«Явили миру Красоту!» – псковским художникам посвящается

8 декабря отмечается Международный день художника. К празднику мы предлагаем ознакомиться с творчеством художников – уроженцев Псковской земли, каждый из которых уникален в своей художественной манере и своеобразии таланта. В. К. Турбасов  (1895 – 1986), А. С. Силин  (1921-2010),  Н. А. Комолов  (1925-1983), К. М. Громов (1917-2001),  П. Д. Мельников  (1907-1987) – пять потрясающих имен!

Владимир Кузьмич Турбасов (1895-1986) – русский художник, искусству живописи учился у выдающихся мастеров и педагогов - Н. К. Рериха, А. А. Рылова, И. Я. Билибина.

«Владимир Кузьмич родился в 1895 году в Пскове. Происходил он из крестьянской семьи. Известно, что родиной матери Турбасова была деревня Большое Загорье (Псковский район), а дед служил у помещика кучером и был крепостным. У будущего живописца рано появились способности к рисованию. Ещё в детстве Турбасов пытался копировать иконы и рисовать портреты домочадцев. А первые профессиональные навыки Владимир Кузьмич получил от художника П.М. Коренева, выпускника Петербургской Академии Художеств, который преподавал в Городских рисовально-технических классах, размещавшихся в Поганкиных палатах».

(Е. И. Никандрова, «В. К. Турбасов: страницы жизни и творчества художника»)

Турбасов В. К.В 1913 году Турбасов уехал из родного города в Петроград, где был принят в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Однако летом 1914 года художник вернулся в Псков на каникулы, и создал потрясающие пейзажи в технике масляной живописи, воссоздающие окрестности Пскова - «Солнечный день», «Лучи солнца», «Погост Любятово». После окончания Школы, Турбасов был призван в армию.

Полноценная же творческая деятельность художника началась с 1919 г., по возвращении в родной Псков. К этому же периоду относится одна из самых известных его работ   «Девушка под вуалью». По свидетельству автора, она была сделана в 1919 г. в псковском драмтеатре, где он работал художником. Другой сферой его творчества явилось агитационно-массовое искусство. Он изготовил и расписал знамя Псковской караульной роты (1920 г.), создал для различных учреждений города (и более всего для Дома Красной Армии) множество панно, стендов, плакатов агитационного содержания.

В. К. Турбасов. Погост Любятово

В. К. Турбасов. Погост Любятово

Силин А. С.Синева Чудского озера, заповедные леса Гдовщины, Великая Отечественная война, Сталинград, Вильнюс, Псков – темы и сюжеты творчества еще одного псковского художника – Александра Семеновича Силина (1921-2010).

Истоки живописного видения мира заложены в детстве художника, которое прошло на берегу Чудского озера, в деревне Чудская Рудница. Здесь он родился 22 июня 1921 г., здесь закончил начальную школу, и впечатления о природе озёрного края глубоко проникли в его сознание и определили всю дальнейшую судьбу.

Образование художник получил в Вильнюсском Государственном художественном институте, где учился у опытных преподавателей Л. Войнекише, И. Жебенькене, А. Гудайтиса, Н. Петрулиса. 

В 1963 г. Силин возвратился в Псков, где его творческая жизнь приобрела особую интенсивность: организационная деятельность в Псковском отделении Союза художников; Детская художественная школа, которой он посвятил более 20 лет, дав путёвку в жизнь многим ныне известным художникам-псковичам и - собственно творческая работа живописца, не прекращавшаяся все отпущенные ему судьбой годы ни на один день.

Силин А.С.

«Центральное место в творчестве Силина занимает тема жизни рыбацкого края. На берегах Псковского озера, где прошли его юношеские годы, он впервые увидел природу глазами художника и создал свои многочисленные произведения. Вероятно именно озёрная стихия - подвижная, вбирающая в себя отражения неба, облаков, неожиданно преобразующая их в сверкании своей водной ряби - и заложила когда-то основы живописного видения художника. Возможно, именно отсюда идут цветные, форсированные, трактованные почти декоративно рефлексы, выполняющие также функцию объединяющей тональности. А его излюбленная цветовая палитра словно бы замешана на «озёрных» сине-голубых и бирюзово-зелёных красках».

(Наталья Салтан, «Я пью из озера-ладони живую воду бытия…») 

Силин А.С. Псков зимой

Силин А.С. Псков зимой

Картины Александра Силина наполнены светом и любовью, потому что он имел в себе умение мыслить радостно и видеть мир прекрасным, несмотря на послевоенную разруху и боль от потерь. Как-то Валентин Серов отметил: «Я хочу таким быть - беззаботным, в нынешнем веке пишут все тяжёлое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное», и в этом стремлении выразить радость земной жизни и состояла поэзия живописи этого художника.

Силин А.С.

КомоловВ истории псковской живописи есть представители и наивного искусства -  самодеятельные художники,  не получившие профессионального образования, но явившие на суд зрителя не менее интересные образцы искусства, нежели их профессиональные соратники.

Наиболее известным наивным псковским художником является живописец Николай Александрович Комолов (1925-1983). Известно, что с конца 1970-х жил в Псковской области, где и начал заниматься живописью.

«Редкостный врожденный дар живописца позволял ему бесстрашно и свободно творить на холсте свой мир. Это прекрасная, цветущая и в то же время тревожащая душу земля, населенная разными людьми. Здесь и кумиры художника («Пушкин среди народа»),   и персонажи русской истории («Вороний камень»), и люди, казалось бы обычные. Однако каждый из них, обретая жизнь в пространстве картин художника, впитывая экспрессию его чувств, становится значительным, незабываемым»

(Наталья Салтан «Галерея наивного искусства Псковского музея-заповедника»)

Н. А. Комолов.  Вороний камень

Н. А. Комолов Вороний камень

Н. А. Комолов. Я был рожден для жизни мирной

Н. А. Комолов. Я был рожден для жизни мирной

Громов К.М.Еще один самобытный живописец – Константин Михайлович Громов (1917-2001) – уроженец г. Себежа, художественная деятельность которого была тесно связана с краеведческой. Живописью Громов начал заниматься в 1930-х гг., соединив ее с работой в Себежском музее, где в разные годы был оформителем, экскурсоводом, научным сотрудником и директором.

«Благоговейное отношение к «идеальным образцам», какими еще в юности казались ему муляж яблока или чучело птицы, соединялись в Громове с ярким романтическим восприятием мира, восторженной убежденностью в том, что природа бесконечна в своей изобретательности и не знает повторений. Особенно привлекали Громова феномены цвета, являющегося особенностью края озер».

(Наталья Салтан, там же)

 

Себежскому краю посвящены многие работы художника, в том числе «Вечер над г. Себежем» (1967) и «Дары леса» (1978).

gromov 001

Обаятельные по колориту, они полны ярких, насыщенных красок, и это закономерно – как иначе можно изобразить нашу русскую природу, ее традиции, праздники и  характеры? Только ярко, полно и с размахом, вровень с истинно русской душой.

gromov 002 gromov 003

Мельников П.Д.

Стариной пронизаны картины еще одного самобытного художника – Павла Дмитриевича Мельникова (1907-1987), который также не имел профессионального образования, что, однако, не умаляет его таланта.

На его полотнах изображен Изборск - древний и прекрасный город - воин на Северо-Западе Руси, обладающий уникальным ландшафтом с его холмами, перелесками, маленькими речками, озерами, древней крепостью и старинными храмами.

«Никола на городище», «Уголок Изборска. Часовня Флора и Лавра», «Иней», «Осень», «Изборские дали», «Снег идет», «У крепостной стены», «У стен Изборска» - самые известные работы из богатейшего творческого наследия Мельникова, которое значительно и по художественно-историческому масштабу, и по тому неоценимому вкладу, который он внес в историю древнего русского города. Ведь Павел Дмитриевич был еще и историком-краеведом, одним из создателей Изборского музея. 

Мельников П. Д. Изборская крепость, вид с кладбища

Мельников П. Д. Изборская крепость, вид с кладбища

П. Д. Мельников. Вход в изборскую крепость

П. Д. Мельников. Вход в изборскую крепость

П. Д. Мельников. Малы П. Д. Мельников. Снег идёт

П. Д. Мельников. Малы и Снег идёт

*****

Живописные картины представленных художников воссоздают Псковский край во всей его красоте. Здесь есть место и истории, и современности, и ярким краскам, и серым будням. Но каждый сюжет по-своему прекрасен.

Крутых эпох здесь вижу переплёт,
Всего, что в мире временно и тленно,
Всего, что было, будет и пройдёт...
Земля и небо будут непременно.

Земля и небо, и Святой собор,
И город, и стена здесь будут властны,
И новый мир, и солнечный простор,
И люди, что к судьбе его причастны!

(Стихи В. Мухина)

Подробнее о судьбах представленных (и не только) художников можно узнать на ресурсах библиотеки: сайт «Псковиана», раздел «Краеведение. Художники», сайт «Знаменитые люди культуры России на карте Псковской области», раздел «Живопись».

Поздравляем всех, кто неравнодушен к миру живописи, и, конечно, художников – творцов прекрасного бытия, которые всегда - под крылом Красоты!

Голубева А., пресс-служба ПОУНБ

Сего Дня

18 апреля 1888 года

18 апреля 1888 года

Псковское отделение Российского общества покровительства животных издало специальное постановление о...

Выставки

Александр Невский - защитник земли Русской

Александр Невский - защитник земли Русской

Князь Александр Невский прославил свое имя в борьбе со шведами, немцами и литовцами, которые стремил...

Псковские факты

Кобылье городище

Кобылье городище

«Псковская пятница» приглашает на виртуальную экскурсию по Кобыльему городищу и посвящена 779-летию...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru