Смирнов Всеволод Петрович

Мастер: архитектор, художник, кузнец.

К 100-летию со дня рождения
Всеволода Петровича Смирнова

Серия «Культура земли Псковской». Выпуск 24

Памятник Неизвестному солдату в городе Пскове


Создан в 1974 г. 

Авторы: В. П. Смирнов, совместно с Л. П. Катаевым и В. С. Васильковским. 

Адрес: г. Псков, пл. Победы, аллея Героев.

К 30-летию Победы в Великой Отечественной войне работал над памятником Неизвестному солдату Всеволод Смирнов с давними своими друзьями Львом Катаевым и Владимиром Васильковским. 

Мемориал был открыт 23 июля 1974 года, в дни празднования 30-летия освобождения Пскова от фашистских захватчиков. 

На псковский монумент обратила тогда внимание вся страна. «Это один из самых интересных мемориалов, посвященных Великой Отечественной войне», — пишет Сергей Разгонов в статье «Зенитки на площади» в «Советской культуре» 21 февраля 1978 г.

Особо помнит авторский замысел псковского мемориала Наталья Рахманина, супруга Всеволода Смирнова: «Когда хоронят солдата — стреляют. Тройной залп воинской чести. Так и родился замысел — небывалый, простой и смелый. Стволы настоящих зениток 85 калибра подняты вверх, в зенит - – это символ орудий, салютовавших освободителям Пскова 23 июля 1944 года в Москве двадцатью залпами из двухсот двадцати четырех орудий. Это символ салюта Победы. Кольцо зенитных орудий установлено на гранитной площадке на фоне крепостной стены Окольного города. Рядом — вечный огонь и каска. Каска настоящая, военного времени, ее нашел Всеволод Петрович на том самом месте под Великими Луками, где он был ранен в 1943 г. Памятник этот — боевой металл — стоит неподалеку от мощной Покровской башни, которую реставрировал сам В. П. Смирнов. Зенитные орудия, бившие по фашистским самолетам, и древние крепостные камни, принимавшие на себя удары вражеских ядер, — так соединяются века, события, заставляя откликаться сердца современников на подвиги предыдущих поколений. 

Соединенные между собой, смотрят в небо стволы орудий, словно трубы органа, уносящие ввысь музыку Победы и Скорби о тех, кто не вернулся». 

Мемориал имеет большое градостроительное значение для Пскова. Широкая площадь у крепостной стены Окольного города стала продолжением своеобразного паркового «Пояса славы», протянувшегося на несколько километров вдоль средневековой псковской крепости. Часть крепостной стены реставрирована специально для поддержания исторической среды у памятника Неизвестному солдату Великой Отечественной войны. Здесь погребен солдат, о смерти которого известно больше, чем о жизни. Он погиб на 18-й день войны, 9 июля 1941 года у деревни Батьковичи неподалеку от Пскова. 

Местные жители видели, как погиб солдат, и хорошо запомнили место, где они потом его похоронили. Дмитрий Михайлович Смазнов, принимавший участие в его похоронах, позднее вспоминал: «Я хорошо видел, как переправлялись два солдата на лодке в районе деревни Батьковичи. По ним стреляли одиночными выстрелами. Один солдат с лодки упал. Второй солдат повис на борту лодки и приближался по течению к деревне Монькино. Когда стрельба прекратилась, и пробитая лодка приплыла в траву недалеко от берега, Григорий Матвеев и брат Иван Михайлович Смазнов помогли мне вытащить его из лодки на берег. Которые были документы, все измокли. Похоронили возле реки Великой, около деревни Монькино. Могилу обложили дерном». Через 33 года, 20 июля 1974 года в 10 часов утра его останки перезахоронили у подножия орудий в могиле. Рядом – плита с надписью: «Подвиг твой бессмертен». 

Над могилой Солдата был зажжен Вечный огонь. Его доставили из Ленинграда 20 июля 1974 года. Факел с огнем принял пскович – Герой Советского Союза Андрей Иванович Умников. Право зажечь Вечный огонь на могиле было предоставлено участнику Великой Отечественной войны Алексею Мироновичу Рыбакову. 

Работы над монументом начались в апреле и закончились в июле 1974 года. Каждое предприятие выделяло на работы по 100-150 человек. Работы шли ежедневно, до позднего вечера. 

Осушили территорию крепостного рва, провели дренаж, подняли уровень земли, вбили сваи, отреставрировали кусок крепостной стены, подвели коммуникации. Под руководством начальника управления городского коммунального хозяйства Клименко Виктором Георгиевичем осуществлялась вся координация работ по строительству. Проект необычного памятника понравился Клименко с первого раза – не было и тени неприятия. В. Смирнов идеально попал со своим замыслом в образы человеческой памяти людей, переживших войну. 

На псковских заводах, в основном на «Псковском машиностроителе», готовили к установке на постамент найденные Всеволодом Петровичем семнадцать списанных орудий 85-миллиметровых зениток. Там же изготовили саркофаг для останков солдата. Всю проектную документацию монумента делал начальник отдела института «Псковгражданпроект» Борис Иванович Мохов. 

За валунами для "циклопической" кладки поверх бетонного основания памятника Борис Иванович вместе со Всеволодом Петровичем ездили на границу с Эстонией – там архитектор приглядел подходящий каменный амбар, и хозяин строения согласился разобрать его. 

Памятник решено было ставить на новой площади Победы. В довоенном Пскове ее не было, сложилась она уже в 1959-1962 годах, на слиянии старых улиц Советской (Великолуцкой), Кузнецкой и Свердлова с новой улицей Яна Фабрициуса, перед вновь построенным Домом культуры строителей (Городской культурный центр). Имя площади дали в апреле 1965 года, в преддверии 20-летия победоносного окончания Великой Отечественной. 

Однако, сегодня памятник выглядит не совсем так, как задумывал его Всеволод Смирнов. 

Во-первых, планировали, что многотонная пятидесятисантиметровая плита будет как бы парить над землей. Для того чтобы создать такой эффект, плита на спрятанных для глаз сваях должна быть приподнята над землей и особым образом подсвечена. Система подсветки была разработана таким образом, что свет шел вниз, из-под края плиты и отражался от земли. В первое время памятник действительно «парил», но при спешной установке систему бетонных блоков по краям выполнили не совсем так, как было рассчитано, и лампочки светили недолго. К тому же при переделке появились дополнительные опоры, видные из-под плиты, и это еще больше зрительно утяжелило, «приземлило» всю композицию. 

Во-вторых, над Вечным огнем должна была звучать музыка. Тогда такой синтез искусств был моден. «Где колокола над подобного рода мемориалами звучали, где метроном, а у нас классическая музыка…» - вспоминает Борис Иванович Мохов. В стоящем рядом, прямо за окольной стеной, заводском здании отдельная комнатка была оборудована аппаратурой для трансляции звука к Вечному огню.

 

Источники:

Милька, А. Могила Неизвестного солдата - пост № 1 / А. Милька // Новости Пскова. - 2003. – 26 февр. - С. 1, 3. 

Памятник Неизвестному солдату в г. Пскове // Всеволод Смирнов. Архитектор, художник, кузнец / [авторский коллектив: Н. С. Рахманина ; фото акварелей А. И. Кашницкий, Л. М. Шлосберг]. - Санкт-Петербург : Петрополис, 2011. – С. 82. 

Разгонов, С. Зенитки на площади / С. Разгонов // Советская культура. - 1978. - 21 февр. 

Сафронова, М. К 64-й годовщине освобождения Пскова. Смерть на переправе / М. Сафронова // Псковская правда. - 2008. - 24 июля (N 188-189). - С. 3 : фот. 

Петрова, М. Человеком, доставившим вечный огонь в Псков, был Виктор Мягко в: [к 60-летию освобождения Псковщины от немецко-фашистских захватчиков] / М. Петрова // Псковская провинция. - 2004. - 22 июля. - С. 6 : фот.  

 

Библиография>>>