К 1150-летию со дня первого упоминания Изборска в летописи 8 сентября 2012 года открылся уникальный экспозиционный объект музейного показа – «Изборская палата Русской словесности и Православной веры. Открытие музейного объекта встретило своих первых посетителей росписями народного художника СССР, действительного члена Российской академии художеств, почетного гражданина города Пскова Петра Оссовского.
Общий вид Изборской палаты
Художником было предложено создать духовно-нравственный центр, назвав его «Изборская палата». По словам самого Петра Павловича, вся экспозиция фресок и текстов к ним наполнена духом глубокой древностью наших предков, которые располагали двумя мощными средствами воздействия на человека: живописью (иконопись) и словом (летописные книги и церковные издания). Ряд росписей сопровождается литературными текстами, написанными литературоведом Валентином Яковлевичем Курбатовым, что по замыслу П. П. Оссовского должно способствовать более глубокому восприятию его живописных произведений и образного решения всей «Изборской палаты» в целом.
Размышляя о содержании росписей, Петр Оссовский пришел к выводу, что на стенах палаты должны быть изображены облики двух великих людей русской истории и культуры, жизнь и деятельность которых связана с псково-изборской землей: Святой равноапостольной княгини Ольги, принесшей на историческую землю Православную веру и заложившей основы русской государственности, а также великого поэта, основателя русской словесности Александра Пушкина, поэзия которого обрела на псковской земле глубоко национальный характер и пронизана идеями православия.
Первый зал Изборской палаты
Картины, посвященные княгине и поэту, являются идейным центром всей изборской палаты. Олицетворение русской словесности Александра Сергеевича Пушкина художник изобразил на условном золотистом фоне, напоминающем колорит псковской иконописи, облокотившимся на крыльцо дома в Михайловском. Поэт укутался в плащ и легким касанием изящной руки придерживает его полы, будто прячась от прохладного ветра, он погружен в глубокую думу о судьбах русского народа. Пушкин и Ольга на полотнах Петра Оссовского – это образы, которые существуют вне времени.
Оссовский П. Русская словесность, Видение и явь, Православная вера.
Княгиня Ольга, символизирующая собой православную веру, изображена в лодке, в сильной и властной руке она держит весло. Житие святой Ольги повествует, что недалеко от места своего рождения – села Выбуты, что в Псковской области впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь Игорь охотился и, желая перебраться через реку, увидел Ольгу в лодке, которая помогла ему переплыть берег. Игорь был поражен красотой и мудростью Ольги и решил взять ее в жены. Так Ольга стала женой князя Игоря и великой русской княгиней.
Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Согласно легенде, княгиня Ольга, находясь у реки Великой, увидела три светлых луча, идущих с востока. Восприняв это как Божий знак, она предсказала, что на этом месте будет построен храм во имя Пресвятой Троицы и возник великий город. Так Ольга стала основательницей Пскова, где на месте чудесного явления был установлен крест и основан храм, ставший главным собором города, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Этому преданию Петр Оссовский посвящает свою роспись «Видение и Явь княгини Ольги», с двух сторон которой расположены изображения старца Николая Гурьянова давнего знакомого художника и одного из самых почитаемых духовных наставников Русской православной церкви XX века, служившего на Талабских островах Псковского озера и молящейся женщины на фоне изображений Богоматери и Святителя Николая, покровителя Изборска.
Оссовский П. Благовест над Изборской землей
Напротив этой стены располагается живописная композиция «Благовест над Изборской землей». Фигура монаха, звонящего в символический невидимый колокол, звон которого беззвучно разливается над просторами изборской земли, прославленной бесчисленными битвами и омытой кровью защитников рубежей Древней Руси, будто парит между небом и землей, донося благую весть русскому народу. С двух сторон этих росписей изображены иноки. Художник изображает их на фоне главной святыни Изборска – Никольского собора, который на протяжении многих веков оберегает древний, былинный град.
Роспись «Дорога к храму» посвящена великому событию – возвращению православной веры на русскую землю. Страна глубокой духовной культуры и высокой нравственности вновь обрела тот стержень, на котором она испокон веков держалась. Несмотря на многолетнее поругание, русский человек не переставал молиться и дорога, ведущая к храму, не зарастала.
Оссовский П. Дорога к храму (слева). Набат (справа).
«Набат» посвящается тому тревожному колокольному звону, который за годы ушедших эпох не раз призывал сплоченный русский народ к защите земли, сопротивлению силам захватчиков и суровой природы. Это последняя роспись в зале, решенном в колорите уникальной и самобытной псковской иконописи.
Второй зал Изборской палаты
Второй зал художник посвящает монументальной живописи древнего Пскова, которая среди всех древнерусских школ обладает самыми определенными и ясными художественными качествами. На цветовое решение росписей второго зала мастера вдохновила стенопись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря.
Оссовский П. Псковитянин, Псковитянка.
На стенах второго зала Петр Оссовский изображает образы псковичей, среди которых и мастера кузнечных дел, которыми всегда славился Псков. Единственный женский портрет в этом зале – «Псковитянка». Полотно не богато деталями, фигура пожилой женщины изображена на достаточно условном фоне. Таким образом художник дает понять зрителю, что эта роспись – образ русской женщины, жены, матери, на долю которой выпадало немало трудностей, но не смотря ни на что она стоит гордо выпрямив спину и, кажется, ничто не сможет сломить ее дух.
Оссовский П. Храм в устье Великой, Николай Ратник, Часовня святого Николая.
Среди росписей второго зала есть изображение Николы Ратника. Николай Чудотворец на Руси был и есть самый почитаемый святой. Роспись с изображением святого Николая Чудотворца не случайно появилась на стенах Изборской палаты – испокон веков он считается покровителем древнего города Изборска, который и по сей день называют «Домом святого Николы».
Оссовский П. Посвящение колориту псковской иконы.
Замыкает экспозицию роспись «Посвящение колориту Псковской иконы». Об этой живописной композиции сам художник пишет: «Могучая и былинная, неброская по краскам земная твердь псковского края, с опрокинутым над ней куполом бездонного неба, покрытым покрывалом, напоенных влагой облаков, готовых мгновенно разразиться вселенскими грозами, часто в осеннюю пору озаряется потрясающей симфонией пламенеющих закатов в ясном и прозрачном воздухе северной природы... Наверно поэтому редкой красоты божественно-красочный гимн неба отразился на досках псковских икон, где происходит могучее слияние человека и окружающей его среды. Человека и Бога. Так Мир получил уникальное искусство псковских иконописцев, воплотивших райскую жизнь небесных чертогов на своих иконах, озаренную сплавом красок пурпурных закатов и золотистого аурелиона многочисленных отмелей рек и озер, подаренных природой порубежной псковской земле Великой».
Оссовский П. Прапор и наковальня.
Перечисленными сюжетами не ограничивается содержание росписей Изборской палаты. Так на стенах ее присутствует псковский «Натюрморт с прапором и наковальней» и несколько ландшафтных пейзажей древней псково-изборской земли. Все росписи, которые располагаются на стенах Изборской палаты – это пейзажи-фрески и портреты-лики, в которых образ господствует над механическим копированием природы.
Основные смысловые центры экспозиции росписей – «Видение и Явь княгини Ольги», «Благовест над Изборской землей», «Народные кузнецы Петр и Кирилл» и «Посвящение колориту псковской иконы» выполнены по принципу церковного складня.
Художественное и цветовое решение росписей, основанное на древней псковской живописной традиции, и их неразрывная органичная связь со стенами палаты и всем ее интерьером сближают их со средневековой монументальной стенописью, которая всегда являлась мощным средством воздействия на человека.
Росписи Изборской палаты это уникальный замысел Петра Оссовского, который на протяжении нескольких лет развивался, совершенствовался, обретал свою форму и становился одним из важнейших и наиболее значимых произведений за всю многолетнюю художественную жизнь мастера на милой его сердцу исторической земле.
Псково-Изборский край занял достойное место в творчестве мастера, росписи изборской палаты он сам называет завершением своей полувековой художественной жизни на напоенной глубокой истинной красотой и суровым былинным величием Псковщинe.
Оссовский П. Рассвет над Изборской крепостью.
Оссовский, Петр Павлович. Росписи Изборской палаты / Оссовский Петр Павлович, Курбатов Валентин Яковлевич ; Администрация Псковской области, Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Изборск" ; [проект и росписи "Изборской палаты" П. П. Оссовского ; тексты к росписям В. Я. Курбатова, П. П. Оссовского ; проект создавался при участии Н. П. Дубровской]. - [Б. м. : б. и., 2012?]. - [33] с., 2 л. (слож. втрое) : цв. ил. - (Изборск, 1150. Откуда есть пошла земля русская).
https://nathalie-zh.livejournal.com/178546.html#
https://museum-izborsk.ru/palata/
Оссовский, Петр Павлович. Росписи Изборской палаты / Оссовский Петр Павлович, Курбатов Валентин Яковлевич ; Администрация Псковской области, Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Изборск" ; [проект и росписи "Изборской палаты" П. П. Оссовского ; тексты к росписям В. Я. Курбатова, П. П. Оссовского ; проект создавался при участии Н. П. Дубровской]. - [Б. м. : б. и., 2012?]. - [33] с., 2 л. (слож. втрое) : цв. ил. - (Изборск, 1150. Откуда есть пошла земля русская).