Кузнец
Всеволод Петрович Смирнов известен не только как архитектор, реставратор, художник-акварелист, но в первую очередь как кузнец, возродивший на Псковской земле искусство горячей художественной ковки.
В своих размышлениях о личности кузнеца Юлий Александрович Селиверстов (сын А. И. Селиверстова - друга и ученика Всеволода Смирнова) пишет: «К кузнечному искусству, автор пришел – как я это понимаю – от своей «скульптурной» и гуманистической реставрационной архитектуры. Древние интерьеры требовали наполнения люстрами-паникадилами, подсвечниками, кольцевидными дверными ручками. Навершия башен просили прапоров, расплеснутых над городом в ветряное небо…».
Еще при реставрационных работах в Псковском Кремле Всеволод Смирнов столкнулся с необходимостью восстанавливать кованые детали, декоративные элементы. Его трудами были созданы основные прапоры башен Псковской крепости, Псково-Печерского монастыря, много крестов для храмов.
Прапор Власьевской башни
Интересен, выкованный мастером в 1966 году, прапор Власьевской башни. Он вобрал в себя описания пищалей и пушек, русскую и западноевропейскую орнаментику трав, фантастических зверей и птиц. Две равноценные лицевые стороны прапора убеждают нас в этом. На одной стороне изображен Псковский барс – победитель, растоптавший аспида-змея и осененный нисходящими божественными лучами, прорвавшимися сквозь облака. Могучий зверь, твердо стоящий на земле тяжелыми лапами. Облик почти реалистический и – вместе с тем – условный, объемный и плоский, отмеченный личным клеймом автора. На другой стороне – барс легкий, летящий в бой, под указующими перстами Господа. Барс, готовый схватить врага птичьими острыми когтями, но в тоже время готовый и воспарить над ним, не причинив вреда, унося в пасти мирный завиток цветка. Гениальной находкой художника стала кованая медная птица, венчающая прапор. В образе этой птицы соединились многие символы, но в первую очередь это – символ Духа Святого, оберегающий город, летящий впереди боевого знамени.
Прапор Власьевской башни
В то время еще были живы старые псковские кузнецы. Учителями и добровольными помощниками стали для Всеволода Петровича замечательные умельцы из коренных жителей псковского края – кузнецы-старообрядцы Кирилл Васильевич Васильев (из деревни Рыжики) и Петр Андреевич Ефимов.
Кузнецы Кирилл Васильевич Васильев и Петр Андреевич Ефимов
Всеволод Петрович начал работать с этими далеко не молодыми мастерами, постепенно осваивая технику горячей ковки.
В сентябре 1967 года Всеволод Смирнов оставляет реставрационную деятельность, уволившись из ПСНРПМ, и полностью посвящает себя кузнечному ремеслу.
Как художник-кузнец Всеволод Смирнов приобрел мировую известность. Благодаря мастеру и его ученикам современный Псков стал самым кузнечным городом России, возвращая слову «скобарь» былое гордое звучание.
Кованые смирновские произведения по художественной высоте и стилевой гармонии не знают себе равных. Часто это были масштабные проявления большого стиля, назначенные господствовать в целом интерьере. Но по внимательности авторской проработки все, чего касался молот В.П. Смирнова, вполне сопоставимо с тонкими созданиями ювелирного искусства. И в обработке металла, как в архитектуре, автор был абсолютен и синтетичен.
Его стиль, родственный искусству ювелиров-златокузнецов, был также стилем серьезного скульптора, которому доступно решение самых сложных монументальных задач. Любое кованое «изделие», вышедшее из мастерской В. П. Смирнова, является не столько утилитарным предметом, сколько высоко скульптурным объектом, пронизано смелостью взгляда.
Декоративная композиция Птица
Знаменитая «Черная Жар-птица» кузнеца, выполненная в нескольких авторских вариантах, представляет собой удивительный яркий синтез искусств. Она скульптурна и архитектурна одновременно. Оперенье смирновской птицы при малейшем прикосновении оказывается напоенным металлическим пением – подобно колоколу и органу. Птица – вся словно райский сад, свитый воедино для нашего земного восприятия.
Всеволоду Петровичу поступали заказы для общественных и государственных организаций на композиции из металла с керамикой, стеклом и хрусталем. Для этого он привлекал к работе своих детей, и в первую очередь сына Дмитрия, который с 1975 г. обучался на факультете художественной обработки металла в ЛВХПУ им. Мухиной. С керамикой и фарфором работала его дочь Ирина Ларионова (Смирнова).
Некоторые из этих композиций были выполнены по заказам Русской Православной Церкви, например, кованые изделия для Данилова монастыря в Москве, храма Ефросиньи Полоцкой в Карсаве (Латвия). Совместно с А. Н. Елизаровым исполнены Царские врата Серафимовского придела Троицкого собора в Пскове.
Его пространственные кованые композиции широко известны. Работы Всеволода Петровича украшают российское посольство в Вашингтоне, консульство на архипелаге Шпицберген, гостиницы, санатории, музеи и другие общественные здания Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова и др.
Композиции на могиле Неизвестного Солдата в Пскове
В. П. Смирнов выступил как автор крупных, по настоящее время не имеющих аналогов, монументальных памятников: композиции на могиле Неизвестного Солдата в Пскове (совместно с Л. П. Катаевым и В. С. Васильковским), надгробный кованый крест на могиле А. А. Ахматовой в д. Комарово Ленинградской области, изготовленный по просьбе ее сына Л. Н. Гумилева, памятник красноармейцам на острове Залита в Псковском озере, а также проект мемориала в память о Ледовом побоище 1242 г.
Примечателен Монумент в честь 730-летия победы Александра Невского на Чудском озере в 1242 г. в Довмонтовом городе (1971 г.). Это настоящее произведение искусства – чеканка размером 3,5 на 10 метров, весом около тонны, сделанная руками В. Смирнова, его ученика – врача А. Селиверстова и художника В. Шумакова. Монумент посвящен вступлению князя Александра Невского и его войска в свободный от рыцарей Тевтонского ордена Псков в 1242 г.
Памятный знак победе Александра Невского на Чудском озере в 1242 г.
Псков. Довмонтов город. 1971 г.
Всеволод Петрович сообщал: «Основная деталь прапора – щит с гербом Пскова, ибо Псков был до и оставался стоять после Александра Невского. По низу его идут слова: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Ниже, на цепях щиты дружин, пришедших с князем. На них надписи: «5 апреля 42 года была сеча на Чудском озере, на Узмене, у Воронья камня». «И возвратися князь Александр с победой славною ко граду Псков». На несколько вперед вынесенном мече – голубь. И колокола».
25 мая 1971 г. в картинной галерее Псковского музея состоялся торжественный акт передачи монумента городу.
Мастерская Всеволода Петровича почти тридцать лет располагалась в звоннице храма Успения с Парома. В нижнем этаже была кузница, а верхний этаж представлял собой выставочный зал. Он посещался многими выдающимися деятелями русской и зарубежной культуры - поклонниками творчества Всеволода Смирнова.
Имя Всеволода Петровича стало известно всей стране, чему в том числе способствовали выставки в столицах и зональные выставки в других городах. Появилось большое количество новых знакомых. На эти выставки неоднократно приезжала Белла Ахмадулина с Юрием Нагибиным. Посещали его режиссер Марлен Хуциев, поэты Булат Окуджава, Михаил Дудин, Евгений Евтушенко и многие другие деятели искусства и культуры.
Фрагмент оформления дома приемов МВД на Каменном острове в Ленинграде
(кованый металл, фарфор - И. Ларионовой). 1979 г.
У него было много учеников, как архитекторов, так и художников. Он вел летнюю практику у студентов факультета художественной ковки ЛВХПУ им. Мухиной. Знавшие его люди в своих воспоминаниях иногда наделяют его чертами былинного кузнеца – молчаливый и даже угрюмый, немного замкнутый человек, богатырского сложения и такого же ума. «Человек-глыба» - так назвал его кузнец Виктор Дмитриев, один из учеников Весволода Петровича: «Видишь, как он идет по земле, и чувствуешь, что ты его и тараном не собьешь». Виктор Дмитриев проработал со Всеволодом Смирновым всего несколько месяцев. Обучение, как он вспоминал, сводилось лишь к совместному труду и критическим замечаниям по уже готовым, самостоятельно сделанным предметам. Никаких объяснений: «Показал только, как молот держать». Этого оказалось достаточно для Виктора Викторовича, чтобы впоследствии самому арендовать кузницу, стать мастером и обучать кузнечному ремеслу других: «Больше помогло даже не то, что я видел, как Смирнов работает, а общение с ним, его философия. Он много болтать не любил. Бывало, сядем на ступеньке возле кузницы, он скажет всего две-три фразы. Но если ты его правильно поймешь, тебе этого хватит на всю жизнь».
В.П. Смирнов с композицией Птица (кованый металл). 1976 г.
Источники:
Голубева, И. Б. Власьевский подъем : восстановление Власьевской башни венчает труд возрождения Псковского Кремля после пожара / И. Б. Голубева // Псковская губерния. - 2011. - 26 янв.-1 февр. (N 3). - С. 12-15.
Рахманина, Н. С. Биографический очерк / Н. С. Рахманина // Всеволод Смирнов. Архитектор, художник, кузнец / [авторский коллектив: Н. С. Рахманина ; фото акварелей А. И. Кашницкий, Л. М. Шлосберг]. - Санкт-Петербург : Петрополис, 2011. – С. 12-44.
Резиновский, В."И возвратися князь Александр" / В. Резиновский// Молодой ленинец. - 1971. - 27 мая.
Тиханов, А. И красота, и вдохновенье / А. Тиханов// Псковская правда. - 1992. - 14 апр.