Для внутреннего убранства жилых домов ХVII века огромное значение имели печи. Изразцовые печи и их декор были своеобразным эстетическим центром помещений. Какими были печи в Пскове очень малоизвестно, а до исследования их Юрием Павловичем Спегальским не знали совсем. Своими научными трудами и творческими способностями он дал наиболее полное и яркое представление о древнерусских печах и всем разнообразии их декора. Им был разработан метод исследования остатков древнерусских печей, их орнамента по находкам печных изразцов в Пскове.
С 1955 по 1956 годы он создал ряд научно обоснованных реконструкций псковских печей ХVII века, которые дали яркое представление о разных типах печей, существовавших в Пскове. Интерьеры псковских зданий, воссозданные в реконструкциях Ю.П. Спегальского, раскрывают характер изысканной простоты парадных комнат средневековых жилищ. Таким образом, изразцовые печи являлись одним из главных компонентов убранства и оборудования интерьера псковского жилого дома. Они особенно ярко и празднично выделялись на фоне светлых стен помещения.
Реставратором было тонко подмечена зависимость изразцового декора печи от назначения помещения, в котором она стояла. Например, в столовой палате – ярко освещенной, в которой все внимание сосредоточивалось на богато убранном пиршественном столе, - печь при всей ее изысканной красоте не слишком отрывалась от общего фона и не мешала восприятию главного. Тогда как печь в «веселой» палате, освещенной мягким рассеянным светом, отличалась цветностью орнамента и могла соперничать своим убором с яркими одеждами людей, наполняющих палату. Особенностью печей, стоящих в парадных залах палат Поганкиных, являлась броскость рисунка и резковатая контрастность расцветки, что было связано с большими размерами помещений и сравнительно слабым освещением. Печи с более мягким декором не могли бы достаточно выделяться в композиции интерьера.
С конца 1940-х до 1960-х годов, когда он жил в Ленинграде, Ю.П. Спегальский своими руками создавал предметы домашнего быта, которые, по его мнению, могли бы быть использованы в создании комфортных условий для жилья в каменных домах, включая изразцовые печи, люстры-паникадила, расписные по ткани панно-завесы и киоты. В его руках эти предметы интерьеров приобретали качества произведений искусства.
Еще в детстве он любил отыскивать в подвале старого дома («Дом Печенко»), в котором прошли его детство и юность, детали сломанной изразцовой печи ХVII века, включая печные кирпичи, кладочную смесь, металлические прутья и множество обломков изразцов, украшавших поверхность печи. Обломки древних печных изразцов, отчищал, замерял, зарисовывал и со временем создал большую коллекцию их подробных эскизов. На основе этого материала Спегальский смог сделать графическую реконструкцию таких печей ХVII века. И показал, что в сочетании с киотами, половиками, обитыми холстами стнами, светильникам, керамическими тарелками и приборами они прекрасно дополняли внутреннее убранство жилых каменных палат псковичей.
В 1950-х годах, он собрал полную акварельную копию изразцовой печи ХVII века, по фрагментам плиток сломанной изразцовой печи, найденных им в Пскове под полом дома Печенко. И в 1953 году он начал строить копию печи, как она могла выглядеть в палатах ХVII века, создавая изразцы на основе своих эскизов.
Ю.П. Спегальский возле воссозданной им изразцовой печи.
В 1955 году Юрий Павлович Спегальский в материале воссоздал печь для своей ленинградской повалуши. Для восстановленной изразцовой печи ученый выбрал мотив с птицами в зеленовато-голубых тонах, но, поскольку он должен был сочетаться с множеством других мотивов, то каждый изразец нужно было подгонять по цвету и форме. В результате получилась реконструкция изразцовой печи ХVII века в натуральную величину, более двух метров высотой, полтора метра шириной и метр глубиной с изображением птиц, сказочных растений, зверей и единорогов. В условиях городской квартиры было невозможно обжечь изразцы, чтобы закрепить яркую поливу. Каждый из элементов печи расписывался вручную и покрывался лаком, что сделало их неустойчивыми к высоким температурам, поэтому печь имела чисто декоративный характер.
Аршакуни, О. К. "Вечерние сказки" : (о декоративно-прикладном искусстве Ю. П. Спегальского) / О. К. Аршакуни // Псков. - 2004. - № 20. - С. 204-216.
Аршакуни, О. К. "Вечерние сказки". (О декоративно-прикладном искусстве Ю. П. Спегальского) / О. К. Аршакуни ; публикация и примечание М. А. Кузьменко // Псков. - 2004. - № 21. - С. 187-193.
Котрен, Ларри В. Искусство для души / Котрен, Ларри В. // Котрен, Ларри В. Отверженный провидец. Юрий Павлович Спегальский и восстановление Пскова : [монография] / Ларри В. Котрен ; [перевод с английского Л. Ю. Дудченко]. - Санкт-Петербург : Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор", 2020. – С. 276-284.
Спегальский, Ю. П. Декор псковских изразцовых печей XVII века : каталог выставки / Ю. П. Спегальский ; Управление культуры Псковского облисполкома, Государственный псковский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник ; составитель каталога и автор вступительной статьи О. К. Аршакуни. – Псков : [Б. и.], 1976. – 24 с.