Исполнительское искусство

Нотные издания


Б.С. Трояновский – выдающийся исполнитель и музыкальный деятель первой половины XX века. Именно он дал новую жизнь балалайке. "Русский Паганини" – так называли Б.С. Трояновского в газетах и журналах Европы и Америки.
Искусство игры на балалайке псковский виртуоз поднял на недосягаемую высоту. В его руках скромный народный инструмент предстал во всей своей самобытной красоте, раскрыл свои неисчерпаемые возможности, явил перед слушателями настоящие откровения совершенно неизвестных тембров и звучаний.
Б.С. Трояновский первый выступил на концертной эстраде с балалайкой как сольным инструментом, создал для нее школу игры, технику и литературу. Выбранные им приемы позволили исполнять на балалайке фортепианную и скрипичную музыку.
Пресса всегда очень высоко оценивала выступления артиста. Например, газета "Россия" писала: "Выучиться играть на балалайке не трудно, но играть на ней так, как играет Трояновский, может не каждый, даже хороший игрок. Трояновский – великий мастер дела и настоящий виртуоз игры на балалайке. Слушая его игру, можно и всплакнуть и пуститься в пляс. Когда он играет "Камаринскую" и "Барыню", то зрители встают со своих мест, становятся на цыпочки и глядят в бинокли, чтобы рассмотреть, на чем он играет, на балалайке, или на каком-либо другом инструменте. Балалайка положительно конкурирует со всеми инструментами, ее слушают с гораздо большим интересом, чем пианино".
В 83 номере от 1911 года периодического издания "Петербургский листок" можно прочитать: "Как дивно играет Б.С. Трояновский – это "король балалайки". Сколько души, сколько таланта. Сколько техники! Балалайка поет, плачет под его перстами, "то разгулье удалое, то сердечная тоска" слышится в звуках, извлекаемых талантливым артистом из этого несложного, демократического инструмента".
Такое большое количество восторженных отзывов не могло вызвать удивления, ведь перед какой бы аудиторией Б.С. Трояновский ни появлялся, он никогда не позволял себе играть в "полсилы". Музыкант не обращал внимания на условия места и подготовленности слушателей, так как слишком дорожил авторитетом художника.

© ПОУНБ 2018