Юрий Павлович Спегальский:
к 115-летию со дня рождения


Проекты реставрации Ю. П. Спегальского в 1945-1947-е годы


Процесс фотофиксации и консервации пострадавших во время войны архитектурных памятников Пскова и области начался сразу после освобождения города в 1944-м году и продолжился в 1946 году. Но уже в 1945 году инспекция по охране памятников Псковской области занялась разработкой и реализацией проектов реставрации. Как начальник инспекции, а затем начальник Реставрационной мастерской, Ю.П. Спегальский возглавил эту работу. Разработанные им многочисленные проектные предложения реставрации и частичная реставрация церкви Николы со Усохи в 1945-1946-е годы заняли важное место в жизни реставратора и составили значительную часть его профессионального наследия. 

 

К консервации и реставрации архитектурных памятников в Пскове Спегальского подготовили его опыт и умение работать с камнем, обширные знания в области псковской архитектуры и образование. Отдельной профессии реставратора в советское время не было, поэтому методам реставрации Юрию Павловичу пришлось учиться по профессиональным документам и у профессиональных реставраторов. Предложенные им в 1945 году проекты реставрации были детальны и обширны, снабжены иллюстративным материалом высокого художественного уровня. 


Дом Ксендза

Примером проекта 1947 года может служить проект практически полной реставрации дома Ксендза XVII века, который получил хорошие отзывы и в том же году был утвержден. Два сопровождавших этот проект рисунка содержат многочисленные пометки, описывающие части здания, материалы и приемы, необходимые для его реставрации. Спегальский также создал четыре реконструкции здания в акварели так, как оно должно было выглядеть после реставрации. Акварели выполнены в черных, белых, серых, естественных тонах на плотной бумаге и коричневых (для черепицы) с вкраплениями синих и зеленых тонов для изображения двух берез по сторонам здания. 


Дом Яковлева

Другим примером высокого уровня профессионализма Ю.П. Спегальского стал проект реставрации выдающегося образца гражданской архитектуры XVII века – дом Яковлева (Вторые палаты Меншиковых). В 1946 году Спегальский представил «Пояснительную записку и описание ремонтно-реконструкционных работ дома Яковлева». Документ включал 29 страниц, напечатанных через одинарный интервал, из них на 16 страницах шло описание объема работ, которые реставратор выполнил на этом объекте в 1939-1940-х годах. В пояснительной записке подробно описывалась история здания со времени его строительства в XVII веке до начала XX века. Частичная реставрация здания 1946-1947 годов была выполнена в соответствии с планом реставрации, разработанным Спегальским. 


Церковь святых Козьмы и Дамиана с Гремячей горы

В качестве третьего примера проектного предложения можно привести план консервации церкви святых Козьмы и Дамиана с Гремячей горы, представленный в 1947 году. В этом же году выполнен проект главного архитектора Пскова П.Н. Твардовского, который и был одобрен в 1948 году. Для консервации такой значимой церкви проект Твардовского был на удивление краток и состоял из одной страницы текста и восьми рисунков. Частичная реставрация церкви, проведенная в 1950 году, была, в какой-то мере, основана на проекте Спегальского 1947 года. 


Шатровая колокольня церкви Михаила и Гавриила Архангелов

В 1947 году Спегальский представил проект реставрации шатровой колокольни и западных корпусов XVII века при церкви Михаила и Гавриила Архангелов 1339 года. Проект был рассмотрен главным архитектором сектора фиксации и методики реставрации памятников архитектуры Академии архитектуры СССР П.Н. Максимовым, который одобрил его, отметив бережное отношение к характеру древней архитектуры. Спегальский также создал выразительный черно-белый рисунок законченного варианта реставрации, изобразив одинаковые луковичные главы на северном и южном корпусах, прилегающих к колокольне, показав их постепенное превращение в приделы. Этот проект был в итоге закончен без участия Спегальского, и в 1959 году он открыто критиковал проект и за то, что облик прилегающих корпусов был грубо нарушен в процессе неправильной реставрации, и за то, что под колокольней были разрушены оригинальные деревянные ворота XVII века. 


Церковь Богоявления с Запсковья

Одним из самых значительных среди проектов Спегальского стал проект реставрации церкви Богоявления с Запсковья (1496 год), величественно раскинувшейся на высоком правом берегу реки Псковы. Долгое время Спегальский считал ее одной из самых красивых и важных церквей города, мечтал вернуть ей первоначальный облик XV века, тщательно изучал памятник, подготовил предварительные планы ее реставрации. Поэтому «не случайно уже в 1947 году церковь Богоявления стала одним из первых объектов реставрации, на этот раз как символ возрождения послевоенного Пскова. Реставрационные работы, начатые по инициативе и под руководством Ю.П. Спегальского, вернули храму утраченные завершения — главу, кровли, перестроенное в XIX веке щипцовое покрытие и элементы звонницы». В 1950-1953-е годы под руководством Э.П. Штольцер на церкви велись консервационно-реставрационные работы, но уже без участия Спегальского, который вынужден был уехать из Пскова в конце 1947 года. Частично отреставрированная церковь использовалась под складские помещения до 1990-х годов, когда начался последний этап проекта реставрации, выполненный архитектором А.К. Богодуховым, чья реставрация была основана на проектном предложении Спегальского 1947-1950-х годов. 


Дом Печенко. Современный вид.


Дом Печенко. Дворовый фасад. Реконструкция.

Не все проекты, разработанные Спегальским, были реализованы. Осенью 1947 года проект реставрации дома Печенко, предложенный Спегальским, был одобрен Архитектурной комиссией. В 1948 году был представлен другой проект реставрации дома Печенко, разработанный Э.П. Штольцер, и в 1949-1951-е годы работы проводились по этому проекту. Однако, по мнению Спегальского, «реставрация обратилась в переделку, грубейшим образом исказившую памятник...». «Реставраторы» придали оконным проемам подобие старинных, хотя ни по расположению, ни по размерам, ни даже по количеству они не соответствовали первоначальным. Особенно критиковал Спегальский «крыльцо, ни план, ни разрез, ни размеры, ни детали которого не имеют ничего общего с прежним и вообще с характером древнепсковской архитектуры». Спегальскому было тяжело видеть, что дом, когда-то принадлежавший его бабушке и с которым были связаны его мечты о будущем преобразовании Пскова, реставрировали по проекту других архитекторов. Качество проведенной реставрации он открыто критиковал в 1959 году и называл ее не иначе как «недоброкачественная работа».

 


 Источник:

 

Ларри, К. Проекты реставрации. 1945-1947 // Ларри, В. Отверженный провидец. Юрий Павлович Спегальский и восстановление Пскова : [монография] / Ларри В. Котрен ; [перевод с английского Л. Ю. Дудченко]. - Санкт-Петербург : Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», 2020. – С. 119-121.