Смирнов Всеволод Петрович

Мастер: архитектор, художник, кузнец.

К 100-летию со дня рождения
Всеволода Петровича Смирнова

Серия «Культура земли Псковской». Выпуск 24

Художественные выставки В. П. Смирнова


В 1960-е годы В.П. Смирнов как член Союза художников и Союза архитекторов, был участником одиннадцати художественных выставок в Пскове, Костроме, Москве, Литве, Чехословакии. Пять из них были персональными и их справедливо называли выставками архитектора, художника и кузнеца.

Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское",
р.п. Пушкинские Горы Псковской области

1965 год

В 1965 году в Пушкинском государственном музее-заповеднике "Михайловское" была устроена персональная выставка В. Смирнова «Пушкинские места». Следующая его выставка состоялась в Москве в Центральном доме архитекторов на улице Щусева.

Центральный Дом архитектора, г. Москва

1967 год

Марк Алешковский, археолог, пишет в своей статье от 10 марта 1967 года в «Псковской правде»: «Выставка Всеволода Смирнова стала событием в художественной жизни столицы... Всеволод Смирнов... учит любить свой город и край, как любит их он сам... Любовь сделала его произведения особенно близкими и понятными посетителям. Пейзажи, реставрация и кузнечное ремесло — это содружество чрезвычайно перспективное, оно соединяет навыки древних мастеров-ремесленников с тонким современным художественным вкусом, руки кузнеца с мыслью художника». 

Московский Союз художников

1967 год

Следующая большая выставка прошла также в Москве в «Союзе художников». Прекрасную статью о ней написал искусствовед И. И. Купцов «Возрожденная красота», которая была опубликована в газете «Псковская правда» за 23.07.1967 г. «Все, к чему прикасаются руки художника, становится богаче. И лист бумаги, превращенный в акварельный пейзаж, и стены-развалины, воскресшие в величавый архитектурный памятник, и полоса металла, становящаяся витым подсвечником...». 

«Выставка Смирнова пользуется необычайным успехом у москвичей. В летний жаркий месяц, когда иные эстрадные концерты с трудом собирают публику, на выставку Смирнова безостановочно идут и идут люди. Они с доброй жадностью выпытывают каждое слово о биографии и творчестве художника». 

«Навсегда войдет в историю советской архитектурной реставрации сделанное Всеволодом Смирновым — Покровская наугольная башня и церковь Покрова от Пролома». 

«Акварели Смирнова раскрывают в нем чувство поэта родной русской природы. В них ощущается страстная романтика, кипение буйных природных сил, задумчивость осени и жаркий полет закатных облаков». 

О своем восхищении творчеством Всеволода Петровича пишет известный скульптор Н. Б. Никогосян: «Вот она — русская национальная суть и смелый изобразительный язык». 

«Какое мастерство, какое вдохновение, — пишет ереванская художница Кларик Вартамян. — Спасибо большому художнику за все то, что он с тонким вкусом сделал для возрождения старого русского зодчества». 

«Мне кажется, — замечает писатель С. Лыков, — что эта выставка принадлежит к числу тех, куда люди будут приходить по многу раз, открывая для себя все большее в ней: органическое ощущение истории, ее непрерывности, ее ценности, благородства простого и мужественного мастера». 

«Остановись, мгновенье!», так называлась статья Т. Князевой. «Акварели художника «Дождь», «Закат», «Весна на Истре», «Сумерки», «Село Михайловское» — словно остановившиеся мгновения в их неповторимости… Искусны и работы В. Смирнова — чеканки по меди, поковки, выполненные вместе с кузнецами К. Васильевым, П. Ефимовым. Чугунные вертела, тяпки; cковородки, подсвечники. Это все предметы русского обихода, и ни с чем уж их не спутаешь. 

Выставка демонстрирует реставраторское мастерство Смирнова: Покровская башня XV века в Пскове, церковь Покрова от Пролома 1399 года, Печорская крепость и другие. Появляется желание посмотреть работу архитектора-реставратора не только в фотографиях. Вся выставка В. Смирнова говорит, что перед нами истинно русский мастер».

 

Псковский государственный объединенный историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник

1969 год

В 1969 году в залах Псковского музея-заповедника открылась очередная выставка Всеволода Петровича. О ней подробно пишет искусствовед Елена Ивановна Скобельцына, супруга Б. С. Скобельцына, в статье «Творческий отчет», опубликованной в газете «Псковская правда». В деталях описывает автор достижения архитектора-реставратора: «Овладение Смирновым секретами простых ремесел сначала родилось из практической необходимости реставрационных работ. Появились... прапоры Псковской и Печерской крепостей... кованые железные ручки и другие металлические детали к реставрируемым памятникам. А потом начались поиски иных форм и решений... Здесь на выставке представлена целая коллекция изделий из кованого железа — большие и маленькие подсвечники, сковородники, щипцы для угля и многое другое... На выставке экспонируются 36 акварелей... Они представляют его работы с 1962 по 1967 годы... Акварели художника многообразны по оттенкам настроения. В них поэзия мужественной красоты и тонкая лирика, и цветовая симфония угасающих осенних дней. В них — Русь, то настороженно-тревожная, то мечтательно-задумчивая». 

Работы В. Смирнова экспонировались в составе выставки «Охрана и реставрация памятников культуры и истории в СССР» в Праге и других городах Чехословакии, в Литовской ССР и на Всероссийском совещании реставраторов в Костроме в 1968 году.

1982 год

В 1982 г. — очередная выставка мастера в объединенном музее-заповеднике. Она была посвящена 60-летию со дня его рождения. Статью о ней пишет Ирина Городецкая, заведующая отделом прикладного искусства музея: «Он оказался прилежным и заинтересованным учеником потомственных кузнецов Кирилла Васильева и Петра Ефимова. Работал молотобойцем, изучая приемы ковки, из подмастерья постепенно переходя в мастера».

2008 год

5 августа 2008 года в Псковском музее-заповеднике, по адресу Некрасова, 7, открылась выставка «Кованый металл. Живопись (акварель). Реставрация памятников архитектуры», которая была посвящена жизни и творчеству Всеволода Петровича Смирнова. На выставке были представлены его работы: ковка, живопись (акварель), планы реставрации и фотографии памятников. 

Открывал выставку Киселев Юрий Николаевич – директор Псковского музея-заповедника. Он сказал, что работы Всеволода Петровича несут тепло, которого не хватает в повседневной жизни. Художник-реставратор и историк искусства Савва Ямщиков отметил, что Смирнов Всеволод Петрович очень много сделал для города и что эта выставка посвящена памяти Всеволода Петровича и той эпохи. Супруга Всеволода Петровича Наталья Сергеевна Рахманина сообщила, что часть представленных работ принадлежит семье автора.

 

Источники:

Ефимова, И. Последние из могикан / И. Ефимова // Новости Пскова. - 2008. - 8 авг. (№ 61-62). - С. 4, 6. 

Купцов, И. Возрожденная красота / И. Купцов // Псковская правда. – 1967. – 23 июля. 

Рахманина, Н. С. Биографический очерк / Н. С. Рахманина // Всеволод Смирнов. Архитектор, художник, кузнец / [авторский коллектив: Н. С. Рахманина ; фото акварелей А. И. Кашницкий, Л. М. Шлосберг]. - Санкт-Петербург : Петрополис, 2011. –С. 36-39. 

Скобельцына, Е. Творческий отчет / Е. Скобельцына // Псковская правда. - 1969. - 18 мая.

Работы


1.Прапор Власьевской башни Окольного города Пскова

2.Колосниковая корзина.
Кованый металл.
1986 г.

3.Декоративный подсвечник в доме отдыха

4.Композиция «Цветок» в гостинице «Националь» (Москва).
Кованый металл.
1970 г.

5.«Вешки».
Кованый металл.
1982 г.

6.Композиция «Птица».
Кованый металл.
1976 г.

7.Дверное кольцо.
Кованый металл.
60-е гг.

8.Подсвечник «Дерево».
Кованый металл.
70-е гг.