«Скобарь – это звучит гордо!»: о псковских говорах и не только

День скобаряС 2011 г. в Пскове ежегодно проводится фестиваль «День скобаря» (1 октября). В преддверии праздничной даты мы решили вспомнить о происхождении и традициях фестиваля, а также рассказать об этимологии понятия «скобарь», своеобразии псковского характера, и, конечно, о псковских говорах – потрясающе интересном и уникальном явлении в истории русского языкознания.

«Псковский говор – не диалект, а самостоятельный язык, а скобари – нация»

(Владимир Винк, Великие Луки)

Псковский кузнечный дворИздавна Псков славится своими святынями, пейзажами, историей и культурой,  интересными традициями и обычаями, и еще – мастерством кузнечного дела. Именно ему посвящается ежегодный фестиваль «День Скобаря», который проводится на территории историко-этнографического центра «Псковский кузнечный двор». 

Так сложилось, что фестиваль не организовался в прошлом году, в 2018 и 2019 гг. планируется возрождение и продолжение  его традиций. А продолжать поистине нужно и важно!

Тематически праздник берет свое начало в истории Псковского края, который на протяжении многих веков славился кузнечным мастерством. Практически в каждой псковской семье был кузнец. По легенде, «скобарями» назвал псковичей Петр I после того, как не смог разогнуть скобу, выкованную местными кузнецами. Тогда по приказу царя псковские мастера начали изготавливать скобы для строящегося флота России.

скобарь

Однако значимость понятия кроется не только в его историческом происхождении, скобарь – это, прежде всего, характер. И, несмотря на то, что к слову «скобарь» у жителей Псковщины отношение неоднозначное, в большинстве своем бытует мнение, что оно имеет положительную семантику.

«Одна часть населения гордится самоназванием («я, мол, природный скобарь»), - пишет корреспондент газеты «Псковская правда Александр Донецкий, -  другая предпочитает вообще не употреблять это словцо, приравнивая его к слову «жлоб», ибо известно, что в других регионах России «скобарями» кличут хамоватых, невоспитан­ных людей. Что, согласитесь, обидно. Кто как не скобари столетиями стояли на западной границе и защищали Русь от немцев, поляков и прочих шведов?».

ПсковДействительно, никто ведь за всю историю не взял Псков в открытом и честном бою, не вошел в священный «Дом Святой Троицы». Дело не только в том, что Псков силен мощью лучшей в Средневековой Европе крепости. Сила скобаря – в твердости Православного Духа, его глубинного, искреннего, народного верования. Скобарь – это кремень, он славится крепостью, смелостью и упорством своего характера.  «Не так крепки стены, как крепок дух Псковский!», - говорится в истории славного города.

Вспоминая героические страницы древнего Пскова, один из русских писателей Леонид Федорович Зуров подчеркивал мирный характер псковичей:  «Не было в Пскове желания войны, ради войны, псковичи улюбили в мире со всеми жить добре. В договорах были искренни, чистосердечны и просты, сказывали правду. И славна всегда была в Пскове крепкая любовь к своему родному, политому кровью краю. Любовь возвела без усилий чудный град, окруженный стенами, довершенный Детинцем и увенчанный златыми соборными куполами». 

Об этом же говорят в своих стихотворениях псковские поэты Станислав  Золотцев и Ирина Яненсон:

С детства знаю, что пскович - не ангел, 
каменист бывает он и хмур. 
Только ни на Кубе, ни на Ганге 
не встречал я солнечней натур. 
Я людей чуднее и упрямей 
не встречал ни в джунглях, ни в Твери. 
Я собой останусь только с вами, 
братья и сестрички - скобари!

(С. Золотцев «Землякам», отрывок)

Прозвался скобарём за силу
Петром Великим неспроста;
Известен был на всю Россию
Скобарь - всем, верящим в Христа.
Известен был и иноземцам,
Своим стремленьем победить:
Литовцам, азиатам, немцам,
Что Русь хотели покорить.
Горяч, надёжен, импульсивен,
Он предан Родине навек,
Слегка упёрт, чуть-чуть наивен,
Но, в общем - добрый человек.

(И. Яненсон  «Скобарь», отрывок)

Лев Успенский. СкобарьО крепости и доброте псковского характера писали многие, даже те, кто не являлся коренным  псковичом. Вспомним Льва Васильевича Успенского, у которого есть повесть «Скобарь» из цикла «Записки старого скобаря», где за живыми узорчатыми зарисовками быта, нравов, характеров Псковщины встают неповторимые, невыдуманные картины времени и вырисовывается собирательный образ «скобаря», причастность к которому писатель с гордостью носил всю свою жизнь.

Лев Успенский бывал на Псковщине, некоторое время проживал  в д. Щукино Локнянского района,  о чем вспоминал: «Я уже ссылался, и впредь не раз сошлюсь на топонимию крошечного, но очень мне дорогого клочка русской земли – бывшей Михайловской волости Великолукского уезда Псковской губернии. Там, в чудесных древле обжитых местах, я жил в детстве и юности. Там каждое озеро-глушанек, каждая деревнюшка знакомы и памятны мне куда б о л ь ш е, чем свои пять пальцев»…».

Об этом удивительном человеке и о Псковской земле в его судьбе можно прочесть в статье современного великолукского краеведа и писателя Владимира Винка «Скобарь – это звучит гордо!».

«Все «скопское» у нас не наносное, оно у нас в крови, привнесенное в нее с молоком матери, - говорит Владимир Иванович, - А поэтому не сиюминутное, а вечное, от которого даже если захочешь избавиться, во веки веков не избавишься, как бы ни старался».

Особенно это касается уникальных псковских говоров, знать и понимать которые необходимо, поскольку они сохранили своеобразные ответы на многие вопросы филологов, историков, даже археологов.

Я пойду по утреннему Пскову,
Паровозной улицей пройдусь
И потоку мирному людскому
Широко, по-свойски улыбнусь.
Нравятся мне утренние лица,
Разговор неспешный у ворот.
Я дивлюсь: как мог он сохраниться,
Этот чудный псковский говорок.
Тот уже «ушедши» спозаранку,
Тот, «поевши» наскоро, спешит.
Парня повстречала псковитянка –
И в словах знакомые нам «ши».
Псковом прохожу, развесив уши,
Две старушки разговор ведут:
- Мой-то внук из армии «вернувши».
- А вот мой «попавши» в институт...
Те слова еще не отзвучали
И который век свое берут!
Ими провожали и встречали,
С ними на свидание идут.
И шуршат, как камешки на море,
Как на речке в осень камыши,
Наши «ши» в народном разговоре –
Весело,
занятно,
от души.

(Владимир Половников «Псковский говорок»)

словарьНастоящей сокровищницей сведений о псковичах и их речи является «Псковский областной словарь с историческими данными», выпускаемый лексикографами Межкафедрального словарного кабинета им. проф. Б.А. Ларина Санкт-Петербургского государственного университета  совместно с преподавателями Псковского государственного педагогического университета. На сегодняшний день вышло 26 выпусков словаря, работа по составлению следующих изданий  непрерывно продолжается.

Псковские говоры — явление в истории языкознания уникальное, они представляют собой древнейшую группу говоров, берущих свое начало в XIII-XIV вв. и сохраняющих свое единство и целостность на протяжении последующих веков до наших дней. Территориально они расположены на границе с другими восточнославянскими, а также балтийскими и финскими языками, и, конечно, имеют свои особенности даже в пределах Псковского региона.

Костючук ЛарисаЛариса Яковлевна Костючук, профессор кафедры русского языка Псковского педагогического университета, долгое время работающая над составлением словаря, отмечает, что «псковские говоры не являются монолитными, есть различия по ряду районов в области соответствующих языковых особенностей».

Так, в Гдовском, Плюсском, Струго-красненском районах (Северная зона) говоры характеризуются своеобразным оканьем. Тем не менее, и сюда медленно, но верно проникают и элементы аканья.  Поэтому в разговорах гостей жителям этих районов области не сразу удается привыкнуть к чуждому им принципу аканья, поэтому появляется звук [О] вместо закономерного звука [А], например: тОкая, кОкая, Офтобус, трОва.

Еще одной особенностью говоров этой территории является так называемое стяжение гласных, которое образовалось в результате утраты звука  [j], например: белА кофта, в новУ семью, синЕ море.

Есть особенности и в формах слов: в дательном и творительном падежах множественного числа употребляется одно окончание – АМ (идти за грибам – к грибам; ходить за ягодам – к ягодам). В гдовских говорах, в отличие от многих русских говоров, звук может отсутствовать даже в окончании третьего лица множественного числа у глаголов первого спряжения (Старики иду, т. е. «идут»; Оны там давно живу, т. е. «живут»).

Однако, особенно интересными, по мнению Л. Я. Костючук, являются лексические особенности псковских говоров. Так, на севере Псковской области есть слова «крупеник», «картофельница», «похлебуха» или «хлебанина» для названий соответствующего жидкого первого блюда, в отличие от «крупянка», «гульбениха», «подкрошка» в более южных районах области. Или: «кротовина» для названия кучки земли, нарытой кротом, в отличие от «кротина». Только в Гдовском и Плюсском районах отмечены слова «межвежаха», «межвежоныш» (с корнем медвед-), «моросичка» («мелкий дождь») и образования от корня бог – в прилагательных (и даже глаголах), обозначающих свойство бодливости у животных («Бык богастый, богливый, богальный»; «Корова забогала мальчика»).

воробейНа территории Бежаницкого и Локнянского районов бытуют «свои» слова, например, «кладушка» - то есть курица, несущая яйца или «капуста» - то есть щи. В Локнянском районе слову воробей соответствует «воробель», а в Бежаницком районе воробышка называют «воробьёныш». Большого медведя называют «медведягой». В активном употреблении находятся собирательные слова «медвежье», «грачьё», «волчье» (Бежаницкий район); «вороньяк» (Новоржевский район). 

На территории Куньинского района употребляются, например, слова: «выросток» - шкура молочного телёнка, «вепрь» - кабан, «зверюга» - зверь. В Великолукском районе - «галочье» (собирательное «слову галка), «медведёнок» - медвежонок, «гадина» - змея, «бойка» - прибор для сбивания масла, «картошница» - картофельное пюре. В Великолукском и Новосокольническом районах распространено собирательное слово «курье» (куры).

медведицаВ лексике северо-восточных говоров, куда входят Дедовичский, Дновский, Порховский районы, много отличий от других псковских диалектов: в Порховском районе «дятель», а не дятел; «пиавка», а не пиявка; большой медведь - «медвежуга». В этих говорах говорят: не щи, а «капуста или крошево»; не воробей, а «пасак» (Порховский район) или «быхан» (Дновский район); не мелкий дождь, а «памарга». 

В Невельском районе отмечены следующие слова: «жоров» - журавль; «горобец» - воробей; «снеданье» - процесс еды. В Себежском районе особенно активны такие слова: «дятель»; «ведметяка» - большой медведь; «гульбениха» - картофельное пюре. В Усвятском районе зафиксированы слова: «слепыш» - крот, «бирюк» - волк, «бздюк» - хорёк.

сердце

Перечислять уникальные для псковской речи слова можно очень долго, ведь недаром выпускается исторический словарь. Эта тема бесконечно интересна и бескрайне удивительна. Важно то, что богатство псковских говоров свидетельствует о прозорливости и индивидуальности псковичей, которые испокон веков всё «делали по-своему, не как другие: и строили по-своему, и  управляли городом, и  иконы писали в собственных традициях».

День скобаря

Такую же неповторимость и уникальность имеет и упомянутый выше ежегодный псковский праздник «День скобаря». Берущий свое начало в 2011 году, год за годом он развивается и пополняется новыми смыслами и традициями. Ведь кроме поддержания и развития интереса к кузнечному делу, «День Скобаря» имеет мощную нравственную составляющую. Он смело и верно напоминает нам о том, что «Скобарь – это звучит гордо!». Скобарь – это не только кузнец, делающий скобы, а  прежде всего - сильный, умный, трудолюбивый, гостеприимный,  широкой и щедрой души человек.

Ты в сердцах назвал меня - скобаркой - 
С жаждою обидеть… 
Только знай: 
Нет молве желаннее подарка, 
Чем в судьбе звучащий Псковский край! 

Чем просторы гордого Довмонта 
И закаты цвета янтаря. 
Где царь Петр, в пораженьи с фронта, 
Пушки лил из бронзы. У Кремля 

Прах веков лежит на светлых стенах, 
По границам вновь ведя дозор. 
Примиряет грешных и блаженных 
Златоглавый Троицкий собор 

В месте, где сошлись лучи троично. 
По крещенью - праздничный елей*, 
Град Небесный - Псков - во всём величье 
Домом Бога признан у людей. 

Сам того не ведая, признаньем, 
Объяснил, что я живу в родстве 
С теми, кто в сражениях бескрайних 
Устоял во лжи и хвастовстве. 

И теперь, как снадобится сила, 
Отстоят достоинство страны 
Кровью предков, в их текущей жилах, 
Доблестные псковские сыны. 

Слышишь пыл и гомон у Великой, 
Водами вбирающей Пскову? 
Станут скоро девки любых кликать, 
Только я с собой не позову 

Впредь тебя. 
Не зря назвал назвал скобаркой - 
Град мой ждёт, с реки встаёт заря. 
Статься, будет лето нынче жарким - 
Замуж я пойду… За скобаря!

(Светлана Размыслович, «За скобаря!»)

С интересом и искренней надеждой мы будем ждать новостей от организаторов фестиваля. А пока – пополняем свои знания об истории, культуре и традициях нашей древней Псковщины.

кузнечный двор

И с грустью вспоминаем человека, который неизменно стоит у истоков этого чудесного фестиваля. Евгений Вагин. Потрясающе талантливый кузнец, многогранный художник-реставратор, поэт, замечательный человек. Человек, которого в Пскове, наверное, знали все. Он  умел трудиться руками и сердцем, а труд кузнеца превратить в радостную игру.

Евгений Вагин

…И не свечи поставлю, а горн разведу,
Огнем душу согрею, беду отведу.
Я тебе скую розу алую,
Окроплю ее водой талою.
Разогрею железо до белого,

И подков я на счастье наделаю.

Чтоб хватило всем, и тебе и мне:
Я одну подкову оставил себе.
А на день Кузьмы и Демьяна
Разгуляюсь я, слегка пьяный, —
Сброшу я рукавички и фартучек:
За Кузьму приму пару чарочек.
Ты гори, уголек, не сгорай,
Не хочу я ни в ад и ни в рай,
Пусть судьба моя — узница,
И вся жизнь моя — кузница!    

(Евгений Вагин)

В ночь на 3 февраля 2018 года Евгения Вагина не стало. А его кованая роза горит алым пламенем до сих пор в сердцах людей, горячо его любивших.

Спи спокойно, кузнец, 
Ты не только ковал, 
Ты - поэт и певец 
Души нам согревал, 
Души нам согревал… 
Стыл февраль, 
Пел металл, 
Злого рока спираль, 
Горн пылал, 
Горн пылал… 
Спи спокойно, кузнец – 
Настоящий скобарь
, 
Роз узор и сердец, 
Колоколил звонарь, 
Колоколил звонарь… 

/Владимир Павлов, Великие Луки/

кованая роза

Литература:

  1. Винк В. И. Скобарь – это звучит гордо. Очерк // Скобари: сборник произведений псковских писателей / Выпуск второй - Псков: «Псковская литература». 1999. – С. 161-167.
  2. Золотцев Станислав Александрович. Звезда и крест Победы: книга стихотворений и поэм / Станислав Золотцев. - Псков: Издательство Областного центра народного творчества, 2005. - 268 с.
  3. Псковская энциклопедия. Главный редактор - А. И. Лобачёв. Псков, Псковское региональное общественное учреждение - издательство «Псковская энциклопедия», 2007.
  4. Успенский, Л. В. Рассказы: [рассказы из цикла «Записки старого скобаря»] // Успенский, Л. В. За языком до Киева / Лев Успенский. - М.: Лениздат, 1988. – С. 263-328.
  5. Яненсон Ирина Алексеевна. Путь судьбы : сборник поэзии / Яненсон Ирина Алексеевна , Минченок Анна / Ирина Яненсон ; [ил.: Анна Минченок и др.]. - Себеж : [б. и.], 2012. - 295 с.
  6. Донецкий А. А за скобаря ответишь // Псковская правда – 30 сентября 2011 - [Сайт] – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pravdapskov.ru/rubric/29/7949/rubric/ (Дата обращения: 10. 09.2018)
  7. Костючук Л. Я. О псковских говорах // Псковская губерния – 8 февраля 2001 - [Сайт] – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gubernia.pskovregion.org/number_26/7.php (Дата обращения: 09.09.2018)
  8. Псковский областной словарь с историческими данными. История создания // Словарь-online [Сайт] – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pos.spbu.ru/about/history/ (Дата обращения: 11.09.2018)
  9. Памяти Евгения Вагина// Псковская правда – 5. 02. 2018 - [Сайт] – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://hraniteli-nasledia.com/articles/in-memoriam/pamyati-evgeniya-vagina-kuznetsa-i-poeta/ (Дата обращения: 12.09.2018)
  10. Разумовская А. Г. Псков в восприятии писателей-эмигрантов / «Псков как «предмет» осмысления в творчестве Л. Зурова, С. Черного, Ю. Иваска ...» // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pdf.knigi-x.ru/21yuridicheskie/300430-1-udk-8209-razumovskaya-pskov-vospriyatii-pisateley-emigrantov-state-rassmatrivaetsya-pskov-kak-predmet-osmi.php (Дата обращения: 12.09.2018)
  11. Ткаченко Александр, Таскаев Андрей. Псков: Как жил древний город? // Православный журнал Фома - № 12 (128) декабрь 2013 - [Сайт] – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://foma.ru/pskov-kak-zhil-drevnij-gorod.html (Дата обращения: 11.09.2018)

Голубева Антонина, пресс-служба

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сего Дня

16 октября 1465 года

16 октября 1465 года

Архиепископ Новгородский и Псковский Иона прибыл мирить псковичей с новгородцами. После длительной р...

16 октября 1819 года

16 октября 1819 года

Архиепископ Псковский Евгений (Болховитинов) пишет из Пскова библиографу Публичной библиотеки В. Г....

16 октября 1879 года

16 октября 1879 года

Археологической комиссии представлен труд Годовикова «Описание и изображение древностей Псковской гу...

Выставки

Александр Невский - защитник земли Русской

Александр Невский - защитник земли Русской

Князь Александр Невский прославил свое имя в борьбе со шведами, немцами и литовцами, которые стремил...

Конкурс

Итоги конкурса «Псковская книга – 2017»

Итоги конкурса «Псковская книга – 2017»

17 апреля на открытии XV Международного книжного форума «Русский запад» были награждены победители о...

Контакты

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Тел.: + 7(8112) 72-08-01

Эл.почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сайт: http://www.pskovlib.ru