Изразец

Гончарное дело Псковской земли

Серия «Культура земли Псковской».  Выпуск 23

Псковское изразцовое искусство


Псковская земля издавна являлась крупным керамическим центром. Во времена Древней Руси Псков, наравне с Москвой, был центром изразцового искусства. Многочисленные археологические находки говорят о том, что в ХV-ХVI веках в Пскове изготовлялась своеобразная, с характерным рельефом декоративно-строительная керамика с сюжетным изображением птиц, кентавров, барсов, человеческих фигур и т.д. Керамические изделия других русских центров не имеют подобных образов, что свидетельствует об уникальном своеобразии псковского керамического производства. 

В VIII-XIV столетиях в Пскове получила распространение муравленая черепица, применяемая для головного убора православных храмов. Она, вероятно, породила простые облицовочные плитки, а затем изразцы с узором и румпой для крепления в кладке стен. 

Первые в истории Руси изразцы сохраняются в декоре псковской церкви Святого Георгия со Взвоза (1494 год). Круглые плиты не дошли до наших дней, о них узнаем из очерка А. Березского, опубликованного в 1887 году. На сохранившихся прямоугольных плитах имеются двухярусные изображения. Керамический пояс из прямоугольных и круглых муравленых плиток украшал и барабан этого храма. Лицевая сторона прямоугольных изразцов представляет собой рельеф с изображениями: в центре – китоврас; по краям – длиннобородые старцы. В круглых медальонах изображены птицы и барсы. 


Изразец из керамического пояса барабана церкви Георгия со Взвоза. 1494 г.
Глина, отминка с формы, глазурь. 18*35.

С конца XV века на подкупольных барабанах псковских церквей появились керамические пояса – надписи, говорящие о том, кем и когда были построены эти здания. Рельефные муравленые буквы слагались в монументальную книгу - летопись, хранящую сведения о древней истории, а страницами в ней служили сами церковные стены. Наиболее интересные пояса такого типа украшают Благовещенскую церковь Псково-Печорского монастыря (1540 г.) и Никольский собор города Острова (1543 г.). Псковские мастера были известны далеко за пределами Пскова. Псковские лепные изразцы находят свое повторение в архитектурных ансамблях Подмосковья (Новый Иерусалим, собор Воскресения Христова, храм св. равноапостольных царя Константина и матери его Елены; Свято-Пафнутиев Боровский монастырь, Николо-Вяжищенский монастырь и др.). 


Керамические изразцы новгородского Николо-Вяжищенского монастыря

В 1476 году псковские мастера построили в Троице-Сергиевой Лавре кирпичную Духовскую церковь с декоративным фризом у основания закомар, состоящим из терракотовых глиняных обожженных плиток с тисненным растительным орнаментом. Однако узорчатую поверхность керамики псковичи покрыли побелкой, уподобляя ее резьбе по камню. Рельефные изображения плиток повторяли мотивы каменных резных украшений: переплетающиеся побеги и стебли растений. Подобно Духовской церкви Троице-Сергиевой обители была украшена церковь Ризположения в Московском Кремле (1485), которую тоже возводили псковские мастера. Рисунок тех же изразцов повторен в керамических поясах Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1491) и Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1497). 


Изразцовая печь. Приказные палаты. Псков.

В XVII-XVIII веках новые строящиеся здания украшались красивыми изразцовыми печами, что обеспечивало прочное существование псковскому керамическому центру. Особый интерес представляют для специалистов псковские печные изразцы, бережно сохраняемые и воссозданные по лепным эскизам архитектора и художника-реставратора Ю.П. Спегальского, работавшего в восстанавливающемся Пскове после Великой Отечественной войны. Он же делал прориси псковских керамид. 

Керамиды

Псково-Печорские керамиды 

Среди художественных памятников Псковского края исследователи еще в конце XIX века отмечали так называемые керамиды - надгробные керамические плиты из обожженной глины с темно-зеленой поливой, находящиеся в пещерах Псково-Печорского монастыря. 

Таких надгробий в других местах Руси нигде не существует, и поэтому печорские керамиды представляют особое явление. 

Псково-Печорский монастырь возник в 1470-х гг. близ ливонской границы и сразу же приобрел оборонное значение. В монастрских подземных галереях-пещерах, вырытых в плотном материковом песке и вытянувшихся многими разветвлениями на сотни метров вглубь гор, находятся тысячи индивидуальных и групповых погребений, производившихся от начала основания монастыря и до нашего времени.         

Плиты отмечены оригинальностью, сложностью исполнения и несомненным художественным достоинством. По размеру они невелики: в среднем высотой 45-60 см. и шириной 30-40 см. (более крупные из них - ранние). Установлены они все одинаково, в вертикальном положении, поскольку закрывают собой изножие или изголовье могильной ниши. Характер изображений на этих плитах с годами менялся в сторону упрощения изобразительного начала. 

В наиболее ранних образцах, выполненных по единой форме, на прямоугольнике обожженной глазурованной плиты зеленого тона идет текст, сообщающий дату смерти, имя умершего или убиенного в сражении и обстоятельства его смерти ("Убиен бысть... от магистра Лигоньского"). Над текстом, в центре изображен высоким рельефом киотец-храм в виде трехлопастной, с повышением в центре, килевидной арочки, опирающейся на витые колонки. Он имеет завершение в центре - церковную главку с барабаном, с луковкой, с окном на барабане и узорным рисунком. По сторонам главки стоят еще по две башенки с шатровыми верхами, также с оконцем и узорами. Таким образом, киотец как бы завершается пятиглавием. 


Керамида Псково-Печерского монастыря

Внутри киотца изображено лобное место со скалистой голгофой, головой Адама под ней и восьмиконечным крестом, справа и слева от креста помещены копье и трость, фоном кресту служат стены Иерусалима. По сторонам креста читаются буквы и сокращения обычной здесь христианской формулы: "Царь Славы, Иисус Христос, Ника, Место Лобное - рай бысть". Фон заполнен витками мелкого, тонко прорисованного растительного орнамента, в завитках которого вписаны фигурки реальных и фантастических животных и птиц, причем характер этого орнамента, его упругая ясность и композиционная четкость носят вполне ренессансный характер. 

Надписи этих плит являются своеобразными страницами не только отдельных судеб, но и истории Псковской земли в целом. В пещерах - усыпальницах монастыря лежат ратники, "служилые люди" из числа тех местных псковских помещиков, которые испытывали все превратности беспокойного места и времени, призванные здесь нести пограничную службу. Из них многие полегли на поле брани, о чем и говорят надписи на плитах. Позднее, во второй половине XVII века, надгробные доски в Псково-Печорском монастыре стали изготавливаться из камня-известняка, но название «керамид» за собой сохранили. 

Керамические надгробия изготавливались с помощью больших разборных деревянных форм – точно также как первые печатные книги: в большой форме-колоде набирались маленькие матрицы с различными изображениями. Это позволяло при относительно небольших трудовых затратах достигать значительного разнообразия изделий. 

С конца 1560-х гг. форма изображения на досках меняется: пятиглавие с верхней части киотца временами исчезает, потом вновь появляется, но узоров на фоне вокруг него становится меньше. Плиты мельчают, приобретая полукруглое завершение сверху, киотец совсем уже утрачивается, и остается только укрупненное изображение голгофского креста с орудиями страстей - копьем и тростью. 

Позже, во второй половине XVII века, надгробные доски для отдельных погребений производились уже из камня-известняка. Тип доски сохранился примерно тот же, поэтому и название "керамиды" продолжает удерживаться за этими плитами, но их художественное качество ниже, хотя по количеству каменные керамиды в Псково-Печорском монастыре преобладают. Единичные каменные доски этого типа можно увидеть в Пскове, внутри Рождественского собора Снетогорского монастыря, в пристройке XVII века и на наружной стене Мирожского собора, а также в других местах - например, в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря. Обычно кроме текста на них изображен только голгофский крест. 

Островские керамиды 

Одной из необычных достопримечательностей древнего Острова являются керамиды, украшающие церковную главу Никольского собора. Это небольшие зеленые керамические плитки с рельефными изображениями, относящиеся ко времени сооружения собора, а именно к ХVI веку. 

Керамический пояс Никольского собора состоит из надписи-«летописи», выполненной из крупных плит с зелеными глазурованными буквами. Надпись обрамлена муравлеными валами. Сохранилась она не полностью, но еще можно прочитать следующее: «Храм Николы сооружен при Великом Князе Иване Васильевиче в 1542 году Старосте церковным Ларвоне Левонтеев да Михаила Кузмин Кюрила Григорьев сын Иван сес..сове…». Над надписью находился сплошной пояс из небольших глазурованных плит. Все плиты одного размера и имеют одинаковые рельефные изображения. На этих плитах, покрытых зеленой глазурью, рельефно изображена арка на витых колонках, над которой возвышается пятиглавый храм, обрамленный орнаментом. Дубовые ветви орнамента образуют завитки, в которые вписаны реальные и фантастические животные и птицы. В верхних углах каждой плиты помещены пес Цербер и двуглавый орел. Все эти замечательно оформленные и обожженные рельефные плитки покрыты зеленой глазурью. 

Островские керамиды, кроме художественных достоинств, представляют большой исторический интерес и нерешенную до сих пор научную загадку. Каким образом известная нам по Острову керамида стала частью надгробной плиты, не изменив при этом ни размеров, ни рельефа? Ответ на этот вопрос был получен после детального изучения способа изготовления керамид. Дело в том, что их изготовляли при помощи разборных форм, то есть так, как печатали первые книги. Вырезанные на деревянных досках формы зажимали в одну раму и оттискивали на сырой глине. При этом главной являлась форма с изображением арки и пятиглавного храма, окруженного орнаментом. Она, как нам известно, могла формироваться и обжигаться отдельно и представила собой декоративный элемент для украшения фасадов церквей. 

Удалось установить имена мастеров, изготовлявших островские керамиды. При реставрации Никольского собора в Острове на обратной стороне одной из плит удалось прочесть: «плотник сей ображец резал Давыд», «Тимоха печник». Слова эти были процарапаны до обжига по сырой глине отформованной плиты. Эти же имена были обнаружены и на керамидах подземного некрополя Псково-Печорского монастыря. 

Обнаруженные на керамидах подписи не только доносят до нас имена замечательных древнерусских гончаров, но свидетельствуют о хорошо налаженном массовом производстве изразцов на древней Псковской земле в XVI веке. 

По своим художественным достоинствам керамиды являются драгоценными памятниками древнего декоративного искусства. В них нашли отражение наряду с местными художественными особенностями и черты складывавшегося единого древнерусского искусства. Кроме того, прогрессивный для того времени способ изготовления керамид представляет интерес для историка, изучающего развитие древнерусского ремесла и техники. 

Библиография к статье>>>

Источники: 

Ермонская, Вера Васильевна. Русская мемориальная скульптура : к истории художественного надгробия в России XI-начала XX веков / Ермонская Вера Васильевна [и др.]. - Москва : Искусство, 1978. - 311 с. : ил. 

Маслих, С. А. Псковские изразцы / С. А. Маслих // Маслих, С. А. Русское изразцовое искусство XV-XIX веков / С. А. Маслих. – Москва : Изобразительное искусство, 1983. – С. 14-15. 

Овсянников, Ю. М. [Псковские керамиды и изразцы] / Ю. М. Овсянников // Овсянников, Ю. М. Солнечные плитки. Рассказы об изразцах / Ю. М. Овсянников. – [Москва : Советский художник, 1967]. - С. 21-35. 

Филиппов, А. В. [Псковская керамика] / А. В. Филиппов // Филиппов, А. В. Древнерусские изразцы. Вып. 1 : XV-XVIII вв. / А. В. Филиппов. – Москва : Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1938. – С. 21-25. 

Экк, А. Островские керамиды / А. Экк // Островская земля : краеведческий альманах. – Остров : [Б. и.], 2004. - Вып. 1. - С. 50-52.