Изразец

Гончарное дело Псковской земли

Серия «Культура земли Псковской». Выпуск 23

Реконструкция псковской изразцовой печи ХVII века Ю. П. Спегальским


Для внутреннего убранства жилых домов ХVII века огромное значение имели печи. Изразцовые печи и их декор были своеобразным эстетическим центром помещений. Какими были печи в Пскове очень малоизвестно, а до исследования их Юрием Павловичем Спегальским не знали совсем. Своими научными трудами и творческими способностями он дал наиболее полное и яркое представление о древнерусских печах и всем разнообразии их декора. Им был разработан метод исследования остатков древнерусских печей, их орнамента по находкам печных изразцов в Пскове. 

С 1955-1956 гг. он создал ряд научно обоснованных реконструкций псковских печей ХVII века, которые дали яркое представление о разных типах печей, существовавших в Пскове. 

Интерьеры псковских зданий, воссозданные в реконструкциях Ю.П. Спегальского, раскрывают характер изысканной простоты парадных комнат средневекового дома. 

Таким образом, изразцовые печи являлись одним из главных компонентов убранства и оборудования интерьера псковского жилого дома. Они особенно ярко и празднично выделялись на фоне светлых стен помещения. 


Ю. П. Спегальский возле воссозданной им изразцовой печи

Реставратором было тонко подмечена зависимость изразцового декора печи от назначения помещения, в котором она стояла. Например, в столовой палате – ярко освещенной, в которой все внимание сосредоточивалось на богато убранном пиршественном столе, - печь при всей ее изысканной красоте не слишком отрывалась от общего фона и не мешала восприятию главного. Тогда как печь в «веселой» палате, освещенной мягким рассеянным светом, отличалась цветностью орнамента и могла соперничать своим убором с яркими одеждами людей, наполняющих палату. Особенностью печей, стоящих в парадных залах палат Поганкиных, являлась броскость рисунка и резковатая контрастность расцветки, что было связано с большими размерами помещений и сравнительно слабым освещением. Печи с более мягким декором не могли бы достаточно выделяться в композиции интерьера. 

С конца 1940-х до 1960-х годов, когда он жил в Ленинграде, Ю.П. Спегальский своими руками создавал предметы домашнего быта, которые, по его мнению, могли бы быть использованы в создании комфортных условий для жилья в каменных домах, включая изразцовые печи, люстры-паникадила, расписные по ткани панно-завесы и киоты. В его руках эти предметы интерьеров приобретали качества произведений искусства. 

Еще в детстве он любил отыскивать обломки древних печных изразцов, отчищал, замерял и зарисовывал их. В 1950-х годах, он собрал полную акварельную копию изразцовой печи ХVII века, по фрагментам плиток сломанной изразцовой печи, найденных им в Пскове под полом дома Печенко. И в 1953 году он начал строить копию изразцовой печи, как она могла выглядеть в палатах ХVII века, создавая изразцы на основе своих эскизов. В 1955 году Юрий Павлович Спегальский в материале воссоздал печь для своей ленинградской повалуши. Для восстановленной изразцовой печи ученый выбрал мотив с птицами в зеленовато-голубых тонах, но, поскольку он должен был сочетаться с множеством других мотивов, то каждый изразец нужно было подгонять по цвету и форме. В результате получилась реконструкция изразцовой печи ХVII века в натуральную величину, более двух метров высотой, полтора метра шириной и метр глубиной с изображением птиц, сказочных растений, зверей и единорогов. В условиях городской квартиры было невозможно обжечь изразцы, чтобы закрепить яркую поливу, поэтому печь имела чисто декоративный характер. Каждый из элементов печи расписывался вручную и покрывался лаком, что сделало их неустойчивыми к высоким температурам. 

Источники: 

Аршакуни, О. К. "Вечерние сказки" : (о декоративно-прикладном искусстве Ю. П. Спегальского) / О. К. Аршакуни // Псков. - 2004. - № 20. - С. 204-216. 

Аршакуни, О. К. "Вечерние сказки". (О декоративно-прикладном искусстве Ю. П. Спегальского) / О. К. Аршакуни ; публикация и примеч. М. А. Кузьменко // Псков. - 2004. - № 21. - С. 187-193. 

Котрен, Ларри В. Искусство для души / Котрен, Ларри В. // Котрен, Ларри В. Отверженный провидец. Юрий Павлович Спегальский и восстановление Пскова : [монография] / Ларри В. Котрен ; [перевод с английского Л. Ю. Дудченко]. - Санкт-Петербург : Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор", 2020. – С. 276-284. 

Спегальский, Ю. П. Декор псковских изразцовых печей XVII века : каталог выставки / Ю. П. Спегальский ; Управление культуры Псковского облисполкома, Государственный псковский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник ; составитель каталога и автор вступительной статьи О. К. Аршакуни.. – Псков : [Б. и.], 1976. – 24 с.

Иллюстрации


1.Детали орнамента псковских печных изразцов ХVII в.
Акварель Ю.П. Спегальского 

2.Детали орнамента псковских печных изразцов ХVII в.
Акварель Ю.П. Спегальского 

3.Детали орнамента псковских печных изразцов ХVII в.
Акварель Ю.П. Спегальского 

4.Детали орнамента псковских печных изразцов ХVII в.
Акварель Ю.П. Спегальского 

5.Детали орнамента псковских печных изразцов ХVII в.
Акварель Ю.П. Спегальского 

6.Изразцовая печь ХVII в. из повалуши в старой части дома Печенко.
Реконструкция Ю. П. Спегальского.

7.Изразцовая печь ХVII в. из повалуши в старой части дома Печенко.
Реконструкция Ю. П. Спегальского.

8.Псковская изразцовая печь ХVII в.

9.Псковская изразцовая печь ХVII в.

10.Псковская изразцовая печь ХVII в.

11.Псковская изразцовая печь ХVII в.

12.Псковская изразцовая печь ХVII в.

13.Рисунок печного изразца с изображением птицы Сирин.
Акварель Ю. П. Спегальского.

14.Рисунок псковской изразцовой печи ХVII в. Акварель Ю. П. Спегальского.

15.Рисунок псковской изразцовой печи ХVII в. Акварель Ю. П. Спегальского.

16.Печь, воссозданная Ю. П. Спегальским.