Березский Б. "Псковский Набат" ко дню печати

 

Б. Березский 

„Псковский Набат" ко дню печати 

За год, прошедший со дня печати прошлого года, наша губернская газета пережила целый ряд переломных моментов, которые, в конечном итоге, вывели ее на правильный путь, на путь массовый рабочей газеты.

Весь этот год можно подразделять на два больших периода: первый это „газетная распутица" (почему, «распутица» - об этом ниже), второй — продуманное направление на определенного читателя.

Остановимся вкратце на первом периоде, который характерен тем, что у газеты не было сколько-нибудь определенного читателя и сколько-нибудь определенной физиономии. Этот период охватывает собою весь 1923 год до декабря месяца.

Тираж газеты к маю 1923 г. равнялся 2.430 экз. Как будто, тираж приличный. Но если попробовать разделить подписчиков газеты по классовому признаку—получается убийственная картина. Тут надо указать на одно чрез­вычайно важное обстоятельство: Губисполком обязал выписывать „Псков­ский Набат" всю буржуазию, домовладельцев и торговцев. Таким образом, наш подписчик распределялся, примерно, таким образом:

Обязательная подписка (нэпманы)    .... 1000—1200 экз.

Учреждния и организции.       .....   500— 700 экз.

Если вычесть еще 200 экз., распространявшихся в порядке обмена бесплатно — подсчитайте сколько приходилось на долю массового читателя — рабочего и крестьянина. Не дольше 200300 экз. Фактически, стало быть, га­зета массового читателя не имела.

А мы знаем основное газетное правило — физиономия газеты, ее содер­жание всецело зависит от ее читателя. Отсюда нельзя делать вывода, что га­зета была нэпманской. Но зато газета была всецело ведомственной, аппаратной. Все потуги редакции сделать ее рабоче-крестьянской не оправдывали себя по двум причинам. Во-первых, потому, что газета не имела связи с низа­ми, а во-воторых, потому что шестилетний опыт советской печати уже доказал на бесчисленных примерах, что совмещение в одной газете и ра­бочего и крестьянского уклонов не приводит к желательным результатам, Рабочему нужно одно, крестьянину - совершенно иное. Нужны разные под­ходы, разный язык, даже разная внешность.

Таким было положение с мая по ноябрь 1923 г. Были, конечно, улучшения и ухудшения, тираж в некоторые месяца немного повышался и немного понижался, но, в основном, общая физиономия газеты по указанным выше мотивам была одной и той же. „Газетная распутица" - иного названия нельзя дать этому периоду. И опять таки надо указать, что здесь нет вины ни редакции, ни кого либо другого. Советская печать в этот пе­риод только намечала основные пути, только разрешала основные вопросы. И поэтому ведомственность и отсутствие своего определенного читателя было общей болезнью девяти-десятых всей советской печати.

Таков вкратце обзор положения газеты в первый период. Более подробно мы остановимся на последнем периоде, являющемся гораздо более отрадным.

Немножко истории. Отдел печати Центрального Комитета РКП в кон­це прошлого года взял курс на перестройку нашей печати, на приспосо­бление ее к массовому читателю. С этой целью был разрешен  в положительном смысле вопрос о создании центральной и местных крестьянских газет и предпринято широкое обследование местной печати. В частности к нам с этой целью был прислан инструктор ЦК т. Стефанский, который подробно обследовал не только положение нашей газеты, но и путь ее к читателю и то, насколько воспринимает газетный материал читательская, масса —крестьянство и красноармейцы

Основные выводы этого обследования, доложенные т. Стефанским на специальном совещании Агитпропа Губкома, сводились к  следующему:

1) „Псковский Набат" — аппаратная, ведомственная, а не массовая газета.

2) Язык газеты — интеллегентский, характер и размер статей не может удовлетворить деревню и рабочих.

3) Распространение газеты по губернии чрезвычайно неравномерно. Львиную долю тиража поглощает Псков.

4) Нет достаточного руководства со стороны Губкома.

5) Псковская губерния — крестьянская. Поэтому необходимо закрыть „Псковский Набат" и создать в Пскове еженедельную крестьянскую газету.

Как видите, выводы самые безотрадные. Из них первые четыре были, безусловно, верными. Только по поводу последнего не согласились с т. Стефанским ни редакция, ни Губком. Дело в том, что кроме крестьянской массы, как никак, губерния имеет и 30 тысяч человек, об'единенных в проф­союзы. Отказаться от их обслуживания газета не могла по чисто политиче­ским соображениям.

Поэтому Губком РКП вынес иное постановление: создать в Пскове еженедельную крестьянскую газету, сохранив „Псковский Набат" в качестве еже­дневной рабочей газеты.

Этим были определены дальнейшие судьбы газеты. Определены наилучшим способом, потому что газета получала, наконец, определенное на­правление и ей оставалось только соответственно изменить свой характер и завербовать рабочего подписчика. Последнее, казалось бы, должно было заключать самое трудное, потому что при обследовании газеты т. Стефан­ским, получились самые удручающие цифры: крестьянских подписчиков газета имела к тому времени 92, рабочих—277, служащих и учреждений—1.100.

Как же газета вышла из этого положения? Мы постараемся дать от­вет на все основные вопросы газетной жизни, подразделив их на состав­ные части. Сейчас укажем лишь, что соответственно новому курсу в га­зете, была перестроена и редакция, при чем часть работников была пере­дана в крестьянскую газету.

Распространение газеты 

Мы видели выше, что в течение мая-декабря прошлого года тираж газеты был равен в среднем 2500 экз. с некоторыми колебаниями, при чем только одна десятая его шла в рабочие массы.

Перед редакцией, как. мы указывали, стояла серьезная задача под­нять и общий тираж и, главным образом, как можно больше увеличить ту его часть, которая приходилась на рабочие организации. В этом деле мы впервые встретили большую поддержку в лице Губпрофсовета и не только его, но и всех низовых профессиональных организаций. Тираж, начиная с января, быстро пошел в гору. Вот цифры: 31 декабря—2400 экз., 1 января—3000, 6 января—3600, 12 января—3850, 22 января—4100, февраль—4150, и март—4260. Слало быть, первая задача поднятие общего тиража была исполнена на сто процентов.

Внедрение газеты в широкие   рабочие массы также было   проведено в жизнь. Лучше всяких слов это доказывают цифры:

Январь:

Рабочие организации и месткомы    .....   2464 экз.

Деревня, (крестьяне и организации) …..    376  

Февраль:

Рабочие организации и месткомы …..  2507 экз.

Деревня, (крестьяне и организации) …..370  

В процентах это, примерно,   выражается так: рабочий подписчик берет у нас 62 проц. тиража, крестьянский—9—10 проц. Сравните эти цифры с ноябрьскими, когда рабочие составляли всего 11% тиража,   а крестьян   всего   4   проц.   В   абсолютных цифрах рабочая  подписка за 2—3 месяца поднялась с 277 до 2500 экземпляров. Это громадное достижение.

Но мы не ограничиваем  рабочих читателей газеты   цифрой в 2500.

Дело в том, что львиную долю тиража газеты сейчас составляет коллективная подписка—62 проц. Таким образом, эту цифру надо увеличить по меньшей мере в 2-3 раза. Тогда мы получим приблизительное число наших рабочих подписчиков.

На фронте подписки газета, в связи с изменением своего курса, безусловно, одержала победу. Если приведенные выше цифры покажутся все же небольшими, стоит сравнить их с ноябрьскими или майскими прошлого года — и тогда эта победа станет вполне очевидной.

Как мы указывали выше распространение газеты в большой мере уже и определяет ее содержание. Но решающее значение имеет связь с читательской массой.

Связь с рабочими

На ней мы сейчас и остановимся. Связь с рабочими в газетной ра­боте определяется в основном институтом рабочих корреспондентов. Чем больше газета рабкоров имеет, чем сильнее этот рабкоровский институт —  тем сильнее и крепче связь с рабочими массами.

Что же представляют собой рабкоры „Псковского Набата?"

Их около 50. Этого на  первое время достаточно для нашего  непромышленного   Пскова. С рабкорами  ведется регулярно работа,   через них газета получает возможность   знать настроение рабочей массы, а в свою очередь рабкоры знакомятся с газетным делом и втягиваются в уже более близкую связь с редакцией.

В декабре-январе были проведены курсы рабкоров, на которых прорабатывались основные вопросы газетной работы и, таким образом, была закреплена основная группа рабочих корреспондентов, на которую газета опирается в своей повседневной работе. Сейчас, не в порядке курсов, а в порядке регулярных бесед рабкоры знакомятся с тем, как и о чем писать в газету. Кроме того, в целях правильной информации о мероприятиях Со­ветской власти, по всем основным текущим вопросам {кооперация, денежная реформа) руководители губернских учреждений делают доклады на рабкоров­ских собраниях.

Несколько цифр могут иллюстрировать связь газеты с массами. Это цифры поступающих в газету корреспонденции. В январе редакцией было получено 757 писем (использовано—458), в феврале—1.036 (использовано 563). Кроме того, безостановочно растет отдел рабочей жизни, в котором за январь было помещено 178 писем, за февраль—225, за март—254.

Конечно, в отношении рабкоровской сети еще очень много нужно сделать. Необходимо ее расширить, необходимо еще больше усилить ра­боту с рабкорами. Но основное здесь сделано.

 

Газета — разоблачитель и организатор

Владимир Ильич в ряде своих сочинений определял газету — как коллективного агитатора и организатора. Летом 1921 г.. в письме к бывшему члену партии Мясникову, он указывал на большую роль печати в области разоблачения и искоренения всех ненормальностей и недочетов Советского государства. Из этих основных положений Ильича наша газета смогла сделать практический вывод только в этом году. Постепенно она старается занять полагающееся ей место в нашей советской и партийной жизни.

Мы укажем здесь ряд практических ее достижений. Прежде всего, это дело Порховского кожевенного завода, в администраторов которого, в том числе бывший владелец его„красный" директор Зацкой, пошли под суд.

Ряд более мелких дел, чисто практических, мелких недочетов был исправлен благодаря газете. Но разоблачение Зацкого показало, что разоблачительная работа газеты сопряжена с огромными трудностями, т. к. каждое самое мелкое разоблачение ведет за собой много неприятностей. Тем не менее, газета от разоблачительной работы отказаться не может.

За последнее время роль газеты, как организатора рабочего мнения, значительно поднялась. Очень успешно прошла кампания, поднятая газетой против празднования Пасхи   и за перенесение   дней отдыха на начало мая.

Видимо, в этом году пасха, как праздничный день, отойдет в об­ласть предания. Успешно идет и кампания за добровольное членство в кооперации. Успех ее на 50 проц. объясняется большой кампанией за кооперацию, поднятой газетой.

Опять таки, и здесь сделано газетой очень многое, но не все, что нужно. II здесь предстоит развить, расширить работу, опираясь, главным образом, на основной кадр газеты — рабочих корреспондентов.

Мы умышленно опускаем вопрос о содержании газеты. Она должна быть ясна для каждого читателя газеты. Приведенные выше пояснения к содержанию, рисующие, главным образом внутреннюю работу редакции, незаметную для постороннего глаза, создают полную картину положения газеты.

Что нужно сделать?

Не лишне ко дню печати наметить основную канву для нашей дальнейшей работы.

Газета, начиная с декабря прошлого года, проделала большой путь превращения из аппаратной в массовую рабочую газету. Эта работа дале­ко еще не закончена. Придется еще много работать для того, чтобы газе­ты еще больше приблизить к ее читателю — низовому рабочему. Это работа и в области языка, и в расширении круга освещаемых  в газете вопросов.

В области тиража газета сделала очень многое, увеличив его на 80%, а рабочую подписку почти на 1000 проц. Тем не менее, этого еще не достаточно. Мы имеем в губернии около 30.ООО членов профсоюзов, кроме того, сейчас, с присоединением Себежского, Невельского и Велижского уездов, получаем совершенно не обслуженных газетой рабочих и служащих. Поэтому ближайшей задачей газеты является увеличение тиража газеты до 7000 экз. Это не п воздушная" цифра. При том условии, если все партийные и профессиональные организации пойдут к нам навстречу, ее умело можно провести в жизнь.

Главная же работа — это расширение рабкоровской сети, обхват рабочей жизни не только одним отделом, а всей газетой.

Три задачи улучшение содержания газеты, увеличение тиража, расши­рение рабкоровской сети.

Мы их проведем, если газете в этом большом деле помогут парторгани­зация, все члены партии и профсоюзы.

 

Источник:

Березский, Б. «Псковский набат» ко Дню печати // Известия Псковского Губернского  комитета РКП (большев.). – Псков, 1924. – N 4. – С. 108-111.

 

Сего Дня

24 августа 1471 года

24 августа 1471 года

Великий князь Московский Иван III отправил псковские войска, стоявшие в новгородских Княжичах, домой...

24 августа 1616 года

24 августа 1616 года

Под Псков подошли шведские войска под командованием королевича Карла. Густав II Адольф предпринимает...

24 августа 1776 года

24 августа 1776 года

Екатерина II подписывает новый указ - «Об открытии Полоцкой и Псковской губерний». От объявленной в...

Выставки

23 августа 1944 года образована Псковская область

23 августа 1944 года образована Псковская область

23  августа 1944 года были образованы Псковская и Великолукская области.  Эти территории в...

Контакты

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Тел.: + 7(8112) 72-08-01

Эл.почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сайт: http://www.pskovlib.ru