«Культура земли Псковской»
Выпуск 1. Мастера псковской архитектуры

X век    XI век    XII век    XIII век    XIV век    XV век    XVI век    XVII век    XVIII век    XIX век    XX век

История архитектуры Пскова. XX век

В начале XX века в архитектуре Пскова продолжало сохраняться многообразие стилей. Но ведущим для этого периода было направление, получившее в России наименование «модерн». Интересным и единственным в своем роде образцом модерна в Пскове стал жилой дом с конторскими помещениями при канатной фабрике Г.Ю.Мейера (ул. Л. Поземского, 22). Другое направление модерна представлял доходный дом псковского гражданского инженера Г.Ф.Станкевича, построенный в 1903 году на Кахановском бульваре (Октябрьский пр., 42). Декор постройки поражал новизной рисунка и размашистой объемной лепкой отдельных крупных деталей.

К началу второго десятилетия XX века облик возводимых зданий стал строже. Оригинальным образцом позднего романтического модерна в архитектуре Пскова стал дом И.А.Козловского, построенный на улице Губернаторской (1912 г., ул. Некрасова, 46). Впервые в отделке этого здания появились нехарактерные для Пскова мотивы северной флоры и фауны. Кроме образцов чистого модерна, в городской застройке начала XX века появляются здания, в которых влияние стиля проявилось опосредованно, где архитектурные детали сочетаются с объемной ассиметричной композицией, характерной для модерна. Примером может служить особняк Н.П. Лавриновского (1908 г., ул. Детская, 2). И другой пример, с фасадами в духе эклектизма - это доходный дом А.Ш. Ильяшева, (1907 г., Октябрьский пр., 46), здание Псковского отделения Государственного банка, (1908 г., ул. Советская, 44), здание Народного дома им. А.С. Пушкина, архитектора Э.А. Гермейера (1906 г., ул. Пушкина, 13), и другие. Модерн в архитектуре Пскова почти не коснулся многих видов декоративного творчества. Не получил распространение витраж. Единственной постройкой, где на фасаде было использовано декоративное панно из майоликовых плиток, стал дом П.Д. Батова (1913 г., ул. Конная, 1). Наиболее часто употребляемым видом декора оставался лепной рельеф.

Во втором десятилетии XX века в Пскове было построено ряд зданий в стиле неоклассицизма. Среди наиболее совершенных образцов этого направления можно выделить здание художественно-промышленной школы им. Н.Ф. Фан-дер-Флита (1913 г., ул. Некрасова, 7), архитектора Н.Н. Клименко. В пропорциях и композиции основных объемов дома еще ощущается влияние модерна, вместе с тем присутствует обращение к формам позднего классицизма – ампиру. Характер использования декоративных элементов позволяют говорить о здании художественно-промышленной школы как об одном из наиболее интересных образцов неоклассицизма в архитектуре дореволюционного Пскова. Другой вариант неоклассицизма представляет доходный дом И.А. Сафьянщикова, построенный на улице Сергиевской (1912 г., Октябрьский пр., 18). Главным средством художественной выразительности здесь стал облицовочный материал. Одной из последних построек неоклассического направления стало здание Мариинской женской гимназии (ул. Некрасова, 9). Его строительство велось в соответствии с проектом псковского епархиального архитектора А.А. Подчекаева, и было завершено в 1916 году.

В советский период XX века архитектурное строительство Пскова, как и все искусство того периода, отражало культурно-политическую жизнь Советского Союза. Выполнялись плановые решения партии. Строились заводские корпуса, школы, детские дошкольные учреждения, клубы, кинотеатры, лечебные учреждения, предприятия торговли и общественного питания, гостиницы и другие. Строительство велось в основном по типовым проектам. Сложился монументальный стиль - получивший название «сталинская архитектура». К самым ярким представителям этого типа в Пскове относятся гостиница Октябрьская, Городской культурный центр, Дом культуры профсоюзов (ныне Центр семьи), Дом профсоюзов, Педагогический институт и другие здания, в том числе и жилые дома. На Всесоюзном совещании по строительству в 1954 году партия призвала архитекторов отказаться от украшательства и учитывать, что советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений. Во второй половине XX века число жителей Пскова увеличилось в несколько раз. Одной из первоочередных задач было жилищное и культурно-бытовое строительство, которое проводилось крупными массивами по серийным типовым проектам, создавались новые микрорайоны. Большое распространение получило крупноблочное и крупнопанельное домостроение, которое позволяло довольно быстро решать проблему обеспечения населения благоустроенным жильем. Отличительная особенность архитектуры 60-80-х годов – это экономичный стиль: отсутствие декора, скатных кровель, преобладание прямого угла и монотонность. В этот период были построены новые микрорайоны с многоэтажными жилыми домами.

Во время Великой Отечественной войны большинство памятников архитектуры, крепостные стены, гражданские и жилые постройки были разрушены. К 1945-46 годам в Пскове, кроме крепостных сооружений, оставалось несколько десятков старинных гражданских и церковных зданий. Безвозвратно утраченными оказались такие крупные сооружения дореволюционного Пскова, как здания Гостиного двора, Городской думы, лютеранской церкви, Сергиевского реального училища, Ольгинского и Троицкого мостов и многие другие.

Возрождению Пскова посвящены первые послевоенные годы. В 1946 году была образована реставрационная мастерская. Первым руководителем мастерской был Ю.П. Спегальский. В реставрационной мастерской трудились архитекторы М.И. Семенов, Ю.В. Сусленников, В.А. Лебедева, В.П. Смирнов, Б.С. Скобельцын, Н.С. Рохманина. Город был восстановлен, большинство памятников архитектуры были отреставрированы и обрели вторую жизнь. Имена архитекторов, художников и реставраторов, археологов вписаны в историю Пскова. В 1950-х и по 1980-е годы трудами реставраторов многим храмам и зданиям Пскова был возвращен их исконный вид, они заняли достойное место в архитектурной среде современного города. Большой вклад в восстановление и строительство послевоенного города внесли архитекторы А.А. Ларкин, Э.П. Штольцер, Бутенко П.С. и другие.

Для восстановления разрушенных войной городов и населенных пунктов области при областном отделе строительства и архитектуры в декабре 1945 года была создана архитектурно-планировочная мастерская «Облпроект», переименованная в 1994 году в ОАО институт «Псковгражданпроект». Город застраивался, в основном, по проектам института, среди построенных зданий: здание Пединститута, Дома связи, кинотеатр «Октябрь», гостиница «Рижская», Аэропорт, Дом политпросвещения (ныне концертный зал филармонии), Дом юстиции, Дом культуры профсоюзов (ныне центр семьи), городской бассейн, роддом, детская областная больница и многие другие. Проектирование велось целыми микрорайонами на Запсковье, на Завеличье, в Любятово. Разработаны проекты детальных планировок районных центров области.

За последние годы (конца XX-го - начала XIX века) построено много жилых и общественных зданий с яркой индивидуальностью по новым, современным проектам. Почти полностью застроен исторический квартал на берегу реки Псковы – так называемая «Золотая набережная». К сожалению, новое строительство не всегда идет под девизом сохранения исторического образа древнего города, а часто отдает предпочтение коммерческим интересам.

В каждый исторический период архитектура отражала экономическое развитие общества, нравственные приоритеты, идеологию. Церковь больше не является объединяющей архитектурной доминантой. За весь XX век в Пскове было построено всего 2 церкви: церковь Александра Невского (1908 г., ул. Мирная, 1) и церковь Вознесения (1997 г.) на Орлецовском кладбище. Комплексной средневековой застройки в Пскове не сохранилось, здесь соседствуют сооружения и XII и XIX веков, но дух одиннадцати столетий, от момента основания до сегодняшнего дня, незримо присутствует в древнем городе.

 

© 2010 Псковская областная универсальная научная библиотека | Контакты