Оссовский Петр Павлович:
к 100-летию со дня рождения


Искусство «сурового стиля»


«Суровый стиль» - морально-этическая система в русской реалистической живописи конца 1950-1960-х годов. Термин, который ввел в искусствоведение теоретик А. А. Каменский, характеризует новые образные открытия советского изобразительного искусства. В конце 1950-х – начале 1960-х годов в общественной жизни Советского Союза наметились перемены, связанные с тем, что жестокий политический режим несколько ослабил свою хватку после смерти И. В. Сталина (1953). На XX съезде КПСС (1956) развенчивается культ его личности. Эта эпоха вошла в историю под названием «хрущевская оттепель», во главе государства в то время стоял Никита Сергеевич Хрущев. 

В культуре и искусстве началось оживление, появились новые тенденции, немыслимые при сталинском режиме. Так, в изобразительном искусстве формируется новое направление, названное «суровым стилем». В нем отразились умонастроения и надежды послевоенного поколения, творческие искания и попытки художников вырваться из-под диктата партийной цензуры. Представители этого течения противопоставили себя лживому триумфализму социалистического реализма, лакировавшему действительность в угоду идеологии. 

Художники 1960-х 

Возникновение и закрепление новых тенденций связывалось и с приходом в искусство молодого поколения художников: Н. Андронова, А. Васнецова, Д. Жилинского, В. Иванова, Г. Коржева, П. Никонова, П. Оссовского, И. Обросова, В. Попкова, братьев А. и П. Смолиных, Т. Салахова и др. Произведения, созданные в период с 1957 по 1962 год, вслед за А. Каменским было принято считать яркими образцами живописи «сурового стиля». 


Иванов В. И. В кафе «Греко»
(Художники Г. Коржев, П. Оссовский, Е. Зверьков, Д. Жилинский, В. Иванов в Риме в 1973 году)

В рамках официального советского искусства эти художники стремились уйти от слащавого натурализма сталинского искусства, для них была характерна условность художественного языка, лаконизм цветовых решений, плоскостная трактовка пространства, за что официальная критика часто обвиняла их в формализме. Но главное – художники послевоенного поколения стали изображать современника не только как героя и передовика производства, но и как обычного человека, который не совершает подвигов, а просто живет и работает, любит и мечтает, думает и творит. 

На перемены в настроениях повлияли и события культурной жизни второй половины 1950-х годов. В Москве было показано ранее недоступное современное зарубежное искусство и это расширило кругозор, углубило творческие поиски молодых художников. Программа культурного обмена на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов (1957), куда были включены в том числе и художественные выставки открыла малознакомые направления модернизма (экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, неореализм), дала возможность прямого контакта и обмена опытом с зарубежными мастерами изобразительного искусства, театра и кино. 

Влияние на живописцев «сурового стиля» оказали монографические выставки, «реабилитировавшие» М. Врубеля, Н. Рериха, М. Нестерова, К. Петрова-Водкина. Знакомство с полотнами А. Дейнеки, Ю. Пименова, П. Корина, Г. Нисского, Р. Фалька, П. Кончаловского возвращало память об эстетике ранней советской живописи. 


Попков В. Е. Строители Братска

В 1950-1960-е годы в творчестве художников «сурового стиля» отчетливо прочитываются стилистические приоритеты: например, в портретах Д. Жилинского - живописной традиции М. Нестерова и П. Корина; В. Иванов и Н. Андронов перерабатывали приемы художников «Бубнового валета»; А. Васнецов следовал «тихому искусству» 1920-1930-х годов; Салахов, П. Никонов использовали принципы живописи ОСТ (А. Дейнека и Ю. Пименов); П. Оссовский смотрел на работы А. Дейнеки, Г. Нисского, Н. Рериха, Р. Кента; Г. Коржев трансформировал и переосмыслял традиции передвижников и АХРР. 

В годы Великой Отечественной войны ученики МСХШ были эвакуированы в далекое башкирское село Воскресенское, где испытали на себе все тяготы тыловой жизни, не говоря уже о том, что у многих из них на войне погибли родные и близкие люди. Эти непростые жизненные обстоятельства формировали будущих художников как личностей, наделенных гражданственностью и такими качествами характера, как принципиальность, бесстрашие. Каждый художник стремился отстаивать в своем искусстве ценность человеческой жизни, решать содержательные задачи произведения с позиции высокой нравственности и правды. 


Никонов П. Ф. Геологи

Молодым людям должен был быть свойствен максимализм и романтическое восприятие прошлого, настоящего и будущего. Но столкнувшись с действительностью, они стали воспринимать ее сложнее, чем навязываемый идеологией дуализм только плохого и только хорошего. На, казалось бы, простые жизненные вопросы они не получали удовлетворяющих их пытливый ум ответов из источников официальной пропаганды - соцреалистического изобразительного искусства, кинематографа, театра и литературы. Ответы каждый искал сам, на ощупь, ориентируясь на классическую литературу и искусство, желая пересмотреть клишированные образы и застывшие мифы, лишающие событие его реальности. 


А. А. и П. А. Смолины. Полярники

Искусство «сурового стиля» заключает в себе противоречие. С одной стороны, оно имело романтическую составляющую, близкую к художникам раннего социалистического реализма конца 1920-х – начала 1930-х годов с его поэтическим обаянием: «искусство искренней утопической веры в коммунистическое светлое завтра». С другой стороны, оно аккумулировало в себе всю тяжесть личных, общественных и исторических противоречий, копившихся десятилетиями у современников, анализ которых открыто развернется в живописи последней трети ХХ века. 


Оссовский П. П. Три поколения

Главной особенностью полотен «сурового стиля» стал подспудный пристальный взгляд и немой вопрос уставших и задумчивых героев: «Зачем?», «Во имя чего?», «Где здесь я?», «Какова цель?». Эти вопросы ознаменовали рождение нового типа героя – мрачного, утомленного пролетария, стоящего на грани разочарования – потери веры в светлое будущее, и в государственные исторические мифы. Традиционные темы наполнились новой сутью, пугающе обнажив для чиновников от культуры нелицеприятную сторону распадающейся действительности.


Коржев Г. М. Следы войны


 Источники:

 

Кочемасова, Татьяна. Испытание картиной / Кочемасова Татьяна ; [автор текста Татьяна Кочемасова] // Кочемасова, Татьяна. Петр Оссовский / Кочемасова Татьяна ; [автор текста Татьяна Кочемасова]. - Москва : Белый город, 2004. – С. 6-7. 

 Кружкова, Т. Человек, который построил новый мир. Осмысление революции художниками "сурового стиля" / Т. Кружкова // На пороге будущего : Октябрь 1917 года и судьба русского искусства XX века : сборник статей / Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств ; ответственный редактор: Т. В. Малова ; составитель: Н. Р. Рустаева. - Москва : БуксМАрт, 2021. - С. 282-291. 

Лебедянский, М. С. П. П. Оссовский / М. С. Лебедянский // Лебедянский, М. С. России строгие черты / М. С. Лебедянский. - Ленинград : Художник РСФСР, 1978. - С. 38-40. 

 Человек державный. К 95-летию со дня рождения Петра Оссовского // Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова. – Волгоград, [2025.] – URL: https://mashkovmuseum.ru/vyistavki/vystavki-base/chelovek-derzhavnyij-k-95-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-petra-ossovskogo?ysclid=m7sudkv9ko59003 (дата обращения: 02.03.2025). 

Языкова, И. Виктор Попков / И. Языкова // Искусство : [газета Издательского дома "Первое сентября"]. - 2011. - 15-30 апр. (N 8). - С. 7-8.

 Источники иллюстраций:

https://www.culture.ru/s/vopros/surovyi-stil/?ysclid=m82v330761826656533

 https://old.bigenc.ru/fine_art/text/4174571 

https://mirtesen.aif.ru/blog/43553383259/Surovyiy-realizm-Geliya-Korzheva.-Izbrannyie-rabotyi-hudozhnika 

https://academia.rah.ru/?a=productsn/R1157771.html