Оркестр был организован в 1919 году Б.С. Трояновским и братьями П.И. и С.И. Алексеевыми в 1-й армейской бригаде тяжелой артиллерии особого назначения (ТАОН). В тот период балалаечник-виртуоз активно концертировал в Москве и одновременно работал в Комиссии при ВЦИК "Красный подарок" в качестве заведующего музыкальной секцией.
Старейший участник коллектива С.М. Кукуев вспоминал, что при случайной встрече на улице Б.С. Трояновский попросил его помочь организовать самодеятельный красноармейский оркестр в части, где тот служил: "Я хочу – сказал Трояновский, – создать в Москве оркестр по образцу В.В. Андреева, чтобы доказать, что такой оркестр по своему звучанию и возможностям богаче любимовского". В то время Г.П. Любимов выступал за ликвидацию оркестров андреевского типа, чтобы заменить их оркестрами из одних четырехструнных домр его конструкции, и добивался изгнания балалаек.
На следующий день С.М. Кукуев доложил комиссару бригады т. Кливе о предложении Б.С. Трояновского. Кливе очень обрадовался тому, что известный балалаечник хочет организовать в ТАОН самодеятельный оркестр, потому что знал его еще до революции по концертам и высоко ценил как музыканта.
Б.С. Трояновский еще в начале века имел желание создать свой коллектив, но эти попытки не увенчались успехом. Теперь он вместе с С.И. Алексеевым, одним из известных деятелей национального музыкального народного искусства, взялись безвозмездно за организацию этого дела.
Инструментами оркестр снабдила организация "Красный подарок". В Успенском переулке был выделен особняк, где проводились репетиции и помещалось общежитие.
С.И. Алексееву, проводившему занятия с красноармейцами, пришлось затратить немало труда, чтобы обучить их игре на инструментах и нотной грамоте.
Однако, несмотря на успешные первые шаги, общий исполнительский уровень коллектива оставлял желать лучшего. Тогда в состав коллектива, кроме самодеятельных музыкантов, вошли семь артистов-профессионалов оркестра В.В. Андреева во главе с П.И. Алексеевым, специально вызванных командованием ТАОН из Петрограда. Они и стали ядром первого профессионального русского народного оркестра в Москве.
Сначала музыканты выступали в воинских частях, госпиталях, на агитпунктах и в рабочих клубах.
Однако благодаря интенсивной работе первый публичный концерт нового коллектива, который получил название "Первый Московский Великорусский оркестр Б.С. Трояновского" под управлением П.И. Алексеева, на эстраде состоялся уже 16 августа 1919 года в саду "Эрмитаж". Именно здесь, в популярном месте отдыха столичных жителей, впервые прозвучали те задушевные, глубокие и озорные мелодии, многие из которых до сих пор украшают программы коллектива. Зрители услышали обработки русских народных песен В. Андреева, Н. Привалова, П. Рюрик-Каркина, Н. Римского-Корсакова, вальсы В. Андреева. Выступление прошло с большим успехом, публика приняла артистов-энтузиастов продолжительными аплодисментами и восторженными возгласами.
Несмотря на удачный дебют, оркестранты и руководители продолжали числиться военнообязанными, получали довольствие и обязаны были обслуживать воинские части, выступать в красноармейских клубах, лазаретах, школах и казармах. Учитывая заинтересованность в дальнейшем росте коллектива, им было разрешено до наступления зимы 1919 года еженедельно выступать в общегражданских концертах, которые проходили в городских садах "Аквариум" и "Эрмитаж".
Эти выступления в московских садах проходили успешно. "Оркестр выступал без дирижера, вспоминает С.А. Николин, ‒ причем, П.И. Алексеев играл на малой домре, сидя впереди (посередине) на подставке. С оркестром выступал Трояновский, как соло под рояль, так и с сопровождением оркестра. В этом случае П.И. Алексеев уступал ему место".
В 1920 году начался трудный период в деятельности коллектива, который находился на грани распада. Большую роль в его сохранении сыграл Б.С. Трояновский. По его инициативе 19 июля 1920 года в Малом зале Московской консерватории состоялась творческая дискуссия о дальнейших перспективах развития, исполнительских возможностях и репертуаре русских народных оркестров. На ней музыканту удалось доказать исключительность и жизнеспособность художественного состава оркестра народных инструментов андреевского типа.
Вскоре Б.С. Трояновский передал управление оркестром П. Алексееву и уехал на длительные гастроли по стране, при этом не прекращая поддерживать связь с коллективом.
Так, 13 марта 1927 года в Государственном Академическом большом театре в связи с приездом в Москву Б.С. Трояновского состоялся концерт Московского Великорусского оркестра. Перед зрителями выступали хор И.И. Юхова и артисты ГАБТА А.К. Матова и А.И. Алексеев; принимала участие Е.В. Гельцер.
Через месяц после выступления на сцене Большого театра состоялся повторный концерт с Б.С. Трояновским в Большой аудитории Политехнического музея. Вместе с оркестром пели солисты ГАБТ Л.Ф. Савранский и Л.Н. Старовская. Наряду с русскими народными песнями были исполнены "Менуэт из струнного квартета" М. Глинки, "Романс" П. Чайковского, "Протяжная" и "Хороводная" А. Лядова, "Шествие Сардаря" М. Ипполитова-Иванова, "Марш" из оперы "Любовь трем апельсинам" С. Прокофьева.
В настоящее время коллектив носит название "Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П. Осипова" и считается одним из лучших в России и мире.
Источники:
https://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/orni/peresada_osipova.htm
http://www.ossipovorchestra.ru/history/bio
http://balalaika.org.ru/groups-osipov-orchestra.htm
Фото с сайта:
http://domrist.ru/news/13487.html?clear_cache=Y