Изразец

Гончарное дело Псковской земли

Серия «Культура земли Псковской».  Выпуск 23

Лепорская Анна Александровна


Художник по фарфору. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова

(1900-1982)

Вклад в советское искусство Анны Лепорской огромен. Она работала с Малевичем, принимала участие в создании знаменитого «Черного квадрата» и супрематического надгробия художника, оформляла советские павильоны на всемирных выставках, реставрировала театры в Ленинграде после блокады и почти сорок лет отдала Ленинградскому фарфоровому заводу.

«Мастером белой линии» называли художницу Ленинградского фарфорового завода Анну Александровну Лепорскую. Она известна как выдающийся мастер художественного фарфора, живописец, дизайнер. Ее талант отмечен высоким званием лауреата премии им. И.Е. Репина. 

Анна Лепорская родилась в семье преподавателя латинского языка Черниговской духовной семинарии Александра Ивановича Лепорского. В 1908 году семья переехала в Псков, где она окончила гимназию, подружилась с семьей Вениамина Каверина, встречалась с Юрием Тыняновым. 

В 1918-1922 годах училась в Псковской художественно-промышленной школе, где заинтересовалась керамикой и фарфором: «Мне доставляло большое удовольствие "тянуть" форму кувшина на ножном гончарном круге». Затем в течение двух лет она училась на факультете живописи в Петроградской Академии художеств у К. Петрова-Водкина и А. Савинова. 

В эти годы Анна Александровна увлеклась керамикой, хотя до настоящего керамиста доросла спустя много лет. Но уже тогда ее заворожил сам процесс – как из бесформенного куска глины создается нечто новое, нечто, исполненное пользы и красоты, а сам метаморфоз одновременно и случаен, и подчинен воле художника. 

В 1923-1926 годах училась и работала в Государственном институте художественной культуры, в формально-теоретическом отделе у Казимира Малевича в качестве практиканта, была его секретарем и самой молодой из его учениц. Она интересовалась всеми экспериментами своего учителя, выбирая то, что было свойственно ее творческой индивидуальности; вела записи анализов живописных произведений молодых художников, приносивших их для показа Малевичу. Здесь А.А. Лепорская сформировалась как дизайнер, впитала в себя принцип широты художественных интересов, который был так характерен для К. Малевича. 

В 1945 году муж Лепорской – Николай Суетин, бывший в то время главным художником Ленинградского фарфорового завода им. М.В. Ломоносова, привлек ее к работе с фарфором: был создан ее первый чайный сервиз «Конус». С 1948 года она — в штате завода. С ее именем связано целое направление работы завода. 

Вспоминая виденную в детстве украинскую керамику и опыт сотрудничества с  К. Малевичем, Анна сумела создать некий образный синтез, который сразу пришелся по душе и начальству, и простым людям, и искусствоведам – а сейчас работы Лепорской для ЛФЗ стали предметом коллекционирования. Ей нравилось создавать изящные, архитектоничные вазы светлых оттенков (особенно она любила белый), геометризованные чайные сервизы, выстраивать «мостик» между народным искусством, авангардом и классическим фарфором. Исследователи называли ее стиль скорее неоклассицизмом – но в самой точности, выверенности форм, в остроте и лаконичности росписей всегда оставался супрематический след. 

Работы Лепорской были отмечены самыми высокими оценками на выставке Международной академии керамики в Женеве, на выставках в Брюсселе, Кабуле, Дамаске, Лейпциге, Осло, Вене, Будапеште, Турине, Гётеборге и во многих других городах мира. В 1970 году она была удостоена звания лауреата Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина. Ее изделия представлены в целом ряде музеев, наиболее полно — в Русском музее, музее Ленинградского фарфорового завода, в Псковском музее-заповеднике.

Источники: 

Как ученица Малевича стала легендой советского фарфора : Анна Лепорская // Культурология. РФ [электронный журнал]. – URL: https://kulturologia.ru/blogs/170120/45217/ (дата обращения: 20.04.2021).  

Салтан, Н. Лепорская Анна Александровна : к 105-летию со дня рождения / Н. Салтан // Стерх. - 2005. - 11 февр. (№ 11). - Прил.: с. 12. - (Псковские хроники. - № 2). 

Лепорская Анна Александровна // Википедия : свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Лепорская,_Анна_Александровна (дата обращения: 20.04.2021)

Работы



Библиография 

Бобровская, Н. Особый аромат Рождества : [по фондам Псковского музея-заповедника] / Н. Бобровская // Время - псковское. - 2009. - 1 янв. (N 1-2). - С. 13.
Творчество художника по фарфору, живописца, дизайнера Анны Лепорской (1900-1982), основам ремесла она обучалась в Псковской художественно-промышленной школе им. Н.Ф. Фан-дер-Флита в 1918-1922 гг. 

Как ученица Малевича стала легендой советского фарфора : Анна Лепорская // Культурология. РФ : электронный журнал. – URL: https://kulturologia.ru/blogs/170120/45217/ (дата обращения: 20.04.2021). 

Лепорская Анна Александровна // Википедия : свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Лепорская,_Анна_Александровна (дата обращения: 20.04.2021). 

Салтан, Н. Лепорская Анна Александровна : к 105-летию со дня рождения / Н. Салтан // Стерх (г. Псков). - 2005. - 11 февр. (№ 11). - Прил.: с. 12. - (Псковские хроники. - № 2).
Юношеские годы известного художника-фарфориста А.А. Лепорской прошли в Пскове, где с 1914 года служил ректором духовной семинарии ее отец. С 1918 по 1922 гг. училась в Художественно- промышленной школе Фан-дер-Флита. 

Самойлов, С. Среди лауреатов / Н. Самойлов // Псковская правда. – 1971. – 3 янв.
Художница Ленинградского фарфорового завода Анна Александровна Лепорская награждена премией им. И.Е. Репина. Она окончила Псковское художественное училище, долгое время до войны жила в Пскове. 

Тихомирова, Марина Александровна. Анна Александровна Лепорская / Марина Александровна Тихомирова. – Ленинград : Художник РСФСР, 1979. - 112 с. : ил. - Библиогр.: с. 100-111.