской цветными глазурями). Для псковской пластики характерны налепные детали, например: нос, глаза, борода, усы, уши, пуговицы на одежде, грива у лошади. Детали могут быть процарапаны по сырой глине. Как и все псковское гончарство, игрушка ближе всего к древней псковской архитектуре гармоничной, крепкой, основательной пластикой, приземистыми пропорциями и общим настроением. 

Огромное значение в возрождении псковской глиняной игрушки имеет опыт и работа талантливых мастеров, которые занимаясь народным искусством, обращаются к глиняной пластике, к глубоко народным образам. Глиняная игрушка со временем изменялась, но сохранила свою самобытность. Наивная и неяркая, она подкупает сегодня звонкостью красок, деталями и тщательностью лепки. Размер ее порой стал больше, декор более пышным, а орнамент более сложным но, как и сто лет назад, глиняная игрушка продолжает нас радовать своею праздничной красотой. 

Современную глиняную игрушку представляют псковские мастера Н.А. Хлытин, который продолжает серию фантастических зверей и шуточных скульптур «Мужики», и Е.Д. Румянцева с ее композициями «Пожарники», «Богатырское войско», «Коты», «Бабы». Постоянным участником областных выставок является студия глиняной пластики из Новосокольников. 

Русская игрушка всегда отличалась юмором, меткостью определения характеров, фантазией и условностью пластических форм. В ней, как и во все времена, отражено время, хоть это и сказочные герои, но через юмор и элементы гротеска проглядывается современная жизнь, отношения, манеры. Этот вид народного искусства вызывает огромный интерес у больших и маленьких зрителей. 

Библиография к статье>>> 

Источники: 

Бочина, Н. А. История и перспектива развития ремесленничества на территории Псковской области : глиняная игрушка / Н. А. Бочина, Г. А. Бояркова, Е. Г. Писарева ; при участии "Мониторинг.Ру - Псков" // Традиционная народная культура Псковской области / Комитет Псковской области по культуре, Областной центр народного творчества. – Псков : [Областной центр народного творчества], 2005. - [Вып. 1]. - С. 46. 

Городецкая, И. А. Народное искусство / И. А. Городецкая // Псков : памятники истории, культуры, архитектуры : в 2 томах. Т. 2 / Е. П. Матвеев [и др.]. - Москва : Терра-Книжный клуб, 2003. – С. 76-95 : ил. - (Богатырская застава земли Русской). - С. 94-95.