Изразец

Гончарное дело Псковской земли

Серия «Культура земли Псковской».  Выпуск 23

Полева Наталья Дмитриевна


Глиняная пластика 

В Порхове жила мастерица глиняной игрушки - Полева Наталья Дмитриевна. Ее поделками становились красивые барышни, чудесные птицы, сказочные герои, звери. Все они недолго жили в ее доме, расходились по друзьям, родным, знакомым и незнакомым людям, детям. 

В давние времена, о которых она знает по рассказам от своего деда, не было у детей забав больших, нежели прут, что при известной доле воображения можно было принять за скаковую лошадь, щепка становилась кораблем в половодье, завернутое в тряпицу полено вместо куклы. Когда в доме появлялась деревянная или глиняная игрушка, ее берегли, смотрели как за редкостным украшением. 

Наталья Полева более 30 лет была воспитателем детского сада. Она учила малышей соблюдению пропорции, чувству меры в лепке фигурок из глины, гармонии цвета, форм. И сама так увлеклась этим обязательным в детсадовских программах предметом, что не заметила, как просто учительское ремесло обернулось творчеством, художественной фантазией. После выхода на пенсию она стала смотрителем местного музея. На выставочных витринах можно было увидеть ее глиняные работы. Не раз она одаривала юных посетителей музея своими творениями. И уже не только дети, но и взрослые экскурсанты подолгу стояли у ее выставки, часто увозя из Порхова чудесный дар – глиняную барышню или сказочного козлика, Емелю или курочку рябу. 

Лепилась глиняная игрушка ею непросто, хотя и трудно было уследить за быстрыми, ловкими и точными движениями рук мастерицы. Они разминали глиняный шарик, скатывали и осторожно разглаживали его, то выворачивая в юбку-колокол, то придавая ему форму руки, головы. Вылепленные фигурки долго – две-три недели сушились. Глина, которую она добывала у реки Шелони, придавала игрушкам дымчатый от известковых примесей оттенок. Потом Наталья Дмитриевна «одевала» игрушки яркой росписью, покрывала лаком. И если глины в Шелони предостаточно, то ни настоящих красок для росписи фигурок, ни глазури, ни необходимого оборудования у мастерицы не было. Чудо-игрушки рождались с той примитивной простотой технологии и необыкновенной сложностью процесса их изготовления, как много веков назад первые культовые глиняные фигурки. 

Источник: 

Мельникова, Л. Добрых рук мастерство / Л. Мельникова // Псковская правда. – 1987. – 29 марта. 

 

Библиография 

Мельникова, Л. Добрых рук мастерство / Л. Мельникова // Псковская правда. – 1987. – 29 марта.
Смотритель Порховского музея Н.Д. Полева лепит из глины игрушки.