Ямщикова Маргарита Владимировна (псевдоним Ал. Алтаев)


(22 ноября (4 декабря) 1872 - 13 февраля 1959)

«Искусство, бессмертное и вечно прекрасное,
оно одно только заслуживает восторга»

«Отец – пскович, значит, и я псковичка, не даром же меня так тянет к этим старым мшистым стенам, к гулким колоколам звонниц, к великому собору с железными скобами, к древним водам реки Великой…
Не Новочеркасск, где я провела столько детских лет, не могучая Волга, даже не прекрасный Киев, где я родилась, не моя родина, нет. Моя настоящая родина, родина души – на севере, в старой Псковщине…».
  (из воспоминаний Ал. Алтаева)

Когда думаешь о творчестве писательницы М. В. Ямщиковой, плодотворно работавшей под псевдонимом «Ал. Алтаев», своей судьбой соединившей два века русской культуры – золотой XIX и серебряный XX, невольно вспоминаешь высказывания многих людей о хорошей книге и достойной литературе. Например, цитату русского писателя П. А. Павленко – «Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник». Или другую, принадлежащую Шарлю Пьермону, – «Чтение хороших книг открывает нам затаенные в нашей собственной душе мысли». 

Можно без устали вспоминать эти мудрые мысли, которые могли бы охарактеризовать творчество этой замечательной труженицы пера, но ни одна из них не сможет в полной мере выразить все богатство, многогранность и красоту ее литературного наследия. Ведь ее творчество – это поистине достойные по своему художественному исполнению интеллектуальные произведения, наполненные смыслом, идеями, переживаниями. Это тот редкий случай, когда, прочитав книгу, ты будто проживаешь еще одну жизнь... Жизнь, наполненную светом созидательного Просвещения. 

Талантливая мемуаристка, педагог, популяризатор истории и культуры, автор многочисленных книг, на страницах которых оживают известные деятели русского искусства и литературы – литераторы, художники, музыканты. Люди смелых суждений и душевной чистоты: Линней и Гутенберг, Шиллер и Бетховен, Микеланджело и Сервантес, Чайковский и Кромвель, Рафаэль и Леонардо да Винчи, Мария Стюарт, патриарх Никон и т.д.  

 

Удивительное чувство стиля, помноженное на дар литературного Слова, внутренняя свобода и интеллектуальная честность, так гармонично сосуществующие в душе Маргариты Владимировны, способствовали тому, что родились ее многочисленные произведения, любимые благодарными читателями и по сей день. 

Она в полной мере унаследовала и развивала в своей жизни просветительскую традицию русской интеллигенции второй половины XIX века, к которой принадлежала по своему рождению, генетически. Предки ее матери, Аглаи Николаевны Толстой (по первому мужу – Львовой), вели историю от Н. Н. Толстого, декабриста и участника семеновского бунта, близкого друга М. И. Муравьева-Апостола и Ф. Н. Глинки. Род отца – помещика Владимира Дмитриевича Рокотова, настоящего просветителя, человека театра и искусства – восходит к известному русскому художнику-портретисту XVIII века Ф. С. Рокотову, сыну крепостного крестьянина, ставшему академиком живописи. 

М. В. Ямщикова вошла в литературу в 1889 году со сказкой «Встреча Нового года» и подписалась мужским псевдонимом «Ал. Алтаев». Позже признавалась: «Женщине в литературу пробить дорогу ужасно трудно. Я должна взять себе какой-нибудь мужской псевдоним. Буду подписываться «Ал. Алтаев»». Имя неслучайное как в жизни, так и в прозе Маргариты Владимировны: так звали главного героя книги Якова Полонского, который благосклонно отнесся к ее первым литературным опытам. В его был текст, который произвел на нее неизгладимое впечатление – «Рассказ вдовы», описывающий жизнь некоего Александра Алтаева, человека беспутного, но в то же время талантливого и сердечного, с широкой душой.  

Затем была вторая сказка – «Бабочка и солнце», отданная Ямщиковой в детский журнал «Игрушечка». Эта история ввела писательницу в число постоянных авторов одного из лучших изданий для детей. «Сказка была вообще плохая, написанная под влиянием «Песенки земли» Кота Мурлыки, но тогда мне казалось, что она была очень трогательна», – признавалась впоследствии писательница. 

Так начался подвижнический путь просвещения, который продлился без малого семьдесят лет. Семьдесят лет в содружестве с пером и словом. С 1889 по 1959 гг. создавались и выходили ее книги, разлетаясь по свету и обретая свою индивидуальную судьбу. Ей принадлежит более ста произведений, а часть исследователей насчитывает (с вариантами и переизданиями) более трехсот изданий. «Это была работа, не знавшая перерывов, пауз, казалось, что перо приросло к руке и служит как бы ее продолжением», – говорил русский писатель Исай Рахтанов. 

Свои первые книги она посвятила детям («Сделайте сами!», «В деревне», «Складные фигурки людей и животных» и др.), но успех ей принесли исторические и историко-биографические книги.

В 1913 г. была написана замечательная повесть «Впереди веков», представляющая собой художественную биографию Леонардо да Винчи – сначала маленького мальчика, мечтающего «знать все на свете», затем знаменитого художника, архитектора и ученого при дворцах Лоренцо Медичи, Лодовико Сфорца и французского короля Франциска I и, наконец, полупарализованного старика, скончавшегося на руках у своих учеников. При этом, М. В. Ямщикой удалось создать образ, пусть и несколько идеализированный, великого человека великой эпохи, счастливого и в тоже время несчастного, уже при жизни почитаемого сильными мира сего, но до конца так и не оцененного. 

Материал для своих произведений М. В. Ямщикова находила в западноевропейской и русской истории. Благодаря ее книгам многие исторические личности, обладающие сложной мировоззренческой концепцией, стали близкими и понятными самому восприимчивому и чуткому читателю – ребенку. «Вниз по Волге-реке», «Бунтари», «Декабрята», «Когда разрушаются дворцы», «Под знаменем Башмака», «Пасынки Академии» и другие книги, воссоздающие судьбы таких известных людей, как Филипп II и Мария Стюарт, Леонардо да Винчи и Рафаэль, Джордано Бруно и Галилей, Гус и Жижка, Сервантес и Андерсен, Савонарола, патриарх Никон, вошли в списки литературы, рекомендуемой для детского чтения. В увлекательной, доступной форме юные читатели узнавали о жизни восточных славян времен Киевской Руси, татаро-монгольском нашествии, битве за Рязань, опричнине Ивана Грозного, религиозном расколе XVII века и крестьянской вольнице Стеньки Разина.

  

С ее легкой руки в начале ХХ века начала выходить в свет биографическая серия «Жизнь замечательных людей», книги которой именно благодаря ее профессиональной редакции отличались достоверностью, яркостью и необычайной литературностью. 

Сама Маргарита Владимировна создала около 50 жизнеописаний, среди которых многие – «Юноша-поэт. Жизнь Семена Надсона», «Мигуэль Сервантес», «Леонардо, затем знаменитого да Винчи», «Рафаэль», «Микеланджело», «Шиллер», «К вершинам искусства», «Пасынки Академии», «Чайковский», «Бетховен», «Бенвенуто Челлини» и др. – были или задуманы, или написаны на Псковской земле в деревне Лог Гдовского уезда Псковской губернии (ныне – Плюсский район).  

Она очень любила этот край, ставший для нее «приютом спокойствия, трудов и вдохновения», где она спокойно творила, вдыхая «зеленую тишину» псковских лесов, где «всё … казалось необыкновенным, очаровательным»: «Я люблю Гдовщину, её леса, поля и прозрачную глубь реки Плюссы; милую Гдовщину, овеянную седыми преданиями, с её братскими могилами, оставшимися от древних битв, с её подмогильем «городищем», с языческими могилами и кладами, с её своеобразным говором…». 

Эти строки мы находим в книге «Памятные встречи»: здесь собраны трогательные воспоминания писательницы о таких известных людях, как М. П. Клодт, В. М. Максимов, А. А. Агин, И. Репин, В. М. Нестеров, Д. Мамин-Сибряк, Я. Полонский, а также о людях театра, с детства окружавших Маргариту Владимировну, в том числе актрисы М. Савина и М. Кузьмина. Сегодня эта книга является уже библиографической редкостью, а псковичам дорога как воспоминание о той, давно ушедшей, жизни на Псковщине.  

Первое произведение Ал. Алтаева, связанное с Гдовщиной, появилось в свет в 1901 году. Это была повесть «От земли», посвященная крестьянским детям. В ней нашли отражение непосредственные наблюдения писательницы над бытом соседних деревень Межник и Заянье. Уже потом, в конце своей жизни, она вспомнит об этой книге, и напишет о своем пребывании в Логу и отношениях с местным населением другу И. Ф. Кунину: «Здесь совершенно особенная жизнь (для нас). Здесь прошла моя молодость с 22-х летнего возраста, – теперь мне 77, – и я считаю эту местность своей родиной, хотя родилась и в Киеве. И особенно это отношение сложилось при соприкосновении с нашим населением. У меня с ними сложилась нежная привязанность, доверие и понимание. Они знают хорошо, что я не жила, как помещица, знают, что я человек труда и работаю даже в преклонном возрасте и это им импонирует...». 

Действительно, «Человек труда», своë место в литературе определявший скромно, без излишнего самолюбования: «Что такое Ал. Алтаев в литературе? Всегда рядовой, чернорабочий. Я так и говорила на встречах с читателями, в библиотеках: Ал. Алтаев – популяризатор истории, помощник педагогам….».  

Как известно, скромность – удел гениев и фундамент мудрых. Ямщикова была совершенно удивительным человеком, а ее книги – по-своему полемичными для переломной эпохи. Когда звучали призывы футуристов «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода современности», писателей, олицетворяющих всю глубину и мудрость русской литературы, Ямщикова ненавязчиво и просто напоминала о непреходящих ценностях, о высших вещах, существующих в человеке и для человека, о важности исторической памяти и преемственности. 

Напоминала, создавая один за другим исторические повести, романы. В своей автобиографии признавалась: «Меня больше всего интересуют исторические темы, моменты исторических бурь, будь то буря в области политических событий или в области искусства», а в биографическом повествовании ее привлекали «не внешние броские события, а переживания, быт, психологическое развитие личности выдающегося человека».  

Старалась раскрывать их таким образом, чтобы «герой, пусть даже пришедший к нам из древней древности, показался человеком близким и понятным, целостным, чтобы он был способен вызвать в читателе прилив сильного чувства – отваги, ярости, презрения, любви». Безусловно, во многом благодаря этому она была необычайно популярна в советское время. Достаточно сказать, что в первые годы после революции 1917 г. ее книги соперничали по популярности с книгами М. Горького, а в последующие десятилетия издавались огромными тиражами, продолжая расходиться мгновенно. Одна только книга «Под знаменем башмака» выдержала более 10 изданий. Лев Кассиль однажды сказал: «Когда я встречаюсь с Алтаевым, мне кажется, будто я стою на берегу большой реки, которая взяла истоки за неоглядными горизонтами и на огромном пути своем отразила великое множество исторических событий и замечательных исторических личностей». 

Восстанию под руководством Степана Разина посвящено произведение «Вниз по Волге-реке», восстанию декабристов – «Бунтари», Великой французской революции – «Когда разрушаются дворцы». Наиболее сильной стороной этих книг критики признавали колоритную и выпуклую обрисовку образов исторических лиц, доскональное знание материала, умение найти в прошлом события, созвучные современности: «Она всегда оперирует надежными источниками, прекрасным знанием материала, большой эрудицией; отсюда познавательное значение книг. Бытовые картины описываемой эпохи ярки и красочны» (Н. Доброва).  

Одна из ее исторических повестей – «Пасынки академии» – имеет псковские корни. Эта книга ярким, выразительным языком рассказывает нам об Академии художеств первой четверти XIX века в Петербурге, о трагической судьбе крепостного художника Сергея Полякова, который был первым учителем рисовальщика Александра Алексеевича Агина, крестного отца Маргариты Владимировны, лучшего иллюстратора «Мертвых душ» Н. В. Гоголя. Небогатая, казалось бы, внешними событиями жизнь художника проходит перед читателями во всей глубине. Рядом с ним – его друзья по Академии художеств, и среди них, в первую очередь, Карл Брюллов, Т. Г. Шевченко и др. 

В годы Великой Отечественной войны М. В. Ямщикова работала над «Памятными встречами» и переработала книгу о Микеланджело, созданную еще в 1920-е гг., и объединила ее с более ранними повестями о Леонардо да Винчи и Рафаэле, создав уже трилогию «Впереди веков».

В послевоенное время в повестях «М. И. Глинка» (1947) и «Чайковский» (1954) писательница создала яркие художественные образы деятелей музыкального искусства. Особенно высоко была оценена современниками биографическая повесть о П. И. Чайковском, в которой, по мнению критиков, «люди, факты и мысли изображены... в соответствии с исторической правдой... Под художественной формой повести во всех случаях можно обнаружить твердый научный каркас». (Кассиль Л.). Доктор искусствоведения Василий Яковлев отмечал, что кроме достоверности в изложении фактов и событий, убедительности обрисовки условий формирования мировоззрения Чайковского, автор по-новому раскрыл круг общения композитора: «...В жизненный портрет Апухтина привнесены свежие, выразительные штрихи... Образ Антона Рубинштейна... выгравирован тонкими штрихами, со всеми противоречиями, со вспышками бурного артистического темперамента и с огромной, неисчерпаемой любовью к искусству и делу музыкального просвещения». 

Последний мемуарный очерк М. В. Ямщиковой «Мои друзья – читатели» был опубликован уже после смерти писательницы. Умерла Маргарита Владимировна в 1959 году в Москве, похоронена на знаменитых «литературных подмостках» Волкова кладбища в Петербурге.  

Ее собрание сочинений насчитывает 19 томов. Книги переводились на самые разные языки и издавались в Германии, Чехии, Польше. И это неслучайно: в них заключался такой энтузиазм культуры, художества, благородной и героической деятельности, который воспитывает быстрее и вернее, чем десятки учёных монографий. По завещанию многие издания и вещи Маргариты Владимировны были переданы Псковскому музею-заповеднику. 


Через всю свою судьбу пронесла М. В. Ямщикова необычайную восторженность жизнью и поражающую работоспособность. Хранительница ее наследия, сегодняшняя бессменная руководительница Дома-музея писательницы, Татьяна Николаевна Степанова в одной из своих статей, опубликованных в районной газете «Плюсский край», как-то сказала: «В наше время все труднее и труднее представить, как книга может позвать в дорогу, повлиять на жизненный путь, на выбор профессии, подвигнуть на изучение языков или просто поддержать в трудное время, но когда заглядываешь в письма, адресованные Маргарите Владимировне благодарными читателями, то видишь перед собой удивительные и неопровержимые свидетельства...». 

Это действительно так. Заглянув на страницы любой книги М. В. Ямщиковой, вы уже не сможете оторваться, плененные не только остротой сюжета, красотой и выразительностью языка, но и удивительной атмосферой добра и созидания, живого разговора с самым интересным и достойным автором в созвездии литературных талантов.  

 

Литература:

Алтаев Ал. Повести : Для сред.и ст.возраста / Алтаев Ал. / Предисл. Н.Летовой, Б.Летова. - М. : Детская литература, 1972. - 542, [2]с.:ил. 

Алтаев Ал. Под знаменем "Башмака" : [исторический роман] / Алтаев Ал. / Ал. Алтаев ; рис. В. Ермолова. - М. : Детская литература, 1970. - 205, [2] с. 

Алтаев Ал. Чайковский в Москве / Алтаев Ал. , Ямщикова Лидия Владимировна - М. : Московский рабочий, 1951.  

 

Ал. Алтаев и Псковский край: К 100-летию со дня рождения писательницы М.В. Ямщиковой / Пск. обл. упр. культуры. Пск. обл. б-ка; сост. Л.И. Макаренкова. - Псков: Б.и., 1972. - 10 с. 

Ал. Алтаев и Псковский край / Управление культуры Пск. облисполкома; Пск. гос. объед. ист.-архит. и худож. музей-заповедник; авт.-сост. М.А. Кузьменко. - Псков: б.и., 1985. - 15с. 

Вересова Т.: Рассказывают краеведы // Псковская правда. - 1983. - 2 февр. 

Литвинов В.М. Ал. Алтаев: очерк жизни и творчества. - М.: Дет. Лит., 1973. 

На рубеже эпох: К 125-летию писателя М.В. Ямщиковой - Ал. Алтаева // Новости Пскова. - 1997. - 21 нояб. 

Панина Г.И. Ее литературный путь [М.В. Ямщиковой] // Плюсский край. - 2002. - 4дек. 

Савинкова Т. В. Ямщикова Маргарита Владимировна // Сланцы - [Сайт] - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://slanist.ru/publ/log/log/jamshhikova_margarita_vladimirovna_04_12_1872_13_02_1959/59-1-0-2102 (Дата обращения: 01.06.2022). 

Фочкин Олег. Погружение в историю. Судьба Ал. Алтаева // Читаем вместе : [сайт] / Декабрь 2012 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://chitaem-vmeste.ru/articles/pogruzhenie-v-istoriyu-sudba-al-altaev/ (Дата обращения: 06.06.2022). 

Ямщикова-Дмитриева Л.А. Письма: из фонда Лит.-мемор. дома-музея Ал. Алтаева. Пск. обл., Плюс. р-н, д. Лог // Ямщикова-Дмитриева Людмила Андреевна. - Б. м.: б. и. - 25 л.

 

Книги в ЭБ «Псковиана»>>>