Мария Вениаминовна Юдина (1899-1970 гг.)

Библиография


Пианистка, педагог, участница Невельской научной ассоциации, которую возглавлял русский философ, литературовед и теоретик искусства М.М. Бахтин.
Родилась в городе Невеле в семье земского врача. Музыкальные способности проявились еще в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано М. Юдина получила в возрасте шести лет от ученицы Антона Рубинштейна Фриды Тейтельбаум-Левинзон. В то время сформировались основные черты характера, которые она унаследовала от отца (целеустремленность, решительность, необычайную работоспособность, горячность). Впоследствии они легли в основу ее исполнительского стиля.
В 13 лет М. Юдина поступила в Петербургскую консерваторию, где училась в классах фортепиано Анны Есиповой, затем Феликса Блюменфельда, Анатолия Дроздова, а также изучала широкий круг других дисциплин. К 19 годам знала в совершенстве немецкий, французский языки и латынь, читала в подлинниках классическую и философскую литературу. Свой выпускной год М. Юдина провела в фортепианном классе профессора Л. Николаева, где рядом с ней учились Владимир Софроницкий и Дмитрий Шостакович.
Блестяще окончив учебу в 1921 году, была принята в штат консерватории и начала активную концертную деятельность, впервые выступив с оркестром Петроградской филармонии под управлением Эмиля Купера. Первое сольное выступление М. Юдиной в Москве состоялось в 1929 году.
В 1921-1922 годы занималась на историко-филологическом факультете Петроградского университета.
В 1923 году М. Юдина стала профессором Санкт-Петербургской консерватории.
С первых лет преподавания пианистка завоевала славу выдающегося педагога. Среди ее выпускников – музыкант и педагог Анна Даниловна Артоболевская, композиторы А. Баланчивадзе, Ю. Кремлев и многие другие.
М. Юдина утверждала, что "руки пианисту нужно ставить как голос певцу". "Законы постановки рук не могут быть индивидуальными – они общие для всех. Частью они основаны на законах физиологии, частью на законах механики, но чаще на здравом смысле и целесообразности". Прежде всего она требовала освобождения всей руки. Пальцы сравнивала с опорами сводчатого моста – закругленные, крепкие, чуткие, именно они несут всю нагрузку. Не признавая легких, пустых прикосновений, добивалась от учеников "прочной" игры даже в пианиссимо, глубокого проникновения в клавиатуру, основанного на умелом регулировании веса руки".
В 1930 году пианистку увольняют из Ленинградской консерватории после газетных публикаций в рамках борьбы с религиозными взглядами преподавателей. Два года спустя ей удаётся получить место профессора в консерватории Тбилиси. Отдел искусств Грузии обеспечил М. Юдину на 8 месяцев занятиями с аспирантами по специальности фортепиано и камерному пению.
С 1934 года пианистка проживала в Москве. С 1936 года по 1951 год при содействии Генриха Нейгауза преподавала в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. В 1944 году М. Юдина была зачислена профессором на кафедре фортепиано в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. В 1947 году здесь же начала вести занятия в классе камерного пения. Наиболее известные ее ученики – Н. Шаховская, Ф. Дружинин, В. Деревянко.
М. Юдина относилась к числу любимых пианистов Иосифа Сталина. Однажды ночью, когда И. Сталин неожиданно услышал по радио трансляцию фортепианного концерта № 23 В.А. Моцарта, у него на глазах появились слезы. Он немедленно потребовал сделать оттиск, чтобы всегда иметь при себе пластинку. Когда М. Юдина приехала домой после концерта, то надолго уснуть ей не удалось: ее разбудили офицеры, увезли в студию звукозаписи, где уже поджидал наскоро собранный небольшой оркестр. Так была сделана запись прямо в середине ночи, а единственная копия была оттиснута с матрицы и затем представлена И. Сталину (матрица выжила, и запись доступна на компакт-диске).
Несмотря на признание со стороны вождя, пианистка оставалась бескомпромиссным критиком сталинского режима. Когда ей выдали Сталинскую премию, то она пожертвовала ее Православной Церкви на покрытие "бесконечных сталинских грехов". Один из москвичей так рассказывал о первом впечатлении о пианистке: "У меня есть два врага, – говорила Юдина, прибирая со стола после обеда, – крошки и советская власть".
Во время Великой Отечественной войны окончила курсы медицинских сестёр, работала в военных госпиталях и часто выступала с концертами на радио.
В 1950 году выезжала в ГДР на торжества, посвященные 200-летию со дня смерти И.С. Баха, в 1954 году гастролировала в Польше. После выезд за пределы СССР ей был запрещен.
С начала 50-х годов М. Юдина – прихожанка московского храма Николы в Кузнецах и духовная дочь его настоятеля, протоиерея Всеволода Шпиллера.
В 1960 году пианистка была уволена из Гнесинского института из-за своих православных убеждений и за симпатии к современной западной музыке. Она продолжала давать публичные концерты, но ей было отказано в записях. После того, как в Ленинграде М. Юдина прочла со сцены стихи Бориса Пастернака в ответ на вызов на бис, ей был запрещено концертирование на срок в пять лет. В 1966 году, когда запрет был снят, она прочла цикл лекций "Романтизм. Истоки и параллели" в Московской Консерватории.
М. Юдина прожила всю жизнь в бедности и лишениях: не имела собственного рояля, ходила много лет в одном платье, часто недоедала. Она была убеждена, что художник должен быть беден. Всегда помогала страждущим, вызволяла из ссылок репрессированных друзей.
В 1969 году М.В. Юдина попала под машину, повредила пальцы правой руки и практически перестала играть. В 1970 году была намерена поселиться в монастыре (в Рижской пустыньке). Однако смерть помешала ей сделать внутренне давно подготовленный шаг. Похоронена на Введенском кладбище Москвы.
С именем Марии Вениаминовны связано открытие в Невеле первой детской площадки в 1917 году и первой музыкальной школы в 1919 году.

Источники:

  1. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1215366
  2. http://artshcola2012.muzkult.ru/img/upload/416/documents/3.Metod.soobshhenie_o_Yudinoj_s_prezentaciej.pdf

Юдина Мария Вениаминовна // Псковская энциклопедия : 903-2007. - Изд. 2-е, доп. - Псков : Псковская энциклопедия, 2007. - 996 с. : ил., портр., цв. ил., портр. - Библиогр.: с. 991-996. - Геогр. указ.: с. 979-983. - Хронолог. указ.: с. 984-988. - С. 380-381.

Фото с сайта:
http://rm.mosconsv.ru/?p=3948

© ПОУНБ 2017