Изразец

Гончарное дело Псковской земли

Серия «Культура земли Псковской».  Выпуск 23

Кривенко Иван Андреевич


Художник-керамист, искусствовед 

Кривенко Иван Андреевич родился в деревне Конново Невельского района в течение многих лет жил и творил в родных местах. Оригинальные керамические наборы: кувшины с чашками, штофы в виде куполов древнерусских храмов, небольшие декоративные плитки с объемным изображением Псковского Кремля, Троицкого собора, Святогорского монастыря, Михайловского, могилы А.С. Пушкина. Творения Ивана Андреевича отличались простотой сюжета, теплым колоритом, изяществом композиции, тщательностью и чисто русской манерой исполнения. Эти высокохудожественные произведения тиражировались в Великолукских мастерских художественного фонда РСФСР. 

Его дом в маленькой деревушке Конново был настоящей достопримечательностью: фронтон был виден издали, сияющий всеми цветами радуги солнечным днем. Прикрепленные к доскам небольшие керамические пластины создавали неповторимую игру цвета. Стены дома, выходящая в сад, украшены керамическими диковинными цветами и громадными бабочками, а в саду стояли большие напольные вазы. Все это было создано руками Ивана Кривенко. 

Художник любил родные просторы, холмы, леса. Главной темой его творчества – будь то живописные пейзажи или керамические композиции – были псковские мотивы. 

Его работы с успехом экспонировались на выставках: напольные полутораметровые вазы, светящиеся теплым колоритом, кувшины, бокалы и многое другое. Серия его декоративных пластов, посвященная Святогорскому монастырю и Михайловскому, хранится в Санкт-Петербурге в Пушкинском доме. 

Произведения Кривенко привлекают творческим использованием народных традиций. Он любил усложнять процесс, делал многолетние трудоемкие эксперименты, добивался сложной фактуры и удивительного сочетания тонов. 

Небольшие керамические пласты с воспроизведением псковской архитектуры изумляют точностью и тонкостью проработанных деталей. 

Иван Андреевич - ветеран Великой Отечественной войны. В марте 1945 года при форсировании Одера потерял правую руку. Именно это тяжелое ранение не позволило ему поступить на скульптурный факультет института имени И. Е. Репина, о чем он мечтал до войны в художественном училище. И.А. Кривенко стал по образованию искусствоведом, продолжая быть и в жизни, и в мыслях художником. Был ответственным секретарем Ленинградской организации Союза художников РСФСР, 15 лет неизменный член и председатель художественного совета керамических мастерских в Великих Луках. Именно благодаря ходатайству Кривенко эти мастерские стали филиалом Художественного фонда Ленинграда. Будучи на ответственных постах он поддерживал и открывал малоизвестных, но талантливых художников. Так Иван Кривенко написал первую книгу о тогда еще не известном живописце Е.Е. Моисеенко, которому со временем было присвоено звание Народного художника СССР. Большая творческая дружба связывала И.А. Кривенко с известным писателем, певцом русской деревни Федором Абрамовым, а также с такими признанными мастерами как П. Фомин, М. Труфанов, Ю. Тулин, Ф. Савостьянов, М. Аникушкин, Г. Ястребенецкий и многими другими. 

Источник: 

Колесова, О. Певец родного края / О. Колесова // Псковская правда. – 1981. – 20 янв. 

 

Библиография 

Колесова, О. Певец родного края / О. Колесова // Псковская правда. – 1981. – 20 янв.
Очерк о творчестве художника-керамиста, уроженца деревни Конново, Невельского района. На своих изделиях он помещал изображения Псковского кремля, Троицкого собора, монастырей и др. 

Кривенко, Иван Андреевич. Евсей Евсеевич Моисеенко : [художник] / И. А. Кривенко. - Ленинград : Художник РСФСР, 1960. - 38 с., 3 л. ил. : ил.