Изразец

Гончарное дело Псковской земли

Серия «Культура земли Псковской».  Выпуск 23

Производство керамических изделий


В псковском крае изготавливались практически все известные виды керамических изделий, от изразцов, применявшихся для украшения храмов, до игрушек-свистулек. Гончарство развивалось повсюду, где были залежи пригодной для обжига глины. 

Славились мастера Псковоградской волости Псковского уезда, из деревень, расположенных на реке Черехе. Сами гончары в конце прошлого века рассказывали, что их промыслу не меньше 200 лет. Известны также и другие центры: в Усвятах, Арбузовой Щилинке, Прилуках, Малой Буднице, Череменке, Могутове и др. В начале XX в. гончаров было больше всего в Псковском, Великолукском и Торопецком уездах. 

Сезон работ гончаров продолжался с октября по март, но мог быть и дольше - с сентября по апрель. Это зависело во многом от того, насколько велик был сбыт керамики в данной местности. 

Глину копали осенью. Обычно это делалось вблизи деревни, но иногда приходилось покупать глину на стороне. В сараях, куда свозили глину, ее чаще всего и месили. Если было тепло, то месили и на дворе, и на досках, в корытах, босыми ногами, удаляя сор, камни, добавляя воду, пока глина не доходила до состояния однородной каши. После этого ее пускали в дело. 

Для изготовления, сушки и обжига посуды крестьяне ставили у себя на дворах заводы - отдельные помещения. Там оборудовалась гончарная печь – горн, по периметру помещения в стены врубались полки для сушки посуды. Там же устраивались лавки, перед которыми устанавливали гончарные станки – один или несколько, смотря по количеству работников в семье. Станок состоял из двух кругов на железном стержне, вращающемся в углублении стальной пластинки, прибитой к полу. Нижний круг – маховик раскручивали ногой, верхний круг – для работы с глиной. Такие станки изготавливали местные кузнецы. Возле круга помещали корытце с водой для смачивания рук. При отделке пользовались деревянным ножиком (щепкой). Готовую посуду снимали с круга ниткой или медной проволокой. 

Работали обычно при полном свете, зимой - с 9 утра до 16-17 часов. Опытный гончар знал точно, какое количество глины по весу и объему надо брать на определенный вид изделий - вся посуда одного вида выходила одинаковой. Глину ставили на круг и, придав ему вращение, формовали заготовку в виде цилиндра. Затем одной рукой наверху намечали отверстие, которое постепенно расширяли, образуя внутренний объем, другая рука помогала снаружи. Гончары пригородных псковских деревень говорили, что они посуду точат (т. к. при работе используется вращательное движение). Менее чем за четверть часа можно было изготовить большой горшок, в сутки выходило до 25-ти горшков. Готовые изделия ставили на полки и сушили от двух суток до недели, в зависимости от времени года, температуры и влажности воздуха. 

Гончарные печи - горны - строились одно- и двухкамерными. Если печь однокамерная, это требовало особого порядка укладывания дров - решеткой, чтобы лучше разместить на них изделия. Дрова, уложенные этим способом, прогорали равномерно. Такие печи были, например, в Жуково-Торопецкой волости Холмского уезда. В деревнях на реке Черехе под Псковом клали двухкамерные горны, состоявшие из топочного и обжигового отделений. Топка представляла собой ряд небольших сводчатых помещений для дров. Она сообщалась с верхним отделением отверстиями, сквозь которые проходил огонь. Над топкой был выложен под - пол обжиговой камеры, которая была четырехугольной, сводчатой, длина стен и высота свода ее составляли по 2 аршина, т.е. около 1,5 м. Вместительность такой камеры - 400 больших изделий и столько же мелких, которые вкладывались в большие. Мелкую посуду ставили в большую, предварительно установив на дне большого сосуда козявку (название из д. Череменки Стругокрасненского р-на) - подставку в виде глиняного кольца на трех ножках. Ставить одну посудину в другую непосредственно нельзя, иначе при обжиге они слипнутся. 

Если изделия раскрашивали и муравили, это происходило до обжига, поскольку расплавы свинца, олова и меди с белым песком, из которых состояли краски и полива, под воздействием жара спекались в стекловидный защитный слой. Муравили посуду так: жидкость, приготовленную для муравления керамики, наливалась в посуду, которую в наклонном положении вращали около своей оси, которая приставала ко всем внутренним стенкам. Большей частью муравилась середина посуды, но часто и наружная сторона. Для красок покупалось: олово, свинец, медь, брюнец (камень), анцимоний, рижская глина. Для получения белой краски, в котел клали 1 пуд свинца, 8 фунтов олова и все это жглось целый день, потом прибавлялось 8 фунтов соли и белого рижского просеянного песка и пуд свинца. Все это разливалось по чашкам и ставилось в горн. В чашки сперва посыпался красный песок, чтобы масса не прилипала. Вынув из горна полученную твердую массу, толкут и мелят, затем разводят водой до консистенции жидкой сметаны. Тоже проделывали и с другими красками, т.е. обжигали, мелили и разводили водой.
Свинец, медь, брюнец, красный песок – дают черную краску.
Свинец, анцимоний, белый песок – дают желтую краску.
Свинец, медь – зеленую.
Свинец и красный песок – дают красновато-бронзовый цвет, что и называется муравлением посуды, чтобы жидкость, налитая в посуду не впиталась в глину. 

Составлять краски было нелегко и редко получалась на посуде совершенно чистая краска. Приготовленными красками пользовались так: ставили посуду на раскрученный станок, дотрагивались до края кисточкой с краской, получался раскрашенный круг. Часто их проводили несколько, что зависело от фантазии мастера. Для красивых симметричных зигзагов пользовались рожком с тонким отверстием. Цветы рисовались кистью. Посуду, вынутую из печи, закаливали в растворе овсяной, житной муки или отрубей. Раскаленный докрасна горшок надевали на палку и окунали в корыто с раствором комнатной температуры, быстро вращая, чтобы равномерно распределить раствор. Посуда выходила пестрая, неказистее муравленой, но была также крепкой, звонкой. 

Браковали посуду по выходе из горна. Брак давал себя знать при закалке, муравленые горшки проверяли на чистоту звука, постукивая пальцем. Процент брака зависел, конечно, от мастерства гончара, но также и от качества самой глины. 

В разных местностях Псковской губернии этот промысел давал различный доход. Например, в Захонской волости Новоржевского уезда горшечное производство в конце XIX в. пришло в полный упадок: гончары просили «Христа ради» взять их изделия в обмен на хлеб, меняли и на хворост, т.к. леса в этих местах были сведены. Также возили горшки на ярмарки в Новоржев, в села Ашево, Цевло. Партия оценивалась по 10 руб. - 500 штук, или по 100 руб. - 3500 штук. В других гончарных центрах сами мастера развозили свою продукцию по округе. Цена горшку - то количество ржи, ячменя, гороха, которое в него вмещалось. 

Мастера на реке Черехе под Псковом в конце прошлого века могли считаться преуспевающими: их работа ценилась далеко за пределами их волости, у них был постоянный сбыт продукции. 

Ассортимент изделий был ориентирован в основном на нужды сельских жителей: плоские чашки, молочные кринки, чайники и чашки, кружки, кувшины, квашонки, бочонки, сливочники, блюда и тарелки, умывальники, цветники, детские свистульки. С одного горна, т.е. с обжига одной партии посуды, выручали от 18 до 30 руб. В год обжигали до 20 горнов - в сезон, с сентября по апрель, так что печь загружали каждые две недели. Посуду продавали на сотни. Мера эта условная и является, собственно, средней ценой партии посуды - 3 рубля (100 горшков по 3 коп. или 6 штук по 50 коп.). Цены по всему гончарному району были одинаковые, за исключением изделий знаменитых мастеров.

Об одном из них, Захаре Павлове, рассказывается в очерке «Описание деревни Луковки Псковоградской волости Псковского уезда». 

Изделия свои Павлов поставлял в г. Дерпт (Тарту), но его заказчики перемерли, новых почему-то не нашлось, и он стал сбывать продукцию по соседству, в лавки. Его работа так ценилась, что он уже неохотно брался за заказы со стороны; в короткое время из плохонькой избушки перебрался в хорошее жилище из двух изб - летней и зимней, подумывал и об отдельной мастерской. 3ахар Павлов был не просто мастер, но и художник. Он любил делать замысловатые сосуды с секретом и мог просидеть над изобретением новой хитрости даже в ущерб основной работе. Этот простой, по-видимому, возмещался: в очерке приведен бюджет хозяйства мастера, из которого явствует, что он и его семья имели в год чистую прибыль около 100 рублей - немалые деньги для крестьянина. Изделия с секретом были, к примеру, такие: стакан, из которого в буквальном смысле «по усам текло, а в рот не попало», если не знать, до какого места надо дотрагиваться губами; фигура человека с палкой: в палку наливали воду, из головы пили, и, кроме того, фигуру можно было использовать как свистульку. 

У гончаров на реке Черехе сохранилось предание об основании промысла. Первый горшечник был выходцем из Пскова, с Завеличья. Первоначально он изготавливал кафель, затем перешел на точение посуды. Первые вырученные от продажи горшков деньги не пошли мастеру впрок: его ограбили разбойники. Возможно, так и было в действительности, однако случай этот запомнился и стал легендой, надо полагать, и по другой причине. По народным обычаям, для успеха всякого дела первые плоды труда нужно было не использовать по назначению, а отдавать предкам (например, первый блин, испеченный на Масленицу хозяйкой), в церковь (первые плоды нового урожая, первое обработанное льняное волокно), людям (новый улов). Это был по сути дела акт благодарности богу, земле, предкам за помощь живым в их трудах. Хотя в данном случае гончар расстался со своим заработком не добровольно, но это событие также может рассматриваться как принесенная первым гончаром жертва, благодаря которой промысел развился и достиг процветания. 

В течение XX в. кустарный гончарный промысел постепенно начал исчезать по нескольким причинам: развитие промышленного производства керамики на заводе «Псковский гончар», занятие гончарством после окончания НЭПа преследовалось как частное предпринимательство. 

Источники: 

Городецкая, И. А. Народное искусство / И. А. Городецкая // Псков : Памятники истории, культуры, архитектуры: В 2 т. Т. 2 / Е. П. Матвеев [и др.]. - Москва : Терра-Книжный клуб, 2003. – С. 76-95 : ил. - (Богатырская застава земли Русской). 

Королева, Э.В. Керамика средневекового Пскова X-XVII вв. / Э. В. Королева, М. И. Кулакова, С. В. Степанов // Археология и история Пскова и Псковской земли: материалы научных семинаров за 2001-2002 гг. – Псков : [Б. и.], 2003. - С. 73-79. 

Описание деревни Луковки // Статистические очерки. Вып. 3. – Псков : Губернский статистический комитет, 1884. – С. 29-60. - Цифровая копия с разрешением 300 dpi. – URL: https://vivaldi.pskovbook.ru/statisticheskie-ocherki--izd.pdf/details (дата обращения: 15.04.2021). - Режим доступа: Электронная библиотека «Псковиана». Приводится географическое положение деревни. Подробно рассказывается о процессе гончарного производства. Приводится описание каждого двора.