Смирнов Всеволод Петрович

Мастер: архитектор, художник, кузнец.

К 100-летию со дня рождения
Всеволода Петровича Смирнова

Серия «Культура земли Псковской». Выпуск 24

Дом Осиповых и Вульфов в селе Тригорском
Пушкинского заповедника


Реставрация: 1961 г. 

Автор реставрации: В. П. Смирнов. 

Адрес: Псковская область, Пушкиногорский район, село Тригорское.

В начале 1960-х гг. Пушкинский заповедник переживал период активного возрождения усадеб, связанных с именем и творчеством великого поэта А. С. Пушкина. Директор заповедника, Семен Степанович Гейченко, разработал долгосрочную программу восстановления усадеб, сожженных и разоренных до основания еще в 1918 г., во время жесточайшей гражданской войны. Первой в списке, конечно, была усадьба села Михайловское, начало восстановления которой положено в 1949 г. как «юбилейное», к 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина. 

Следующей усадьбой стало соседнее Тригорское — место лирических вдохновений и романтических увлечений ссыльного поэта. Необходимо было восстановить утраченный дом дворянской усадьбы близкого друга Пушкина, Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф, создать в нем музейную экспозицию, включить усадьбу в экскурсионный маршрут заповедника. 

Работу по исследованию усадебного дома и его дальнейшее восстановление С. С. Гейченко доверил псковским реставраторам. И хотя Всеволод Петрович Смирнов в это время был плотно занят работой по восстановлению Покровской башни, руководил началом исследования крепости Псково-Печорского монастыря и другими объектами, он принял предложение директора Пушкинского заповедника. 

Полотняная фабрика помещиков Вындомских была построена в 1780 г. по Указу Екатерины II. При создании ее правительство Империи «...желало открыть жителям Псковской губернии ближайшее и удобнейшее средство к обращению в их пользу родящегося в сей губернии с изобилием льна и тем самым положить основание к распространению делания там полотен». Построенная фабрика была отдана в аренду А. М. Вындомскому, и после его смерти в 1813 г. фабрику закрыли. В начале 1817 г. семья Прасковьи Александровны, младшей дочери Вындомского, жившая до этого в небольшом по размерам доме деда, решила перебраться в более просторное жилище. Для этого приспособили пустующее здание полотняной фабрики. Помещичий быт Осиповых-Вульф был устойчивым, потомки Прасковьи Александровны жили в усадьбе постоянно и даже создали в нем небольшой музей Пушкина. 


Дом Осиповых-Вульф в Тригорском после реставрации


Мешков В. В. Дом Осиповы-Вульф. 1916 г., холст, масло.

В сознании самих обитателей усадьбы, а позднее и первых паломников, дом в Тригорском воспринимался как «дом Лариных», а в чертах героев романа «Евгения Онегина» угадывались конкретные лица. Со временем отдельные уголки парка и некоторые деревья приобретают «статус» собственных имен: «аллея Татьяны», «ель-шатер», «дуб уединенный», «скамья Онегина», «береза-седло» и т д. Литературные названия уголков парка, мемориальные деревья воспринимаются, как воспетые поэтом. Они несут знак памяти о нем. С 1859 года наследником имения стал А. Н. Вульф. При нем активно велись строительные и ремонтные работы. После смерти Алексея Николаевича в 1881 году была составлена «Опись недвижимого имения села Тригорского», где было названо 20 построек. После Вульфа, с 1884 года усадьба была сдана в аренду М. И. Пальмову, который заботился о сохранении пушкинских меморий. 

В феврале 1918 г. дом был сожжен местными крестьянами, на его месте остались лишь валуны фундамента. 

Огромным культурным значением стало восстановление дома-музея тригорских друзей поэта Осиповых и Вульфов в 1962 году. Перед этим была проведена большая исследовательская работа. Подготовительную часть работы — обмеры фундаментов, сбор исторической информации, выполнила Вера Алексеевна Лебедева. Сохранившиеся фундаменты дома, его планировка, необычное использование помещиками бывшей полотняной фабрики, а также значительное количество документальных изображений — фотографий XIX — начала XX столетия, позволили создать достаточно достоверный архитектурный облик дома и его планировку. На основе этих сведений к 1961 г. В. П. Смирнов разработал проект восстановления дома в Тригорском. 

Дом, воссозданный с максимальной точностью, на основе фотографий, стал органичной частью великолепного Тригорского парка. Вытянутый, одноэтажный, деревянный фасад под высокой крышей, украшенный двумя портиками в торцах, как и прежде, отражается в тихих водах паркового пруда. Со стороны крутого спуска с холма дом вписан в массивы парка и словно смотрит в сторону сельца Михайловского и соседнего городища Воронич, приглашая путешественника в гостеприимный уют русской усадьбы. 

Высокая и вместе с тем простая культура быта дворянских семей запечатлелась в этом сохраненном ансамбле Пушкинского заповедника.  

Источники:

Будылин, И. Т. Музей и жизнь : по документам 1942-1997 гг. / И. Т. Будылин // Михайловская пушкиниана. Вып. 5. Тригорский сборник. - Пушкинские Горы : [Б. и.], 1998. - С. 25-40. 

Музей-усадьба «Тригорское» : [сайт] // Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» (Пушкинский заповедник) / Министерство культуры РФ. – [Пушкинские Горы] : Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское», 2011-2022. – URL: https://www.pushkinland.ru/2018/reserve/res2.php (дата обращения: 16.02.2022).  

Библиография>>>