«Поэт, талант, аристократ…»: методико-библиографические материалы


От составителя


  Без сомнения, произведения разных жанров И.С. Тургенева по праву признаны классикой русской литературы. Его повести и романы, рассказы и стихотворения в прозе изучаются в средних и старших классах школьной программы по литературе.
  Сам писатель считал, что поэта и писателя из него в пятнадцать лет сделала болезнь: «Я заболел. Со мною сделалась страшная слабость во всем теле, лишился сна, ничего не ел, и, когда выздоровел, то сразу вырос чуть ли не на целый аршин. Одновременно с этим совершилось и духовное перерождение. Прежде я знать не знал, что такое поэзия; а тут математику с меня точно сдуло, я начал мечтать и пописывать стихи…». По воспоминаниям окружавших его людей И. Тургенева можно было увидеть с записной книжкой в руках, сидящего на скамье в парке. Свои стихи он декламировал вслух, делая при этом пометки в записной книжке.
  К своим трудам Иван Сергеевич относился очень серьезно. Все его рукописи хранят следы кропотливой работы: заметки и надписи на полях страниц, многочисленные исправления. Работая над своими романами, писатель говорил следующее: «Коли Пушкины и Гоголи трудились и переделывали десять раз свои вещи, так уж нам, маленьким людям, сам Бог велел…».
  Данные методико-библиографические материалы содержат примеры проведения мероприятий по творчеству И.С. Тургенева, проект книжной выставки-круга чтения писателя, квест по рассказу «Бежин луг», а также заочная экскурсия по музею-заповеднику И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново».

И.Ю. Гаврилова, главный библиотекарь
сектора методического обеспечения библиотек области
по работе с детьми и юношеством
отдела координации деятельности библиотек области
ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека»


Примеры названий библиотечных мероприятий и выставок по литературным произведениям
и биографии И.С. Тургенева


1. Сын России
2. Величие Тургенева
3. Взгляд на творчество И. Тургенева
4. Вспоминая И. Тургенева
5. Живая память о писателе
6. Жизнь и смерть И. Тургенева
7. Судьба И. Тургенева
8. Знаете ли вы И. Тургенева?
9. Книга в жизни и творчестве И. Тургенева
10. Тургенев – поэт, писатель, драматург
11. Тургенев в настоящем и будущем
12. Тургенев и его эпоха
13. Тургенев и наше время
14. Тургенев: знакомый и незнакомый
15. Тургеневская карта России
16. Тургеневские места на карте России
17. Тургеневское наследие
18. Личность и судьба писателя
19. Любовь в жизни Тургенева
20. И. Тургенев в воспоминаниях современников
21. И. Тургенев: жизнь и судьба
22. И. Тургенев: ожившие страницы
23. Многогранность писательского таланта
24. Моя любимая тургеневская повесть
25. Мой И. Тургенев
26. Муза И. Тургенева
27. Нам дороги его произведения
28. Мастер портретных характеристик
29. Наследие писателя
30. Неповторимый мир
31. Память о Тургеневе
32. Перечитывая произведения Тургенева
33. По тургеневским местам
34. По следам писателя
35. Тургенев и драматургия
36. Постижение Тургенева
37. Писатель и поэт
38. Природа в произведениях Тургенева
39. Родник судьбы писателя
40. Светлое имя писателя
41. Слово о Тургеневе
42. Современен ли Тургенев сегодня
43. Страницы жизни русского писателя
44. Страницы книг И. Тургенева
45. Страницы прошлого читая
46. Судьба писателя
47. Вехи большой судьбы
48. Сын русской вечности
49. Там, где бывал Тургенев
50. Тропы к творчеству И. Тургенева
51. Что значит творчество И. Тургенева для нас?
52. Этюды о Тургеневе
53. Пленительный и могучий волшебник слова
54. Фестиваль тургеневской прозы
55. Перекресток мнений: знаем творчество И. Тургенева
56. Держатель слова русского


Литературная площадка «Тургеневская проза»
Для детей среднего и старшего школьного возраста


  Предварительная подготовка детей включает следующую работу.
  Группа участников занятия делится на четыре подгруппы, а именно: «историки», «биографы», «этнографы» и «лингвисты». Каждая из подгрупп получает свое задание.
  «Историки» готовят доклад на тему «Русские города на страницах произведений И. Тургенева», обращаясь к следующим произведениям писателя: повесть «Затишье», сборник рассказов «Записки охотника». Представление готового доклада сопровождается слайд-презентацией о разных городах России, о которых идет речь в сообщении.
  Итогом работы может выступить буклет с высказываниями И. Тургенева о разных русских городах.
  «Биографы» собирают биографические сведения (в частности, о детстве и юности, родителях, учебе). Пишут доклад «Держатель русского слова».
  Итог работы данной подгруппы – буклет, на страницах которого перечисляются интересные факты биографии И. Тургенева.
  «Этнографы» подготавливают материал об особенностях жизни русского крестьянства, описанного на страницах рассказов сборника «Записки охотника» И. Тургенева.
  «Лингвисты» собирают информацию о языке повествования произведений И. Тургенева. Подготавливается доклад на тему «И.Тургенев – хранитель русского слова» («Писатель щедрого таланта»).
  Также оформляется книжно - иллюстративная выставка «Многогранный мир произведений И. Тургенева», по которой проводится обзор представленных изданий.


Вечер-представление «Друзья и современники И.С. Тургенева»
для детей старшего школьного возраста. Материалы для проведения мероприятия.


  И.С. Тургенев общался со многими современниками, как на родине, так и за ее пределами. С кем-то из них он дружил или просто состоял в приятельских отношениях.
  Перед мероприятием необходимо подготовить репродукции портретов тех современников писателя, о которых будет идти речь в ходе занятия.
  Условно можно выделить для представления на вечере следующих русских литературных деятелей, с которыми писатель был знаком лично, а именно: С. Аксаков, В. Белинский, Н. Добролюбов, А. Герцен, Н. Чернышевский, П. Вяземский, Н. Гоголь, М. Лермонтов, И. Гончаров, Ф. Достоевский, Н. Некрасов, М. Салтыков-Щедрин, Л. Толстой, Ф. Тютчев, А. Фет.
  Одним из самых верных друзей И. Тургенева был поэт Яков Полонский, дружба с которым продолжалась более 40 лет. По воспоминаниям современников поэта можно было часто увидеть в парке Спасского-Лутовинова за мольбертом. Ведь живопись помимо поэзии была его призванием.
  Также И. Тургенев поддерживал дружеские отношения с деятелями искусства: скульптором М. Антокольским, художниками А.Боголюбовым и В.Верещагиным.
  Стоит упомянуть и о писателях и литераторах зарубежных стран: братьях Э. и Ж. Гонкур, А.Доде, Э.Золя, П.Мериме, Ж.Санд, Г.Флобере и Ги де Мопассане, который считал себя учеником И. Тургенева.
  Писатель подолгу жил во Франции, общаясь с французскими писателями. До нас дошли мемуары, повествующие о знаменитых продолжительных «обедах пяти» или «обедах Флобера», на которых писатели (Г. Флобер, братья Гонкур, А. Доде, Э. Золя и И. Тургенев) беседовали о литературе.
  Своей дружбой с графиней Ламберт, многолетней корреспонденткой писателя, И. Тургенев очень дорожил. Писатель хотел посвятить ей свой роман «Накануне», переписка с графиней нашла свое отражение в романе «Дворянское гнездо».
  Настоящей привязанностью писателя стала знаменитая певица Полина Виардо, которую писатель впервые увидел и услышал на сцене Итальянской оперы в Петербурге в 1843 г. еще молодым офицером. Певица еще два сезона пела в Петербурге и Москве, а летом 1845 г. Тургенев побывал в имении семьи Виардо под Парижем. После этого в течение многих лет писатель стремился быть возле семьи Виардо: он жил в Париже, в Баден-Бадене как друг и почти как член семьи.
  Полина Виардо написала романсы на слова русских поэтов – А. Фета, А. Пушкина, М. Лермонтова и самого И. Тургенева. Также она сочинила несколько оперетт для домашних спектаклей. Сами спектакли, особенно на первых представлениях, носили часто импровизационный характер. В них принимали участие дети П. Виардо, ее ученицы, И. Тургенев и сама певица.
  До самой смерти писателя Полина и ее дочери ухаживали за И.С. Тургеневым как за родным человеком.
  Семью создать И. Тургеневу не удалось, хотя у писателя была дочь, которой он дает свою фамилию, и которую соглашается взять на воспитание в свою семью Полина Виардо.


Калейдоскоп-обзор «На рубеже двух миров: Тургенев и изобразительное искусство»


  В рамках мероприятия для детей среднего и старшего школьного возраста предполагается представление разнообразной информации.
  Так, можно рассказать о взаимоотношениях Ивана Тургенева и художника Алексея Боголюбова, которому Полина Виардо передала после смерти писателя его личные вещи, позже ставшие в музейных коллекциях ценными экспонатами.
  Сам творческий метод писателя обнаруживает в себе черты будущего импрессионизма, повлиявшего как на живопись, так и на искусство слова. Эти два вида искусства с этой точки зрения являются нераздельными, хотя и воплощают эстетические идеалы разными средствами. И. Тургенев следил за успехами молодых русских художников, оказывал им поддержку, его собственная коллекция картин состояла из великолепных пейзажей, а художники А.К. Саврасов и В.Д. Поленов гостили у него во Франции. Именно они и стали наставниками Константина Коровина, стоявшего у истоков импрессионизма в России, на которого, в свою очередь, картины Жана Батиста Камиля Коро произвели такое впечатление, что он какое-то время подписывался «Коровин». Сам И.С. Тургенев, разбирая пейзажи французского художника, в 1882 г. замечал, каким образом следует рисовать крону, какое расстояние между листьями, ветвями, стволами следует считать оптимальным, поскольку сам он брал уроки живописи.


Представление-презентация «Образы И. Тургенева через восприятие художников»
для детей старшего школьного возраста


  Портреты И.С. Тургенева писали многие выдающиеся художники: И.Е. Репин, И.П. Похитонов, В.Г. Перов, Я.П. Полонский, К.Е. Маковский, К.А. Горбунов, А.А. Харламов, Н.Н. Ге.
  Данное мероприятие предполагает включение в слайд-презентацию следующих репродукций портретов писателя:

  • И. Пиркс. «И.С. Тургенев в возрасте 12-ти лет». 1830 г.
  • К. Горбунов. «Портрет И.С. Тургенева». 1838 г.
  • К. Маковский. «Портрет И.С. Тургенева». 1871 г.
  • В. Перов. «Портрет И.С. Тургенева». 1872 г.
  • А. Харламов. «Портрет И.С. Тургенева». 1875 г.
  • И. Репин. «Портрет И.С. Тургенева». 1879 г.

  В качестве предварительного задания учащиеся готовят доклады на следующие темы: «Юношеский портрет И.С. Тургенева художника К. Горбунова», «Портреты И.С. Тургенева, написанные художниками по заказу П.М. Третьякова», «А. Харламов – лучший художник-портретист, по мнению И.С. Тургенева», «Портреты писателя работы Н. Дронникова, летописца русской эмиграции в Париже».
  В течение мероприятия зачитываются заранее подготовленные доклады по выше перечисленным темам с демонстрацией соответствующих портретов И.С. Тургенева.


«Когда Тургенев был маленьким». Вопросы после проведения беседы


  - Где, в каких местах прошло детство Тургенева? (И.С. Тургенев родился в Орле. Спустя три года семья Тургеневых переезжает в село Спасское-Лутовиново, расположенное в десяти верстах от города Мценска Орловской губернии. В 1827 г. семья переезжает жить в Москву).

  - В какой семье он родился? (Отец писателя происходил из очень знатного дворянского рода. Мать И.С. Тургенева, Варвара Петровна, убежавшая из семьи отчима к своему дяде, после его смерти стала владелицей огромных поместий и большого количества крепостных крестьян).

  - «Детство Тургенева могло стать золотым, но не стало» (Б. Зайцев). Почему? (Воспитанием детей занималась в основном мать Варвара Петровна, по приказу которой детей наказывали за малейшие проступки. Много лет спустя сам писатель сказал следующее о своем детстве: «Мне нечем помянуть моего детства, ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся, как огня. Меня наказывали за всякий пустяк … Редкий день проходил без розог; когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявила: «Тебе об этом лучше знать, догадайся»).

  - Какая опасная история произошла с мальчиком, когда ему было 4 года? (Едва не провалился в яму с медведями при посещении зоопарка с родителями в Швейцарии).

  - Любимое занятие будущего писателя, когда ему было 7 лет? (Ловля птиц).

  - Какими языками с детских лет владел писатель? (Читал и свободно говорил на немецком, английском, французском).

  - Чем питалась его любовь к родной земле? (Природой).


Чтение с остановками стихотворений в прозе И.С. Тургенева


  Обращаясь к сборнику «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева стоит подчеркнуть их особое место в русской литературе, поскольку автор романов, рассказов и драм создал такие произведения, жанр которых определить достаточно сложно. Сам писатель неоднократно подчеркивал, что они «не пригодны для публичного чтения. Они могут иметь некоторый успех только в интимном кругу».
  В ниже приведенных материалах для проведения мероприятий для аудитории двух разных возрастных групп включается применение стратегии «Чтение с остановками», главная особенность которой состоит в том, что она непосредственно создает условия, при которых библиотекарь переходит от монолога к диалогу с аудиторией. И юный читатель получает возможность высказывать собственные мысли, строить предположения, аргументировано отстаивать свое мнение.


Чтение-обсуждение стихотворения в прозе «Воробей»
с детьми 9-12 лет


  Отгадайте загадку: «Маленький мальчишка в сером армячишке». Да, это воробей, маленькая птичка, обитающая в наших городах и деревнях. Как можно ласково назвать этого малыша? Воробушек, воробьишка. Именно про него – стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Воробей».

  «Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
  Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
  Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки».


  По каким признакам можно понять, что это – слабый птенчик? (Ответы детей).

  «Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти».

  Что же может сейчас произойти? (Ответы детей).

  «Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
  Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
  Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу».


  О какой силе пишет автор? Что это за сила – сильнее воли сбросила старого воробья с ветки, не остановила перед собакой?

  Почему крохотный птенчик назван детищем?

  Что испытал Трезор? (Смущение, стыд).

  «Я поспешил отозвать смущённого пса - и удалился, благоговея.
  Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.
  Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».


  Что такое благоговение? (Благоговение – это глубочайшее почтение, уважение, которое может испытывать человек к кому-либо, или чему-либо). Почему автор испытал это чувство?

  Какие качества проявил старый воробей? (Смелость, самоотверженность).

  Какие чувства вы испытали во время чтения? (Испуг, тревогу, волнение, переживание, жалость, восхищение).

  Давайте напишем синквейн по стихотворению.
  Напомним, что синквейн – это короткое литературное произведение, малая стихотворная форма, характеризующая предмет (тему) и состоящая из пяти строк, которые пишутся по определенному плану.

  Правила составления синквейна:

  1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное;
  2 строчка – два слова (прилагательные или причастия): описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами;
  3 строчка – три слова (глаголы): действия, относящиеся к теме;
  4 строчка – четыре слова – предложение: фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке;
  5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

  Приведем примеры синквейнов по стихотворению в прозе «Воробей»:

Воробей,
большой и маленький,
живут, летают, чирикают.
Птицы – чудо природы.
Любовь.


«Воробей»,
волнующий, интересный,
слушаешь, переживаешь, жалеешь.
«Воробей» – увлекательный рассказ.
История


Чтение с остановками стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Нищий»
с учащимися среднего и старшего школьного возраста


  Выбранный текст стихотворения в прозе «Нищий» И.С. Тургенева поделен на несколько отрывков, каждому из которых можно дать название. А затем выстроить небольшую беседу, предлагая детям заранее продуманные вопросы.
  Перед проведением занятия не нужно озвучивать название стихотворения в прозе.
  За год до кончины Тургенева в печать вышел сборник его миниатюр, который называют «Стихотворения в прозе». Его составляют короткие прозаические тексты.

  Какие образы возникают у вас при словах нищий, нищета? (Ответы слушателей). Вот что написано в «Толковом словаре» Даля:

  Нищета – крайняя бедность, убожество, скудость, нужда и недостаток. Обнищаешь, так и нищету узнаешь. Нищета не порок, а люди ее не хвалят.

  Надо ли помогать нищим?
  «Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.
  Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!
  Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи».


  Как поступит рассказчик:
  - пройдет мимо
  - сделает нищему замечание
  - даст подаяние
  - произойдет что-то другое

  «Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.
  А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.
  Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…
  - Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.
  Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.
  - Что же, брат, - прошамкал он, - и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат».


  Как вы понимаете слова нищего, что пожатие руки тоже подаяние?

  «Я понял, что и я получил подаяние от моего брата».

  Какое же подаяние рассказчик получил от нищего?
  Какое название вы бы дали этому рассказу?


Проект книжной выставки «Круг чтения И.С. Тургенева»


  Выставка адресована, прежде всего, детям старшего школьного возраста.

  Цели и задачи:
  • ознакомление с кругом чтения И.С. Тургенева, показ места книги в духовной и творческой жизни писателя;
  • актуализация интереса к жизни и творчеству И.С. Тургенева;
  • организация экспозиции книг, в число которых входят как художественные произведения, так и труды по философии, истории, естествознанию.

  В качестве эпиграфа к выставке можно поместить следующие высказывания:

  «Я зачитался, я читал давно,
  С тех пор как дождь пошел хлестать в окно.
  Весь с головою в чтение уйдя,
  Не слышал я дождя».

  (Р.М. Рильке. За книгой)

  «Читайте, чтобы жить!»
  (Г. Флобер)

  Сама выставка включает в себя три раздела.
  • Раздел «Научные энциклопедии».
  В детстве писателя интересовали естественные науки. Согласно разным источникам он увлекся также и изданиями, содержащими и раскрывающими различные понятия и предметы с точки зрения их символа в окружающем мире.
  Представляются различные издания по истории, естествознанию и ботанике.

  • Раздел «Произведения зарубежных писателей и энциклопедистов».
  До исполнения восемнадцати лет И.С. Тургенев писал стихотворения и поэмы, а также пытался переводить пьесы У.Шекспира («Отелло», «Король Лир»).
  А после учебы в Берлинском университете по возвращении в Москву писатель начал работу над магистерской диссертацией. Но властями было принято решение не восстанавливать кафедру философии в Московском университете. Тогда Тургенев поступил на службу в канцелярию Министерства внутренних дел. Вместо посещения департамента писатель читал романы Жорж Санд.
  Представлены сборники пьес У. Шекспира, романы Ж. Санд и В. Скотта, Ж. де Сталь, произведения Р. Шатобриана. А также сочинения (отрывки) французских энциклопедистов: Вольтера, Руссо, Монтескье.

  • Раздел «Произведения русских литераторов».
  В этой части книжной выставки можно поместить издания произведений М. Ломоносова, Н. Карамзина, И. Дмитриева, В. Жуковского, А. Бестужева, А. Писемского, Н. Огарева, А. Островского, драмы Н. Кукольника, стихотворения В. Бенедиктова, произведения А. Пушкина, М. Лермонтова.
  При проведении обзора литературы, представленной на выставке, можно обратиться не только к интересным фактам биографий писателей и поэтов, чьи произведения входили в круг чтения И. Тургенева, но и привести справку о современном состоянии мемориальной библиотеки И.С. Тургенева.
  В настоящее время библиотека И.С. Тургенева находится в Орловском государственном литературном музее И.С. Тургенева, который был основан в 1918 г. именно как музей-библиотека имени Тургенева. Этим и подчеркивалось значение уникального книжного собрания писателя. История формирования, спасения, изучения мемориальной библиотеки И.С. Тургенева имеет значение не только для раскрытия ее объема, состава, истории ее владельцев и читателей, но и для изучения биографии к творчества писателя.


Квест по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг» с участием подростков 12-13 лет


  Такая форма работы, как квест, предполагает прохождение его участниками станций, на каждой из которых требуется ответить на ряд вопросов и выполнить ряд заданий.

  Приглашаем вас в путешествие на речку Снежедь в Тульской области (а когда-то – губернии), где можно посидеть у ночного костра, послушать предания, легенды, увидеть утреннее пробуждение природы. Каков он, Бежин луг? Бежин луг занимает большое пространство, обрамленное с трех сторон рекой Снежедь, он поражает своей красотой и размерами.
  Представьте себе тихую росистую ночь, неподалёку горит костёр, рядом река, чуть вдалеке пасутся кони. Тихо, загадочно. У костра несколько ребят. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Дети собрались вокруг костра и рассказывают друг другу разные истории. Давайте присоединимся к ним. Как это сделать? Пройти квест по рассказу «Бежин луг»!

  «Литературный остров»
   Рассказ «Бежин луг» входит в литературный цикл, который называется:
  • «Байки лесника»
  • «Записки охотника» (правильный ответ)
  • «Воспоминания егеря»
  • «Повести Белкина»

  «На лугу»
  Бежá – высокий, обрывистый берег. А знаете ли вы точно, что такое луг? Выберите соответствующее описание.
  Покрытое травянистой растительностью открытое пространство. Обычно бывает около рек. (Луг).
  Безлесная равнина, засеиваемый или возделываемый под посев участок земли. (Поле).
  Огромная территория, бескрайняя равнина, покрытая травянистой растительностью. (Степь).
  Небольшое, заросшее травой, открытое пространство среди леса, кустарников. (Поляна).

  «Прекрасные картины»
  Какая зарисовка природы не из «Бежина луга»?

  «Солнце – не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра…».

  «Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой».

  «В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты — несомненный признак постоянной погоды — высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…».

  «Листва на березах была ещё почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток, только что смытых сверкающим дождём. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы». (Рассказ «Свидание»).


  «Приют персонажей»
  Назовите имена героев по их словесным портретам.

  «Первому, старшему изо всех, …, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок». (Федя).

  «У второго мальчика, …, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, …, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый, - что и говорить! - а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов». (Павлуша).

  «Лицо третьего, …, было довольно незначительно: …, сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились - он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку». (Ильюша).

  «Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, …блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, - на его языке по крайней мере, - не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно». (Костя).


  «Страшные истории»
  В рассказе упоминаются мифические существа. Знаете ли вы персонажей народных поверий?

  «Вот на днях он у нас мужичка обошел: водил, водил его по лесу, и все вокруг одной поляны… Едва-те к свету домой добился». (Речь идет о лешем. Леший – дух-хозяин леса в мифологии восточных славян).

  «Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовет. Смотрит – никого. Он опять задремал – опять зовут. Он опять глядит, глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со смеху, смеется…». (В данном отрывке упомянута русалка. Русалка – персонаж славянской мифологии, опекающий поля, леса и воды. Русалки живут на деревьях или под берегами рек).

  «Пошел тот опять к двери наверху да по лестнице спущаться стал, и этак слушается, словно не торопится; ступеньки под ним так даже и стонут… Ну, подошел тот к нашей двери, подождал, подождал — дверь вдруг вся так и распахнулась». (Мальчики говорят о домовом. Домовой – у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома).

  «Всяко бывает: он вот нагнется, станет черпать воду, а водяной его за руку схватит да потащит к себе». (Имеется в виду водяной. Водяной – хозяин воды. Представитель нечистой силы. Его описывают как старика с усами ярко-зеленого цвета).


  «Луговая лексика»
  В рассказе встречаются старинные русские слова. Догадайтесь, что они означают:

  бучило (глубокая яма с водой после половодья);
  шти (щи);
  онучи (обмотки для ног под лапти и сапоги, далекие предки носков);
  казюли (змеи).

  «В старину носили деды»
  Покажите, как правильно обмотать ногу онучами (портянками).
  Инструкция: https://www.syl.ru/article/291134/kak-namatyivat-portyanki---poshagovaya-instruktsiya


«Прошлое и настоящее родового имения»
  Заочная экскурсия по музею-заповеднику И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» для детей среднего и старшего школьного возраста


  Цели и задачи мероприятия:
  Общее ознакомление детей с творчеством и биографией И.С. Тургенева;
  Формирование представления о малой родине писателя;
  Активизация интереса аудитории к жизненному распорядку семьи Тургеневых в период детства писателя;
  Развитие познавательной активности путем заочного ознакомления с музеем-заповедником И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново», его прошлым и настоящим.

  Оснащение
  Экскурсия сопровождается демонстрацией слайдов с репродукциями портретов родителей писателя и его братьев, изображениями музея-заповедника «Спасское-Лутовиново» (а именно: его дома-музея, храма Спаса преображения, флигеля и парка).
  В ходе сообщения о музеях И. Тургенева их расположение показывается на карте.

  Предварительная работа аудитории
  В качестве подготовки к мероприятию можно поручить детям подготовить краткие сообщения по следующим темам: «Дом-музей И.С. Тургенева заповедника Спасское-Лутовиново», «Экспозиции флигеля музея-заповедника Спасское-Лутовиново», «Парк природного музея-заповедника И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново».

  Эпиграфы к заочной экскурсии:

  «Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь…». (И.С. Тургенев)

  «…Люблю ли я свою родину? Что же другое можно любить на земле? Что одно неизменно, что выше всех сомнений, чему нельзя не верить…». (И.С. Тургенев «Накануне»)

  «Быть может, видишь ты свой дом,
  Забитый ставнями кругом, –
  Гнилой забор – оранжерею –
  И ту заглохшую аллею
  С неподметенною листвой,
  Где пахнет детской стариной
  И где теперь еще, быть может,
  Когда луна светла, как день,
  Блуждает молодая тень…»

   (Я. Полонский)

  После приветствия аудитории ведущий обращается к представлению корней рода Тургеневых. Корни у Тургеневых были татарские. В 1440 г. из Золотой орды к великому князю Василию Васильевичу прибыл некий мурза Лев Турген, который после крещения получил имя Иван.
  Когда-то Тургеневым принадлежали богатые имения в Калужской губернии. Но к XVIII в. род обеднел, и блестящий кавалергард Сергей Николаевич Тургенев, участник сражений под Витебском, Смоленском и Бородином Отечественной войны 1812 г., вынужден был жениться на богатой помещице Варваре Петровне Лутовиновой. Она получила, после смерти дяди, большое наследство: до пяти тысяч душ крепостных и до ста тысяч десятин земли в Орловской, Тульской, Калужской, Тамбовской и других губерниях. Рано потеряв отца, Варвара Петровна воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. В результате, сбежав из дома, она нашла приют у своего сурового и богатого дяди, оставившего ей большое наследство.
  После женитьбы пара провела первые годы своей совместной жизни в собственном доме в Орле до отставки Сергея Николаевича. В 1816 г. у них родился сын Николай, в 1818 г. – сын Иван.
  Первые годы своей жизни будущий писатель провел в Орле, который представлял собой в то время деревянный город с помещичьими домами-усадьбами, высокими церквями.
  Дети в семье постоянно гуляли с няней и гувернанткой-француженкой на обрыве над рекой Орлик в городском саду на высоком берегу Оки.
  Деревянный особняк, где родился Тургенев и жил до 1821 г., сгорел в 1840-х годах.
  В марте 1821 г. после отставки главы семьи Тургеневых состоялся отъезд-переселение в родовую усадьбу Спасское-Лутовиново, внимание на которой и будет сконцентрировано в основной части мероприятия.
  Родовая усадьба Лутовиновых была построена в березовой роще на пологом холме в XVIII в. Дядя Варвары Петровны построил при въезде в усадьбу каменную церковь. А на расстоянии сотни метров от нее был выстроен и усадебный дом из дуба. Всего в доме было два этажа, на которых располагалось сорок комнат, зал, две кирпичные полукруглые галереи с колоннами, нишами и деревянными флигелями. В правом флигеле помещалась господская контора, а в левом находились гости. Позади самого дома располагались помещения для прислуги, около них – баня, погреба, ледники, винные подвалы, склады, каретные сараи и конюшни. Направо и налево от дома – фруктовые сады и ягодники, теплицы и оранжереи, в которых вызревали персики, абрикосы, дыни и арбузы. Фрукты подавались к столу круглый год.
  Детей в семье Тургеневых воспитывали в строгом режиме: они делали гимнастику, обливались холодной водой, учились верховой езде. Мальчиков обучали трем языкам. В доме была хорошая библиотека книг на русском, французском и немецком языках.
  Варвара Петровна любила, чтобы все в доме делалось по часам.
  Каждый вечер она оставляла детям записки с указаниями того, кто и что должен делать и в какое время: «От десяти до двенадцати утра – рыбная ловля». «От двенадцати до двух – игра или чтение». Также назначались часы занятий и для гостей. С этой целью была заведена книга «Порядок дня». Здесь готовились и рассылались письменные приказы об обязанностях дворовых и слуг. Глава семьи не вмешивался в распоряжения супруги по хозяйству, предоставляя ей полное право управлять имением. Приближенные в доме назывались министрами: министр двора, министр почт и т.д. Ежедневно дворецкий в десять часов утра являлся к помещице с докладом.
  После возвращения семьи из-за границы Иван Сергеевич вспоминал в своей автобиографии, что «семья … зажила своей деревенской жизнью, той дворянской, медленной, просторной – мелкой жизнью, самая память о которой уже почти изгладилась в нынешнем поколении – с обычной обстановкой гувернеров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек». В это время в барском доме часто утраивались празднества по случаю приема гостей (фейерверки и выезды на охоту).
  Что касается последующей истории имения, то в 1839 г. пожар уничтожил все постройки усадьбы, кроме левого флигеля. Он был расширен и стал основным домом.
  После смерти писателя судьба усадьбы складывалась драматически. Она сама и прилегающие к ней земли были сданы в аренду. Не ремонтировался и не отапливался опустевший дом, разрушались хозяйственные постройки. Тургеневские рукописи и документы, фамильные портреты и семейные реликвии разошлись по наследникам. Многое бесследно исчезло. В январе 1906 г. тургеневский дом был уничтожен пожаром. Лишь благодаря предусмотрительности новых хозяев, О.В. и Н.П. Галаховых, заблаговременно были вывезены и сохранены (в основном) Спасская библиотека и мебель. Дореволюционный губернский музей, номинально опекавший усадьбу, оказался бессильным остановить процесс ее запустения.
  С горечью писали журналисты тех лет об угасании тургеневского родового имения: «Парк обратился в сплошной лес, заросший кустами орешника, крапивой и бурьяном. Дом сгорел, на его месте поднимаются из-за бурьяна почерневшие остатки стен и груды кирпича. От бывших хозяйственных построек в большинстве и следа не осталось. Аллеи заросли травой, на большом протяжении парк превратился в густо заросшую чащу; кусты беспорядочно разрослись и перемешались с крапивой и репейником. Получилась полная картина запустения».
  На протяжении ряда лет поместье Тургенева сдавалось в аренду - сначала частным лицам, позднее — сельхозартели, совхозу и местной школе. Парк сильно пострадал от вырубок. Оставшиеся строения ветшали и подвергались расхищению, некоторые из них были полностью разобраны. Зарастали усадебный парк и пруды.
  У истоков создания этого уникального памятника культуры, который является единственным в России мемориальным музеем русского писателя, стояли А.В. Луначарский и В.Я. Брюсов. Первым его хранителем стал известный ученый-литературовед М.В. Португалов. Уже в 1920-х гг. начались подготовительные работы по восстановлению усадьбы. В 1929 г. музей открылся для посетителей.
  В 1939 г. в связи со 120-летием со дня рождения И.С. Тургенева музей был переведен в разряд государственных. В том же году были восстановлены флигель, богадельня и баня, конюшня и каретный сарай. Были собраны и изучены воспоминания современников И.С. Тургенева, зарисовки и фотографии усадьбы, свидетельства старожилов, произведены обмеры уцелевших строений и раскопки фундаментов разрушенных зданий, составлены проекты восстановления строений заповедника. Начались работы и по расчистке самого парка.
  Во время Великой Отечественной войны около трёх месяцев тургеневская усадьба и село Спасское-Лутовиново были оккупированы фашистскими войсками, которые перед отступлением в декабре 1941 г. сожгли село и усадебные строения — богадельню и церковную сторожку.
  В годы войны сильно пострадали здания церкви, фамильного склепа Лутовиновых, каретного сарая и конюшни. Территория усадьбы была изрыта блиндажами, окопами, воронками от бомб и снарядов, пруд с прорванной плотиной пересох, аллеи парка завалены упавшими деревьями. Но уже 16 июня 1944 г. тургеневский заповедник был вновь открыт для посетителей. Подлинные вещи писателя, семейные реликвии и сохраненная мебель составили основу экспозиции дома-музея (была открыта для посетителей в сентябре 1976 г.).
  Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1987 г. № 351 на базе филиала Государственного литературного музея И.С. Тургенева в г. Орле был создан Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново». Преобразование музея-усадьбы И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» в Государственный мемориальный и природный музей-заповедник обозначило новый этап его развития.
  В следующей части мероприятия стоит обратиться к мемориальному и природному музею-заповеднику им. И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» в настоящее время. Весь рассказ сопровождается демонстрацией фотографий как самих построек музея-заповедника (парк, флигель), так и экспозиций музея.
  В настоящее время музей-заповедник «Спасское-Лутовиново» - это сохраненное тургеневское пространство. По своему значению он является одним из крупнейших литературных мемориальных комплексов, принимающий ежегодно около 120 тысяч посетителей.
  Указом Президента Российской Федерации 1997 г. государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» был включен в перечень особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
  После общего представления музея-заповедника Спасское-Лутовиново выслушиваются заранее подготовленные детьми сообщения.

  «Дом-музей И.С. Тургенева заповедника «Спасское-Лутовиново»

  В настоящее время в доме-музее И.С. Тургенева находится бесценная коллекция экспонатов, хранящая память о русском писателе. В ряду музеев подобного типа этот музей один из немногих, где коллекция почти полностью состоит из мемориальных вещей, ранее принадлежавших предкам писателя и непосредственно лично ему самому. Эти вещи, окружавшие Тургенева в его Спасском доме, были свидетелями творческой работы писателя.
  Дом И.С. Тургенева, сгоревший в 1906 г., был восстановлен на прежнем месте и в том же виде, каким застал его Иван Сергеевич в свой последний приезд на родину (лето 1881 г.). Резные веранды, утопающие в зелени плюща, маленькие окна мезонина и крылечки, комнаты и их интерьер помогают проникнуться духом тургеневского времени. Некоторые из представленных вещей являются редкими произведениями прикладного искусства. Светом и теплом наполняют комнаты блики красного дерева и карельской берёзы. Ощущение домашнего уюта дают мерно тикающие в углу столовой старинные английские часы. На своём прежнем месте в малой гостиной встречает посетителей огромный уютный диван «самосон». В рабочем кабинете располагается письменный стол, за которым рождались лучшие тургеневские произведения. Именно в Спасском Тургенев испытывал особенный творческий подъём и вдохновение.
  «Рудин», «Дворянское гнездо», «Фауст», «Отцы и дети», «Накануне», «Призраки», «Новь», «Песнь торжествующей любви», стихотворения в прозе – вот далеко не полный перечень тургеневских произведений, история создания которых связана со Спасским-Лутовиновым – родовым имением писателя.
  Музей писателя в Спасском хранит память о следующих гостях И. Тургенева: о Л.Н. Толстом, Н.А. Некрасове, А.А. Фете, Я.П. Полонском, Д.В. Григоровиче, В.М. Гаршине и других.
  Фамильной реликвией является старинная икона Спаса Нерукотворного. Ценность имеет и коллекция живописи, принадлежавшая предкам И. Тургенева. Здесь представлены подлинные портреты отца и брата писателя, работы Н.Е. Сверчкова, М.К. Клодта, Н.Д. Дмитриева-Оренбургского, виды Спасского-Лутовинова (выполнены в 1881-1882 гг. Я.П. Полонским), картины и портреты, написанные крепостными художниками.

  «Экспозиции флигеля музея-заповедника Спасское-Лутовиново»

  Сегодня, наряду с домом-музеем писателя и храмом Спаса Преображения, флигель является одним из главных экспозиционных объектов усадьбы. 9 ноября 2015 г. во флигеле была открыта литературная экспозиция «Русский европеец».
  Данная экспозиция создана на материалах фондов и включает почти 300 предметов, большая часть которых была приобретена музеем в последние годы. Среди раритетов перечислим следующие: мемориальные вещи, письма и иконография И.С. Тургенева, автографы Н.Н. Тургенева, Я.П. Полонского, П. Виардо. Здесь же - первые русские и зарубежные издания произведений Тургенева (от ранних лирических произведений и «Записок охотника» до «Стихотворений в прозе»). Портреты современников писателя, живописные полотна и рисунки русских и западноевропейских художников, уникальные произведения декоративно-прикладного искусства конца XVIII — первой половины XIX вв. не просто иллюстрируют эпизоды жизни писателя, но и позволяют раскрыть многие темы его личной и творческой судьбы.
  Тема данной экспозиции обусловлена самой жизнью писателя, который стал полноправным участником европейского культурного диалога, оставаясь при этом, по выражению К. Бальмонта, «самым русским, великорусским писателем», лучше всех других понявшим «основные черты нашего народа и прихотливый ход нашей истории». Тургенев был первым открытым Европой великим русским писателем, он знакомил европейских читателей с А. Пушкиным, Н. Гоголем, Л. Толстым, благодаря ему в России стали читать Э. Золя, Ги де Мопассана, Г. Флобера. Д. Мережковский говорил: «Тургенев… по своему духу коренной русский человек».
  Основные залы рассматриваемой экспозиции посвящены главным произведениям и этапам в творчестве писателя: «Запискам охотника», «Таинственным повестям» и «Стихотворениям в прозе», драматургии и др. Она включает также два интерьерных зала: кабинет писателя и «комнату тургеневской героини», посвященную женским образам, созданным Тургеневым.
  Мультимедийный комплекс, размещенный в одном из залов, позволяет познакомиться с обширной иконографией И.С. Тургенева, видами Спасской усадьбы конца XIX века, увидеть лучшие экранизации произведений великого писателя.
  В результате многолетней исследовательской, собирательской, реставрационной и экспозиционной работы была создана принципиально новая экспозиция, в которой органично сочетаются стилистика тургеневской эпохи с дизайнерскими и информационными возможностями настоящего времени.

  «Парк природного музея-заповедника И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»

  Главный дом и строения усадьбы окружены старинным парком, который был разбит на рубеже XVIII-XIX вв. основателем Спасской усадьбы И.И. Лутовиновым. Описание старинного парка читаем на страницах романа «Новь»: «То был прадедовский чернозёмный сад, какого не увидишь по сю сторону Москвы. Расположенный по длинному скату полого холма, он состоял из четырёх, ясно обозначенных отделений. Прямо перед домом, шагов на двести, расстилался цветник, с песчаными прямыми дорожками, группами акаций и сиреней и круглыми «клумбами»; налево, минуя конный двор, до самого гумна тянулся фруктовый сад, густо насаженный яблонями, грушами, сливами, смородиной и малиной; прямо напротив дома возвышались большим сплошным четырёхугольником липовые скрещенные аллеи. Направо вид преграждался дорогой, заслонённой двойным рядом серебристых тополей; из-за купы плакучих берёз виднелась крутая крыша оранжереи».
  Парк в Спасском-Лутовинове являлся одним из лучших образцов русского усадебного садово-паркового искусства конца XVIII – начала XIX вв. Сад разбивался в английском вкусе, с регулярным парком, яблоневыми садами, оранжереями, фруктовыми полянами, лабиринтами извилистых дорожек-змеек. Со времени основания парка сохранилось около 2000 вековых и двухсотлетних лип, ясеней, елей, дубов, серебристых тополей и деревьев других пород, характерных для средней полосы России.
  В центральной части парка четкие перекрестия липовых аллей образуют римскую цифру XIX, а вокруг просторно раскинулся ландшафтный сад, в котором группы деревьев перемежаются светлыми лужайками, окаймленными кустами сирени и жимолости. Лабиринт дорожек ведёт к пруду и оврагу.
  Каждый уголок парка связан с памятью о Тургеневе. Его любимая скамейка стоит на берегу Большого Спасского пруда; беседка, образованная кольцом лип, описана в романе «Рудин»; аллея, посаженная самим писателем во время ссылки 1852 г., ведёт к другой такой же беседке в глубине парка. Узнав о смерти Н.В. Гоголя, Тургенев пишет статью-некролог, которая была запрещена петербургским цензурным комитетом. После публикации этой статьи «Письмо из Петербурга» в «Московских ведомостях», Тургенев после ареста в течение месяца был выслан властями в Спасское-Лутовиново под полицеский надзор.
  С 1988 г. в результате многолетних усилий сотрудников и кропотливой исследовательской и реставрационной работы был возрожден неповторимый в своей красоте архитектурно-парковый усадебный комплекс конца XVIII –начала XIX веков.
  В заключение заочной экскурсии по музею-памятнику кратко представляются следующие музеи писателя.
  Музей И.С. Тургенева (отдел Государственного музея А.С. Пушкина), расположенный в Москве. Этот музей открылся в октябре 2009 г. в доме, который снимала с 1840 по 1850 гг. мать писателя. Бывая в Москве, Тургенев останавливался у матери, иногда задерживаясь на несколько месяцев. Его гостями были многие выдающиеся люди эпохи 40-х гг. XIX века.

  Улица и музей «Дача Тургенева» в Буживале, Франция

  Дом-музей находится на улице, которая носит имя писателя. В живописном месте на берегу Сены русский писатель купил в 1874 г. усадьбу – дом и парк в восемь гектаров. В небольшой двухэтажной вилле жила Полина Виардо со своей семьёй, а для себя Тургенев построил трёхэтажное шале, в архитектуре которого удачно совмещались швейцарский и русский стили. Тургенев принимал у себя в Буживале Ги де Мопассана и Генри Джеймса, русских писателей Ф. Сологуба и М. Салтыкова-Щедрина и других видных представителей литературы и искусства.


Список литературы


   1. Аполлонова, Г. Тургенев как драматург / Г. Аполлонова // Читаем, учимся, играем. – 2014. – № 4. – С. 31-35. – (Книга – дар бесценный).
  2. Афанасьев, В. В. Тропа к Тургеневу / В. В. Афанасьев, П. К. Боголепов. – Москва : Детская литература, 1983. – 317 с.
  3. Балякина, М. Медленное чтение главы из лирической прозы Расула Гамзатова «Мой Дагестан» / М. Балякина // Школьная библиотека: сегодня и завтра. − 2015. − № 2 − С. 54-60. − (Спецпроект).
  4. Выставка: какой ей быть? Многообразие тем, разнообразие форм : научно-практическое пособие / сост. Т. Е. Наместникова. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2011. – С. 96-100.
  5. Жизнь и творчество И. С. Тургенева : материалы для выставки в школе и детской библиотеке / сост. Н. И. Якушина. – Москва : Детская литература, 1988. – 63 с. – (Выставка в школе).
  6. Зайцев, Б. Жизнь Тургенева ; Далекое / Б. Зайцев. - Москва : Советский писатель, 1991. – С.143 - 277.
  7. Ивашина, В. В дворянском гнезде / В. Ивашина // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 8 . – С. 10-12. – (Знаменательные даты - 2013).
  8. Калямина, С. Роль краеведения в современном образовательном процессе (на примере школьного проекта «Неделя краеведческих знаний») / С. Калямина, С. Сараева // Школьная библиотека: сегодня и завтра. – 2016. – № 6. – С. 58-64. – (Педагогический потенциал школьной библиотеки).
  9. Козлова, М. «Добрый день, дорогая и добрая госпожа Виардо... !» / М. Козлова. – Екатеринбург, 1992. – 32 с.
  10. Кулакова, Е. Спор поколений / Е. Кулакова // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 9 . – С. 55-59. – (В помощь учителю).
  11. Липеровская, С. И. На родине И. С. Тургенева / С. И. Липеровская. – Москва : Государственное издательство детской литературы, 1961. – С. 3-16. – (По дорогим местам).
  12. Наумова, Е. Встречи на полях «Записок охотника» / Е. Наумова, Н. Шевцов // Родина. – 2015. – № 5. – С. 83-85. – ( Дороги родины).
  13. Огурцова, М. Экологическое просвещение средствами художественной литературы / М. Огурцова // Школьная библиотека: сегодня и завтра. – 2017. – № 4. – С. 25-29. – (Год экологии).
  14. Олянич, Е. Прогулка по литературному Орлу / Е. Олянич // Библиотечное дело. – 2010. – № 9. – С. 6-10. – (Библиотеки Орловщины).
  15. Островский, А. Г. Тургенев в записях современников / А. Г. Островский. – Москва : Аграф, 1999. – 400 с.
  16. Пешкун, Л. Записки охотника / Л. Пешкун // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 8 . – С. 13-15. – (Знаменательные даты – 2013).
  17. Писатели нашего детства. 100 имен : биографический словарь. В 3 ч. Ч. 3 / О. Н. Воронова. – Москва : Либерея, 2000. – С. 432-439.
  18. Поощряем чтение, формируем информационную грамотность. 100 форм работы по продвижению чтения, и не только : словарь-справочник для библиотекаря / сост. В. Б. Антипова. – Москва : Библиомир, 2015. – С. 52-53.
  19. Пустовойт, П. Г. Творческий путь Тургенева : очерк / П. Г. Пустовойт. – Москва : Детская литература, 1977. – 126 с.
  20. Русская литература : научно-популярное издание для детей. – Москва : РОСМЭН-ПРЕСС, 2007. – С. 144 – 149. – (Современная школьная энциклопедия).
  21. «Сейчас я вам что-то прочту…» : диалоговые формы работы с книгой / авт.-сост. Т. А. Степанова. – Псков, 2009. – 12 с.
  22. Смольников, И. Ф. Середина столетия. Историко-литературный очерк / И.Ф. Смольников. – Ленинград : Детская литература, 1977. – 207 с.
  23. 100 заголовков к мероприятиям и выставкам, посвященным М. Ю. Лермонтову. В 2 ч. // Школьная библиотека: сегодня и завтра. – 2014. – № 6. – С. 9-11. – (Культурный код).
  24. Тургенев и Спасское-Лутовиново // Детская энциклопедия. – 2015. – № 4. – 48 с.
  25. Художник мысли и слова : методические рекомендации к 180-летию со дня рождения русского писателя И. С. Тургенева. – Псков, 1998. – 14 с.


Электронные ресурсы

  Нестерова, О. И. С. Тургенев. “Последний колдун” [Электронный ресурс] : оперетта-фантазия. Музыка Полины Виардо / О. Нестерова // Арт - Орел : культура и искусство Орловской области : [сайт]. – Режим доступа: http://www.art.oryol.ru/ogat_rep_2.htm.
  О постановке Орловского государственного академического театра имени И.С. Тургенева.

  Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spasskoye-lutovinovo.ru.
  Музей в Буживале [Электронный ресурс]. Дача И. С. Тургенева. – Режим доступа: http://turgenev-lit.ru/turgenev/museum/muzej-v-buzhivale-dacha.htm.


ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека»
ОСП «Псковская областная библиотека для детей и юношества им. В.А. Каверина»

Методико-библиографические материалы