Архитектор
В 1947 году после возвращения из Германии Всеволод Петрович Смирнов поступает на подготовительные курсы при Ленинградском инженерно-строительном институте. В сентябре этого же года он становится студентом первого курса архитектурного факультета инженерно-строительного института. Два курса он учится в Ленинградском инженерно-строительном институте (ЛИСИ), а потом уходит на архитектурный факультет в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.
Еще на подготовительных курсах он знакомится с будущим художником Л. Катаевым, в дальнейшем его близким другом, и с Борисом Скобельцыным, которого Всеволод Смирнов в 1955 году приглашает на работу во Псков.
Во время обучения Всеволод и Лев внимательно изучали творчество архитектора, художника И. В. Жолтовского. В 1953-54-х гг. Всеволод Смирнов и Лев Катаев были на практике в школе-мастерской Ивана Владиславовича. Воспитывая архитекторов, Жолтовский постоянно внушал мысль о том, что «архитектура – это не бумажное формотворчество, а искусство строить. Он требует от своих учеников глубокого проникновения во все детали строительного дела, рекомендует изучать кладку фундаментов, каменотесные, плотничные, столярные, штукатурные и лепные работы под руководством опытных мастеров». Практика в школе-мастерской И.В. Жолтовского оказало большое влияние на формирование творческих воззрений и системы взглядов Всеволода Петровича. Приехав в Псков, он так и сделал – начал тщательно изучать мастерство каменщиков, плотников, штукатуров, работавших в деле реставрации города.
В. П. Смирнов был еще на шестом курсе, когда ему поступило предложение от директора ПСНРПМ (Псковской специальной научно-реставрационной и производственной мастерской) Рослякова работать в Пскове. Хотя по окончании обучения он планировал трудиться в Ярославле, но отказаться от псковского предложения не мог.
Изначально Всеволод Петрович собирался стать гражданским архитектором, но, помня заветы Жолтовского, что современный архитектор должен опираться на работы старых мастеров, начал свою деятельность с изучения древнерусской архитектуры.
Окончив архитектурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, в 1955 году Всеволод Петрович Смирнов приезжает по приглашению в псковскую «Реставрационную мастерскую» на должность главного архитектора. Затем назначается исполняющим обязанности директора реставрационной мастерской, что дало ему возможность не только заниматься исследованиями, но и руководить осуществлением производства реставрационных работ в натуре.
Деятельность по восстановлению Пскова от разрушений войны кипела. Но в 1957 году коллектив реставрационной мастерской по приказу Первого секретаря правящей партии Н. С. Хрущева расформировали: проектировщиков перевели в Облпроект, а рабочих – в ремстройконтору. Было решено беречь государственные средства для создания жилья, а не тратить их на реставрационные работы, как бы не имеющие большой важности. Псковское руководство оперативно отозвалось на «Постановление» и расформировало ПСНРПМ, переведя проектировщиков в «Псковоблпроект», а производственную базу — в «Ремстройконтору».
Реставрация потихоньку сворачивалась. С августа 1957 г. по декабрь 1985 г. В. П. Смирнов работает в «Облпроекте», и только после статьи Юрия Дмитриевича Черниченко в центральной «Правде» о необходимости восстановления мастерской во Пскове, руководство области приняло данное решение.
Всеволод Петрович был вновь переведен в мастерскую и восстановлен в должности главного архитектора, продолжив работу над Покровской башней.
Занимаясь реставрацией, В. П. Смирнов спас от разрушения и возродил исторический облик многих памятников архитектуры.
После завершения рестарационных работ исторические памятники представали в неповторимой красоте. В соавторстве с архитектором ПСНРПМ Лебедевой Верой Алексеевной он восстанавливал храмы Ильи Пророка в селе Выбуты (1955-58 гг.), Святого Николы Чудотворца в городе Острове (1963-64 гг.) и в селе Пустое Воскресение (1958-63 гг.). Вместе с архитектором М. И. Семеновым В. П. Смирновым была проведена реставрация на полный профиль стен и башен всемирно известного Печерского монастыря (1959-75 гг.), которые вызывают восхищение паломников и туристов. Навсегда войдет в историю реставрации восстановление Всеволодом Петровичем в 1956-63 гг. в соавторстве с Ю. В. Сусленниковым Покровской башни с прилегающими к ней крепостными стенами Окольного города. Был воссоздан могучий каменный объем башни – одного из крупнейших оборонительных сооружений средневековой Руси. Внутри 32-метровый пролет на большой высоте реставраторы перекрыли рубленым деревянным шатром. Шатер не опирался, как в ХVI веке, на колонну в центре – он парил над строением, подчеркивая его грандиозность. Реставрация Покровского комплекса была признана лучшей научной реставрационной работой года в СССР.
Под опытной рукой мастера освободился от поздних пристроек и ансамбль из двух храмов-близнецов Покрова и Рождества Богородицы ХVI века засиял в своей первозданной красоте.
Реконструкция дома Осиповых-Вульф в селе Тригорском Пушкинского заповедника - также авторская работа Смирнова, оконченная в 1961 году. Во время работы над ним Всеволод Петрович познакомился с директором пушкинского музея Семеном Степановичем Гейченко, который стал другом его семьи.
Им осуществлены реставрационные работы по объектам Снетогорского монастыря: часовня Четырех Московских Святителей в соавторстве с Ю. В. Сусленниковым (1962 г.) и Святые ворота (1957 г.).
Изборская крепость формально не относится к числу авторских работ Смирнова. Автором проекта консервации объекта был Ю. В. Сусленников, но работал он непосредственно под руководством Всеволода Петровича, и четко избранная концепция консервативно-реставрационных работ — есть плод творчества двух архитекторов.
Достоянием города стали монументальные произведения Всеволода Петровича - памятники на могиле Неизвестного солдата и псковским партизанам, прапор в честь победы дружины Александра Невского в 1242 году на Чудском озере в Довмонтовом городе. На острове Залита был сооружен по его проекту памятник-маяк на месте расстрела пяти революционеров: пять высоких стальных опор, перевитых тонкой конструкцией. По просьбе Льва Николаевича Гумилева, с которым В. Смирнов дружил, им был выполнен надгробный памятник на могиле Анны Андреевны Ахматовой.
В 1967 году он оставил реставрацию и посвятил себя кузнечному ремеслу, благодаря чему судьба кузнечного ремесла оказалась счастливой на Псковской земле.
Известный писатель Валентин Яковлевич Курбатов после бесед со Смирновым записывал его монологи. Фрагменты из публикации Курбатова «Живые уроки. Памяти Всеволода Петровича Смирнова» дают представление о сложном духовном мире Мастера.
«...И сам я сколько сделал глупостей. Суетился, восстанавливал башни, церкви, гордился. А чем гордиться, если там живого камня нет, если духа туда не вернешь - тоже ряженые здания делал. Сохрани живую душу, веру сбереги, а они про веру только говорят, а подойдет вплотную и хорошо, если только остановится, а не убежит.
Правильно Лев Николаевич (Гумилев) говорит: вместо духа у нас осталась одна психология. Для духа нужна соприродная жизнь, диалог между рукой, глазом и материалом жизни, между полем и крестьянином, топором и деревом, между потребностью тела и тем, что вера подсказывает ...
... Меня Тема (любимый пудель) многому научил. Может, не все я пересмотрел, но очень много за те семнадцать лет, которые мы прожили с ним. Не надо суетиться, все придет в свой срок, если глядеть правильно и главное - правильно видеть. Все должно быть живое и для живого...».
Источники:
Аракчеева, Ж. М. Всеволод Петрович Смирнов / Ж. М Аракчеева // На рубеже тысячелетий: [книга о людях культуры и искусства]. Т. 1 / руководитель проекта издания А. И. Голышев, В. Ф. Павлов]. - Псков : Стерх, 2002. - С.153 - 155.
Всеволод Смирнов. Архитектор, художник, кузнец / [авторский коллектив: Н. С. Рахманина ; фото акварелей А. И. Кашницкий, Л. М. Шлосберг]. - Санкт-Петербург : Петрополис, 2011. - 162 с.
Кузнец и зодчий : [Всеволод Петрович Смирнов (1922-1996)] // Псковская земля. История в лицах. "Сии бо люди крылати..." / [редактор-составитель Т. В. Вересова ; художник Г. И. Метченко]. –Москва : [Б. и.], 2007. - С. 442-443.
Курбатов, В. Я. Живые уроки : [Всеволод Петрович Смирнов (1922-1996)] / В. Я. Курбатов // Псковская земля. История в лицах. "Сии бо люди крылати..." / [редактор-составитель Т. В. Вересова ; художник Г. И. Метченко]. –Москва : [Б. и.], 2007. - С. 444-448.