Смирнов Всеволод Петрович

Мастер: архитектор, художник, кузнец.

К 100-летию со дня рождения
Всеволода Петровича Смирнова

Серия «Культура земли Псковской». Выпуск 24

Биография Всеволода Петровича Смирнова



Всеволод Петрович Смирнов родился 2 апреля 1922 года в поселке Мста Удомельского района Калининской области (ранее – Тверской губернии). 

Мать – Александра Васильевна Смирнова (в девичестве Пономаренко), работала до 1917 года машинисткой. Отец – Петр Федорович, служащий, работал казначеем в Лысвенском горном округе. Умер в 1924 году от туберкулеза. 

Его старший брат Юрий родился в 1918 году, окончил среднюю школу, а затем Военно-медицинскую академию по специальности: хирург. Служил в армии. После Великой Отечественной войны жил в Прибалтике (г. Лиепая), в звании полковника занимал должность главного хирурга Балтийского флота. Умер в 1997 году. 

Сам Всеволод Петрович Смирнов закончил среднюю школу в Ленинграде. Учился в студии изобразительных искусств при Академии искусств. В 1940 г. был призван в Красную Армию. С 15 ноября зачислен курсантом 1-го Ленинградского авиационно-технического училища им. К.Е. Ворошилова. В 1941 г. получил диплом отличника по отделению автомехаников. По окончании училища ему было присвоено звание сержанта технической службы.

Армия. Война.

С 1 августа 1941 года он в действующей армии. Служит в авиационно-истребительном полку механиком самолета на И-16, МИГ-3, И-153. Затем в 28 истребительном полку на той же материальной части. В мае 1942 г. – командир взвода в 422-й разведроте. До самого конца войны воевал в основном в танковых войсках, занимаясь ремонтом танков. При необходимости заменял водителя в танке. Дважды был ранен. Первый раз – в декабре 1942 г., в разведке. С танковыми войсками дошел до Берлина и 1 мая 1945 г. был ранен второй раз. 

 

Сохранилось много грамот и благодарностей военных лет за проявленное мужество, за освобождение городов, за взятие Берлина. Награжден тремя орденами – 2 ордена Красной Звезды и орден Отечественной войны I-й и II-й степеней – и множество медалей. Закончил войну в звании «Гвардии старшина». После окончания войны живет в Германии со своей будущей женой Татьяной Ивановной Попковой. После переезда в Ленинград у них родилась дочь Ирина.

Учеба

После возвращения из Германии в 1947 году Всеволод Петрович поступает на подготовительные курсы при Ленинградском инженерно-строительном институте. В сентябре 1947 году он становится студентом первого курса архитектурного факультета инженерно-строительного института. Два курса он учится в ЛИСИ, а потом уходит в институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина на архитектурный факультет. 


Б.С. Скобельцын, Л.П. Катаев, В.П. Смирнов. 40-е гг.

Еще на подготовительных курсах он знакомится с архитектором, художником-акварелистом Львом Павловичем Катаевым, в дальнейшем близким другом, и с архитектором-реставратором Борисом Степановичем Скобельцыным, которого В. П. Смирнов в 1955 году приглашает на работу в Псков. 

Во время обучения Всеволод и Лев внимательно изучали творчество И. В. Жолтовского. В 1953-54 гг. Всеволод Смирнов и Лев Катаев были на практике в школе-мастерской Ивана Владиславовича. Воспитывая архитекторов, преподаватель постоянно внушал мысль о том, что «архитектура – это не бумажное формотворчество, а искусство строить. Он требует от своих учеников глубокого проникновения во все детали строительного дела, рекомендует изучать кладку фундаментов, каменотесные, плотничные, столярные, штукатурные и лепные работы под руководством опытных мастеров». Практика в школе-мастерской И. В. Жолтовского оказала большое влияние на формирование творческих воззрений и системы взглядов Всеволода Петровича. Приехав в Псков, он так и сделал – начал тщательно изучать мастерство каменщиков, плотников, штукатуров, работавших в деле реставрации города. 

Всеволод Смирнов был еще на шестом курсе, когда ему поступило предложение работать в Пскове от Рослякова - директора ПСНРПМ (Псковской специальной научно-реставрационной и производственной мастерской). По окончании обучения он собирался работать в Ярославле, но отказаться от псковского предложения не мог.

Работа в Пскове

В 1955 году, окончив архитектурный факультет Академии художеств в Ленинграде, Всеволод Петрович приезжает в город Псков. В 1956 году к Всеволоду Петровичу приехала жена Наталья Сергеевна Рахманина, которая после защиты диплома, стала работать архитектором-реставратором в Пскове. 

Молодые реставраторы мастерской тщательно проводили исследования. После завершения работ памятники представали в неповторимой красоте. В соавторстве с архитектором ПСНРПМ Верой Алексеевной Лебедевой восстанавливал храмы Ильи Пророка в Выбутах, Святого Николы Чудотворца в городе Острове и церкви Воскресения Христова в селе Пустое Воскресение. Работа по восстановлению Пскова от разрушений войны кипела. Но в 1957 году коллектив мастерской по приказу Первого секретаря правящей партии Н. С. Хрущева расформировали: проектировщиков перевели в Облпроект, а рабочих – в ремстройконтору. Было решено не тратить деньги на реставрацию «старья», а строить дешевое жилье. Всеволод Петрович спасал тогда храм в Выбутах и начинал изучение Покровской башни. Казалось, все рухнуло. Но за сохранение реставрационных мастерских вмешался корреспондент газеты «Правда» Юрий Дмитриевич Черниченко, который в своей статье написал о неразумности разгона мастерской. Статья была перепечатана «Псковской правдой», и мастерская в прежнем составе с проектной группой была восстановлена. 

Усилиями реставратора возобновились работы по расчистке Покровской башни Окольного города в Пскове. 


В.П. Смирнов с сыном Митей

В 1958 г. у него рождается сын Дмитрий, который впоследствии обучался профессии кузнеца у отца и позже закрепил теоретическими знаниями на факультете «Художественная обработка металла» ЛВХПУ им. Мухиной. 

Реставрационная деятельность

В конце 1950-х гг. Всеволод Петрович очень много работал. Едва ли не самым значительным его достижением стало воссоздание древнего архитектурного облика южного угла Окольного города в Пскове – восстановление из руин совместно с Ю. В. Сусленниковым Покровской башни с прилегающей к ней стенами и церкви Покрова и Рождества Богородицы возле нее. 

С 1960 года Всеволод Петрович – главный архитектор реставрационной мастерской, затем был назначен исполняющим обязанности директора, что дало ему возможность не только заниматься исследованиями, но и руководить осуществлением производства реставрационных работ в натуре. 

К 1961 году была завершена реставрация дома Осиповых-Вульф в селе Тригорское Пушкинского заповедника. Во время работы над ним Всеволод Петрович познакомился с Семеном Степановичем Гейченко, который стал другом его семьи. 

В 1963-64-х гг. начаты исследования церкви Николы в городе Острове. 

В.П. Смирновым также были осуществлены реставрационные работы по объектам Снетогорского монастыря: часовня Четырех Московских Святителей в соавторстве с Ю. В. Сусленниковым (1962 г.) и Святые ворота (1957 г.). 

Всеволод Петрович еще в 1960 году начал заниматься реставрацией Псково-Печерского монастыря. В это время он был назначен исполняющим обязанности директора ПСНРПМ. Под его руководством архитектором М.И. Семеновым воссозданы стены и замечательные шатры Печерской крепости. 

Еще при реставрационных работах в Псковском Кремле Всеволод Смирнов столкнулся с необходимостью восстанавливать кованые детали, декоративные элементы. Его трудами были созданы основные прапоры башен Псковской крепости, Псково-Печерского монастыря и много крестов для храмов. Учителями и добровольными помощниками в то время стали для Всеволода Петровича замечательные умельцы из коренных жителей псковского края – кузнецы-старообрядцы Кирилл Васильевич Васильев (из деревни Рыжики) и Петр Андреевич Ефимов.


В.П.Смирнов (в центре) и кузнецы-старообрядцы Петр Андреевич Ефимов и Кирилл Васильевич Васильев на выставке

Евгений Евтушенко приезжал в Псков, общался с псковским реставратором, художником и кузнецом Всеволодом Петровичем Смирновым. Поэт посвятил ему стихотворение «Псковские башни», в котором очень точно описывается творческая личность кузнеца.

Художник, сам собой низложенный,
надел по царски фартук кожаный
и принял звание - кузнец.
Он для души, а не для гонору
сам возложил на буйну голову
тяжелокованный венец.

Художник толст и бесшабашен.
Художник пьяница большой,
а между тем - хранитель башен,
ревнитель с нежною душой.

Читать стиховорение полностью>>> 

Кузнец

В сентябре 1967 года Всеволод Смирнов оставляет реставрационную деятельность, уволившись из ПСНРПМ, и полностью посвящает себя кузнечному ремеслу. Кованый металл стал основным делом художника-реставратора. 

Его пространственные кованые композиции широко известны. Работы художника ныне украшают псковские башни и стены, интерьеры старых и новых зданий Пскова, Санкт-Петербурга, Москвы, Кисловодска, посольства России в Вашингтоне и консульства на архипелаге Шпицберген. 

Достоянием города стали монументальные произведения Всеволода Петровича - памятники на могиле Неизвестного солдата и памятник Псковским партизанам, прапор в честь победы дружины Александра Невского в 1242 году на Чудском озере, установленный в Довмонтовом городе. На острове Залита был сооружен по его проекту памятник-маяк на месте расстрела пяти революционеров. По просьбе Льва Николаевича Гумилева, с которым В. Смирнов дружил, им был выполнен надгробный памятник на могиле Анны Андреевны Ахматовой. 

Всеволод Смирнов стал основателем возрожденной школы русской художественной горячей ковки. У кузнеца было много учеников, как архитекторов, так и художников. Он вел летнюю практику у студентов факультета художественной ковки ЛВаПУ им. Мухиной.


Церковь Успения с Пароменья со звонницей, где располагалась мастерская В.П.Смирнова

Мастерская кузнеца почти тридцать лет располагалась в звоннице храма Успения с Парома. В нижнем этаже была кузница, а верхний этаж представлял собой выставочный зал. Он посещался многими выдающимися деятелями русской и зарубежной культуры - поклонниками творчества В. П. Смирнова.  

Художник

Художественная одаренность Всеволода Петровича проявилась и в живописи. Его любимая тема - пейзажи псковской земли, часто с памятниками архитектуры. 

В 1960-е гг. он вместе со своим другом Львом Павловичем Катаевым пишет акварельные пейзажи Псковщины. Будучи членом Союза художников и Союза архитекторов, он был участником одиннадцати художественных выставок в Пскове, Костроме, Москве, Литве, Чехословакии. Пять из них были персональными и их справедливо называли выставками архитектора, художника и кузнеца. 

Всеволод Петрович пробовал себя и как театральный художник. 

В последние годы жизни он подолгу жил на хуторе в Малах. Вера в Бога стала его основой жизни. В доме Всеволода Петровича на хуторе некоторое время жил и работал отец Зинон. 


Дом в Малах

В.П.Смирнов и архимандрит Зинон (Теодор) в Псково-Печерском монастыре


Много утрат, разочарований, горестей принесли ему события в конце жизни. 

В 1994 г. В. П. Смирнова отселили из творческой мастерской в звоннице церкви Успения с Парома, которую он арендовал около тридцати лет. В 1995 году мастерская художника была переведена в дом на улице Карла Либкнехта, недалеко от Покровского комплекса. Летом того же года беспощадный пожар уничтожил замечательное его творение - шатер на Покровской башне (восстановлен в 2010 г.). 

Все эти печальные события подорвали здоровье мастера и 21 января 1996 года его не стало. 

Похоронен Всеволод Петрович на Иоанно-Богословском кладбище в Пскове. 

На доме, где жил художник (Октябрьский проспект, 40), в 1997 году была установлена мемориальная доска. 

В апреле 1996 г. администрация г. Пскова приняла решение об организации музея архитектора-реставратора, художника и кузнеца Смирнова Всеволода Петровича, как филиала Псковского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. К сожалению, по настоящее время не удается организовать музей. 

Известный писатель Валентин Яковлевич Курбатов после бесед со Всеволодом Смирновым записывал его монологи. Фрагменты из публикации Курбатова «Живые уроки. Памяти Всеволода Петровича Смирнова» дают представление о сложном духовном мире Мастера. «...И сам я сколько сделал глупостей. Суетился, восстанавливал башни, церкви, гордился. А чем гордиться, если там живого камня нет, если духа туда не вернешь - тоже ряженые здания делал. Сохрани живую душу, веру сбереги… Все должно быть живое и для живого...». Это была его молитва, его символ веры, его проповедь. Он искал этой жизни в железе, и оно цвело розами и пело птицами. Он тосковал по ней в акварели, и она дышала волей и влагой. Он торопил ее в каждом слове и шаге, и жизнь отзывалась ему благодарно и полно до последнего удара этого беспокойного для себя и других прекрасного сердца.  

 

Источники:

Аракчеева, Ж. М. Всеволод Петрович Смирнов / Ж. М Аракчеева // На рубеже тысячелетий: [книга о людях культуры и искусства]. Т. 1 / руководитель проекта издания А. И. Голышев, В. Ф. Павлов]. - Псков : Стерх, 2002. - С.153 - 155. 

Кузнец и зодчий : [Всеволод Петрович Смирнов (1922-1996)] // Псковская земля. История в лицах. "Сии бо люди крылати..." / [редактор-составитель Т. В. Вересова ; художник Г. И. Метченко]. –Москва :[Б. и.], 2007. - С. 442-443. 

Курбатов, В. Я. Живые уроки / В. Я. Курбатов // Всеволод Смирнов. Архитектор, художник, кузнец / [авторский коллектив: Н. С. Рахманина ; фото акварелей А. И. Кашницкий, Л. М. Шлосберг]. - Санкт-Петербург : Петрополис, 2011. – С. 102-106. 

Рахманина, Н. С. Биографический очерк / Н. С. Рахманина // Всеволод Смирнов. Архитектор, художник, кузнец / [авторский коллектив: Н. С. Рахманина ; фото акварелей А. И. Кашницкий, Л. М. Шлосберг]. - Санкт-Петербург : Петрополис, 2011. – С. 12-44.