Исполнительское искусство

Библиография


Среди всех искусств, музыка наиболее таинственна и загадочна. Она как бы невесома, свободна от земного тяготения, рождается и умирает в неведомых пространствах, глядит на нас пристальными очами, приковывая смертного человека к Иному бытию. Но поселяется она в нашем сердце, в средоточии дыхания и жизни, и тогда мы жаждем не расставаться с нею; мы начинаем любить ее, и растет и крепнет наше взаимное тяготение.
(Мария Вениаминовна Юдина)

М.В. Юдина была широко концертирующим исполнителем, выступавшим преимущественно с сольными концертами или в камерном ансамбле (особенно с Квартетом имени Бетховена и Квартетом имени Глазунова).
В круг её интересов входила, прежде всего, новейшая русская и мировая музыка. М.В. Юдина стала первой в Советском Союзе исполнительницей сочинений К. Шимановского, И. Стравинского, С. Прокофьева, П. Хиндемита, Э. Кшенека, А. Веберна, Б. Мартину, Ф. Мартена, В. Лютославского, К. Сероцкого. В ее репертуар входили Вторая соната Д. Шостаковича и Соната для двух фортепиано и ударных Б. Бартока.
М. Юдину никогда не покидал интерес к фортепианным новинкам. Многие советские композиторы находили у нее не только понимание, но и живой исполнительский отклик. В ее репертуарном списке встречаются имена В. Богданова-Березовского, М. Гнесина, Э. Денисова, И. Дзержинского, О. Евлахова, Н. Каретникова, Л. Книппера, Ю. Кочурова, А. Мосолова, Н. Мясковского, Л. Половинкина, Г. Попова, П. Рязанова, Г. Свиридова, В. Щербачева, Мих. Юдина.
А.Д. Артоболевская вспоминала: "Мария Вениаминовна обладала какой-то удивительной способностью творить заново сочинения, в которых она находила что-то интересное и близкое себе".
Например, Д. Шостакович просил Марию Вениаминовну быть первым исполнителем его прелюдий и фуг. Пианистка начала работу. Он приехал к ней послушать и сказал: "Это совсем не то, что я написал, но вот так и играйте! Только так и играйте!" Сегодня в нотах пианистки на прелюдии и фуге фа-диез-минор мы читаем запись, сделанную ее рукой: "Люди объединены общим несчастьем, но каждый реагирует по-своему."
Вместе с тем М.В. Юдина известна как одна из лучших исполнительниц музыки Ф. Шуберта, И.С. Баха, Л. ван Бетховена, И. Брамса и В.А. Моцарта.
Ее стиль – играть всё "под Шуберта": проникновенно-драматично, певуче, ясно, предпочитая замедленные темпы. Ярким примером подобного предпочтения в интерпретации музыкального произведения является запись сонаты № 5 Л. ван Бетховена.
Исполнительскую биографию выдающейся пианистки можно разделить на три этапа.
1. Этап "Исповеднический" (1921-1929 гг.). Публичные выступления М. Юдиной начались в августе 1921 года на открытии Петроградской филармонии исполнением в Большом зале Филармонии Пятого концерта Л. ван Бетховена (дирижер Э.А. Купер).
В 1927 году она впервые выступила в Москве в "Свадебке" И. Стравинского, показанной на гастролях Государственной Академической Певческой капеллы под управлением проф. М.Г. Климова. В 1928 году  там же принимала участие в симфоническом концерте под управлением Н.С. Голованова.
Выступления М. Юдиной проходили в Харькове, Киеве и Тифлисе и пользовались успехом у зрителей.
Углубленный взгляд в себя, диалог с автором, романтически взволнованное обращение к слушателю определили репертуар пианистки: И.С. Бах (основной свод его фортепианных сочинений и оба тома "Хорошо темперированного клавира"), немецкие и нидерландские полифонисты, старинная итальянская музыка, самые значительные сонаты Л. ван Бетховена, а также некоторые сочинения романтиков (Р. Шуман). Возвышенный строй этой музыки соответствовал внутреннему духовному поиску пианистки. Музыка стала для нее той самой "Неопалимой купиной", которая как образ открывшегося ей Бога стояла перед ее артистическим взором на протяжении всего творческого пути. 
В этот период М. Юдина открывает для себя С.С. Прокофьева, А. Шёнберга, П. Хиндемита, Э. Кшенека, В.В. Щербачева, Н.К. Метнера, новый музыкальный язык которых, по ее мнению, так же способен выявить в нашем мире "сияние Лучей Божественной Любви", как и язык их предшественников. Кредо пианистки "Бог живет в каждой ноте" утвердилось именно в те годы. Еще в 16 лет она писала: "Я знаю лишь один путь к Богу – через искусство. Не утверждаю, что этот путь универсальный. Я знаю, что есть и другие дороги, но чувствую, что мне доступен лишь этот. Все божественное, духовное впервые явилось мне через искусство, через одну ветвь его – музыку. Это есть мое призвание, верю в него и в силу свою в нем. Я должна неизменно идти по пути духовных созерцаний, собирать себя для просветления, которое придет однажды. В этом – смысл моей жизни. Я – звено в цепи искусства". 
В то же время пианистку интересовала и музыка с фольклорными корнями (И. Стравинский, А. Казелла, Б. Барток, М.Ф. Гнесин).
2. Этап "Сострадания и сопротивления" (1923-1953 гг.). Искусство М. Юдиной принимает форму музыкальной проповеди высших нравственных ценностей во времена борьбы с "проявлениями буржуазности" во всех сферах жизни. В программах пианистки преобладают произведения И.С. Баха с их воспеванием мужественной свободы. В.А. Моцарт преподносится как пример Любви и бессмертного Духа, не дающего слушателям потерять надежду. 
Во время Великой Отечественной войны М. Юдина обращается к сокровенным пластам русской музыки: М.П. Мусоргский (в первую очередь, "Картинки с выставки"), А.К. Глазунов, С.И. Танеев, А.П. Бородин, М.И. Глинка, А.К. Лядов. Вершиной воплощения человеческих страданий следует считать исполнение Концерта В.А. Моцарта № 23 ля мажор с его второй частью, сыгранной пианисткой как реквием по страждущим в сталинских лагерях, как молитва о них.
После окончания войны, несмотря на запрет почти всей современной музыки, уличенной в "формализме", включая сочинения Д. Шостаковича и С. Прокофьева, М. Юдиной удается публично исполнить лучшие из них – Вторую сонату Д. Шостаковича, "Мимолетности" и ряд сонат С. Прокофьева.
До 1953 года (года смерти И.В. Сталина) проходили лишь единичные концерты пианистки, по ее выражению, под знаком "смиренной игры Бетховена и Баха" с редкими прорывами в современность.
3. Этап "Отражение Райского бытия" (1954–1970 гг.). В этот период запреты на выступления чередовались с  "милостивым" разрешением единичных концертов. М. Юдиной исполнялись сонаты, вариации и фантазии В.А. Моцарта (и его же Концерт № 20 ре минор, со средней частью – как будто чистым воплощением Благодати), последние сонаты Л. ван Бетховена (исполнение второй части Сонаты № 32  стало формулировкой ее кредо о будущем райском блаженстве души), экспромты Ф. Шуберта, интермеццо и сонаты И. Брамса №№ 1,3. В "Гольдберг-вариациях" И.С. Баха, сыгранных незадолго до смерти, она стремилась достигнуть воплощения самых сокровенных образов – святых, ангелов, Божьей Матери и самого Господа Иисуса Христа.
Известный историк музыки А.С. Рабинович сказал о ней: "…Мария Вениаминовна из числа тех исполнителей, которые по плечу самому композитору!".

Источник:
http://www.sinergia-lib.ru/index.php?page=yudina_m_v&view=print

Фото с сайта:
http://o-alexandr75.livejournal.com/79017.html?thread=94121

 

© ПОУНБ 2017