Юрий Павлович Спегальский:
к 115-летию со дня рождения


Декоративно-прикладное творчество Ю. П. Спегальского


Особое место в творческом наследии Ю.П. Спегальского занимают его оригинальные художественные произведения. Занятия историей архитектуры Юрий Павлович удачно сочетал с работой художника-графика. 

Его реконструкции псковских храмов и гражданских зданий обладают не только обоснованностью и документальной точностью, но и собственной художественной ценностью, как произведения незаурядного графического мастерства. 

Широк и многообразен характер художественных произведений мастера: графика, живопись, пластика, декоративно-прикладное искусство. Юрий Павлович работал в разных манерах: рисовал пером, кистью, пастелью, писал акварелью, владел искусством литографии, офорта, создавал художественные произведения в технике аппликации. Пластика выполнялась им в различных материалах, так же, как и предметы декоративно-прикладного искусства: из дерева, металла, папье-маше и др. 

Художественные произведения ученого включают в себя около 100 рисунков, до 200 листов автолитографии и офортов, несколько десятков произведений живописи, пластики. Более 50 предметов декоративно-прикладного искусства включают резьбу по металлу с гравировкой, росписи по металлу, дереву, ткани. 

Находясь вдали от родного Пскова, в убранстве интерьера своего жилища Юрий Павлович воссоздавал в натуре то милое и необходимое его сердцу, которое роднило повседневную домашнюю обстановку с псковской стариной. «Работы по горло, - писал он другу своего детства, - а я еще осложняю положение всякими декоративными штуками по нашему жилищу, но я чувствую огромную потребность хоть в какой-то мере сделать у нас дома обстановку по сердцу». 

Свои поэтические художественные произведения он создавал вдали от Пскова, но почти все они были посвящены родному городу, его древнерусской красоте…


  Альбом «По Пскову ХVII века»

Юрий Павлович Спегальский много работал над исследованием псковского средневекового зодчества. В самых последних своих трудах уделял особое внимание исследованию внутреннего содержания древних зданий. Накопленный им обширный материал, позволил ученому и художнику сделать попытку воссоздать Псков таким, каким он был на рубеже ХVII-ХVIII столетий. Это получило свое яркое отражение в серии рисунков Ю. П. Спегальского, объединенных темой «По Пскову ХVII века». За создание этих рисунков его прозвали «псковским Пиранези». Перед нами не только волнующие художественные образы, но и своеобразная историческая реконструкция памятников и целых кварталов древнего Пскова. Рисунки были выполнены в самые суровые дни блокады Ленинграда – зимой 1942-1943 года. 

Постоянная дума о родном городе не переставала волновать ученого и на лесозаготовках в 1943 году. Именно там, в тяжелейших условиях изнурительного труда и быта, он подготовил эскизы особых охранных зон к своему будущему проекту архитектурных заповедников в Пскове. И тогда же мысль о будущем послевоенном восстановлении Пскова заставила Спегальского, приняться за воссоздание средневекового города во всей неповторимости его самобытной архитектуры ХVII века. 

Сохранилось более 150 цветных и черно-белых рисунков из этой блокадной «сюиты» художника, посвященной Пскову. В рисунках «По Пскову ХVII века» нашел отражение не только талант художника – цельное поэтическое воображение и точность исторического видения, но и глубокое понимание всего жизненного уклада средневекового города. Рисунки создают зрительное впечатление прогулки по средневековому городу с последовательным раскрытием его живописных уголков. 

Иллюстрации из серии «По Пскову ХVII века»  

Нижние решетки 

Вид на Кремль 

Жилой дом ХVII века 

 

Островок 

Ворота и звонница церкви Козьмы и Дамиана 

Древний двор ХVII века 

 

 Очерк «Псков»

В 1946 году он пишет замечательный историко-художественный очерк «Псков», согласно договору, он сам занимался художественным оформлением, создав обложку, рисунки и предоставив фотографии. 

У книги необычная и красивая обложка, на которой изображена разноцветная керамида в форме киота ХVII века. Цветовая гамма обложки в зеленых и красных тонах на бежевом фоне. На обложке изображена идеализированная псковская церковь за высокими каменными крепостными стенами. Простое название – «Псков» - помещено в киот, обрамленный затейливым узором из растений и животных. Среди 12 карандашных рисунков – виды Крома, каменных домов и церквей. В этих рисунка застывшее время, очаровательное в своей чистоте. Некоторые рисунки были взяты из его юношеских и студенческих альбомов.


 Изразцовые печи

Юрий Павлович Спегальский тщательно изучал декор псковских изразцовых печей, обмерял и рисовал фрагменты древних изразцов, реконструировал печи. В 1967 году ему удалось, наконец, приступить к графическим изображениям своих восстановлений печей XVII века. Первоисточниками реставрации были его находки изразцов и обломков, которые он собирал в течение 40 лет. На этом неповторимом материале мастер мог создать 15 реконструкций печей, но успел сделать только 6 (5 реконструкций сделано в цвете, 6-я – осталась в карандаше). 

Фрагмент одной из них, воссозданной в материале и графические реконструкции других печей, представлены в экспозиции музея-квартиры Ю. П. Спегальского.


 Художественные произведения

Для интерьера своего жилища – псковской «повалуши» Юрий Павлович выполнил своими руками предметы декоративно-прикладного искусства: декоративное панно, деревянные расписные люстры, росписи на шкатулках, завеса, столешница, украшенная шуточными изображениями сцен древнерусского гостеприимства. Все это по настоящее время сохраняется в музее-квартире Юрия Спегальского в Пскове. 

Он создал в дереве три ярко раскрашенных светильника с электрическими лампочками. Первый светильник выполнен в оранжевых, красных и желтых тонах, украшенный шестью кукарекающими петухами, на головы которых устанавливались свечки. Второй светильник, посвященный псковским героям и их женам – Милитрисы и Гвидона, Евпраксии и князя Владимира, Анастасии Вахрамевны и Еруслана и других, раскрашен удивительным узором в сиреневых, оранжевых и малиновых тонах на кремовом фоне. Веретено деревянного подвесного паникадила украшено древнеславянской вязью: «Жены мужей свет и тепло и радость душевныя»

Паникадило – люстра деревянная расписная «Поющие петухи». 1958 г.

Роспись посвящена русским былинным героям с их женами

Паникадило – люстра деревянная расписная (темпера, лак) 
12 праздников

 

Третий светильник с двенадцатью свечками был расписан приглушенным пастельными зелеными и голубыми тонами и изображал двенадцать месяцев и почитаемые в древнем Пскове праздники. Четвертый, украшенный птицами, остался незаконченным. 

Свою перестроенную и украшенную на свой вкус ленинградскую квартиру Спегальский все больше превращал в повалушу, создав за десять лет четыре больших панно – подвесных завес, выполненных маслом на холсте. 

Первое панно, выполненное в 1958 году, называлось «Завеса опочиваленная». Оно висело в их спальне с надписью «Сия завеса опочиваленная устроена, чтобы сны за нею снились желанные». Спегальский, узнав от Ольги Аршакуни, что ее любимыми снами были сны о лошадях, изобразил пять красавцев-коней, скачущих по полю, а на заднем фоне – ее покровительницу, святую Ольгу. Чтобы описать свой сон, он нарядил их обоих в древнерусские одежды. На картине, под покровительством святого Георгия, он приглашает ее в псковский дом с садом. 

Завеса «опочиваленная» декоративная расписная. Фрагмент левой половины 

Завеса «опочиваленная» декоративная расписная. Фрагмент правой половины 

 

Радостное восприятие древнего Пскова нашло воплощение во втором полотне Спегальского – «Земля родная Псковская» (около 7*3,5 м), выполненная в 1958 году. На нем изображен древний белостенный Псков, над ним – яркое солнце, звезды и облака. На переднем плане мужики и бабы собирают урожай, а на цветочном поле бородатый мужчина протягивает руку женщине в сарафане. Сцены расцвечены ярко-голубыми, розовыми и зелеными тонами, задний план – шоколадно-коричневый, а надписи золотом обрамляют полотно с трех сторон. 

«Псковские каменщики и воины» - пожалуй, самое удивительное полотно Спегальского, выполненное в 1959 году в сиреневых, темно-зеленых, голубовато-зеленых и белых тонах. Центральную часть полотна занимают городские ворота, за которыми виднеются купола церквей. Группа каменщиков со своими инструментами выходит справа, а группа воинов в шлемах и со щитами – слева. Приглушенные тона и строгие лица каменщиков и воинов согласуются с наказом внизу: «Помянем Псковскую землю и град Псков, иже бе велик зело, преизобилен и преславен»


Завеса декоративная (холст, масло). Сюжет росписи «Псковские каменщики и воины»

Работу над большим панно «Древний Псков» в 1967 году, сложным по композиции, изображающем празднество прервала смерть. Шествие богато одетых псковичей, приветствующих друг друга, изображено на фоне псковских храмов, звонниц, деревянных и каменных палат. Преобладающий цвет – темно-синий, с коричневыми, белыми, сиреневыми и зелеными акцентами на одеждах горожан и деталях городского пейзажа.

Декоративное панно «Земля родная Псковская» (центральная часть) 

Декоративное панно «Земля родная Псковская»
(фрагмент) 

 

В 1964 году Спегальский создает «Дары природы родного края», большой коллаж – шелковую аппликацию на ткани. Из шелковых лоскутов четырех цветов – темно и светло-коричневого, кремового и светло-оранжевого, наклеенных на темно-коричневый фон, мастер создает лесную сцену с оленями, птицами, бабочками, ежиком, стрекозой и рыбами под мостом. 

Вершиной его дара стал расписанный платяной шкаф. На каждой створке двухметрового шкафа изображены по две сцены, тщательно прописанные яркими тонами. Каждая сцена окружена каймой изысканного орнамента, напоминающего обрамление икон. На одной изображен бородатый пскович, который вместе со своей женой встречает гостей перед каменными палатами. Изображения сопровождаются надписями на кириллице. В одной из надписей художник утверждает «что мужу лепо быти храбру», а «жене лепо имети кротость голубиную, повадку лебединую, голосок соловьиный».

Расписной шкаф. Фрагменты росписи.

 

Чувство постоянной потребности в произведениях, напоминающих ему о родном городе, побудило его в 1964 году смастерить нарядную столешницу для развлечения гостей во время застолья. Роспись посвящена обычаям русского гостеприимства: «…А писан устав, сиречь наказание… како надлежит гостей примати…», - гласит надпись, сочиненная художником по кольцу вокруг центрального круга композиции росписи. Столешница расписана в темно-коричневых тонах. В черной окантовке на светло-коричневом фоне изображены шесть сцен прибытия гостей и прощания с ними, пирование и пляски. 

Фрагменты расписной столешницы

 

Кроме живописных и графических работ, он создавал предметы декоративно-прикладного искусства в качестве подарков для своей жены: коробья, сундук для личных вещей. На одной из таких коробок, сделанных из папье-маше в 1946 году, Спегальский поместил шутливую надпись: «Сия коробья шляпная построена в подарок государыне моей голубушке Оленьке, для шляп ее прехитрых. Носи, Оленька, шляпы, да не забывай, что не шляпки украшают жонку, а добрая улыбка»

Шкатулки

 

Для Ольги Аршакуни он делал броши из керамики, пластика и металла, на которых были изображены псковские сцены: крепостные стены, петухи и птица Сирин. 

Среди последних, изготовленных им предметов была особая круглая шкатулка из папье-маше, которую он сделал и украсил к 25-летию их совместной жизни, к «серебряной свадьбе». На шкатулке изображена пара, похожая на Спегальского и Аршакуни. Они нежно смотрят друг на друга на фоне Пскова. В своих воспоминаниях Аршакуни отметила, что на шкатулке сказалось предчувствие несчастного будущего: «Обычная гамма палитры художника – светлая, жизнерадостная… в той последней росписи приобрела печальную траурную гамму глубоких почти черных тонов…»

 

В своих рисунках и акварелях, в росписи по ткани, по дереву и керамике, резьбе по дереву, в ковке по металлу Юрий Спегальский–художник воспел древний город Псков, его прекрасные самобытные черты.

 

Библиография>>>


 Источники:

 

Аршакуни, О. К. "Вечерние сказки" : (о декоративно-прикладном искусстве Ю. П. Спегальского) / О. К. Аршакуни // Псков. - 2004. - № 20. - С. 204-216. 

 Аршакуни, О. К. "Вечерние сказки". (О декоративно-прикладном искусстве Ю. П. Спегальского) / О. К. Аршакуни ; публикация и примечание М. А. Кузьменко // Псков. - 2004. - № 21. - С. 187-193. 

 Аршакуни, О. К. Народное зодчество Пскова в художественных произведениях Ю. П. Спегальского / О. К. Аршакуни //Аршакуни, Ольга Константиновна. Народное зодчество Пскова = The folk architecture of Pskov :the architectural heritage of Yu. P. Spegalsky : архитектурное наследие Ю. П. Спегальского / Аршакуни Ольга Константиновна ; [предисловие Ю. С. Ушакова]. - Москва : Стройиздат, 1987. – С. 67-71. 

 Котрен, Ларри В. Искусство для работы. Искусство для души / Котрен, Ларри В. // Котрен, Ларри В. Отверженный провидец. Юрий Павлович Спегальский и восстановление Пскова : [монография] / Ларри В. Котрен ; [перевод с английского Л. Ю. Дудченко]. - Санкт-Петербург : Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор", 2020. – С. 272-291.