Обработки и переложения Б.С. Трояновского

Обработки и переложения


 Б.С. Трояновский был не только блестящим исполнителем-виртуозом, но и автором большого количества обработок, транскрипций и переложений. При создании репертуара он тщательно отбирал близкие природе инструмента темы, любовно и бережно обрабатывал их, сохраняя их чистоту и непосредственность. Особенно музыкант любил исполнять русские народные песни. Его обработки песен ("Светит месяц", "У ворот, ворот", "Я с комариком плясала" и другие) отличаются высокой мудростью простоты, которая, по определению Н.В. Гоголя, составляет главную прелесть всякого художественного создания. При этом Б.С. Трояновский использовал виртуозные возможности и характерные выразительные средства солирующей балалайки, партия которой органически сливается с сопровождающим ее фортепиано в единый художественный ансамбль. Эти песни в его исполнении приобретали особую содержательность и виртуозный блеск.
Свой путь автора большого количества различных обработок, транскрипций и переложений Б.С. Трояновский начал с обработки "Второй мазурки", скрипичной виртуозной пьесы, Г.  Венявского. В дальнейшем были не только любимые народные произведения, но и  классические пьесы отечественных и зарубежных композиторов. Наиболее значительные переложения, получившие высокое признание у современников: "Чардаш" В. Монти, пьесы Л. Боккерини и Ф. Госсека, "Каприччио на испанские темы" Н.А. Римского-Корсакова, "Пляска смерти" К. Сен-Санса.
За свою жизнь Б.С. Трояновский обработал 15 пьес В.В. Андреева, руководителя первого в истории России оркестра народных инструментов. Большинство обработок было сделано после окончания Великой Отечественной войны, когда он находился в преклонном возрасте и был тяжело болен. Б.С. Трояновский придавал большое значение своей работе над произведениями В.В. Андреева, о чем писал в своем письме: "Все эти вещи, с которых я сам начал играть, связаны со всей моей жизнью, очень мне близки и дороги и поэтому я положил на обработку их очень много времени, и труда, десятки раз переделывал, отшлифовывая каждый такт, а главное, экспериментировал, чтобы достигнуть максимальной звучности".

 

© ПОУНБ 2018