Лысюк Виктор Владимирович

К юбилею художника Виктора Владимировича Лысюка (1954)

Виктор Лысюк12 апреля 2019 г. свой 65-ти летний юбилей отмечает Заслуженный художник Российской Федерации, председатель Псковского регионального отделения Союза художников России Виктор Владимирович Лысюк (1954). В канун знаменательной для художника даты – поразмышляем: о сюжетах и темах его живописных полотен, значении и красоте искусства в целом, и, конечно же, о Пскове – городе, вдохновляющем даровитые сердца.

Однажды, комментируя одну из своих самых известных работ – «Псковский Кремль» (2007),  Виктор Владимирович Лысюк сказал: «Свою задачу я вижу в том, чтобы написать простой мотив – несложный, немудреный, но чтобы он вызывал высокие чувства – и любовь к Родине, и гордость за нее. Поэтому высокий смысл картины в том, чтобы она будила высокие мысли». Невольно вспоминаются пушкинские строки: «И долго буду тем любезен я народу, /Что чувства добрые я лирой пробуждал…». Высокая идея о силе духовного воздействия искусства, способного пробуждать в человеческих сердцах лучшие качества - доброту, милосердие, терпимость – оказалась для Виктора Владимировича Лысюка определяющей в творчестве, а пушкинская тема, как олицетворение истинно нравственного начала, стала сюжетом многих его пейзажей: «Осень в Тригорском», «Петровский парк. Осень» (1996), «Вечер» (2007), «Разлив на Сороти» (2010), «Мельница в Бугрово» и других.

Петровский парк. Осень. 1996 г.

Петровский парк. Осень. 1996

«Пушкинская тема сопровождает художника на протяжении всей его творческой биографии. Студентом Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Виктор Лысюк погружается в неисчерпаемый мир Михайловского. Далее – дипломная работа: проект росписи Научно-культурного центра в Пушкинских Горах «Крестьяне пушкинского времени на сенокосе». После окончания Академии художеств в 1986 году его направляют на работу в Псков. С этого времени пушкинские мотивы становятся неотъемлемой частью творчества»

(Дарья Плотникова, главный хранитель музейных фондов Пушкинского Заповедника).

Конечно, творчество художника не ограничивается только пушкинской темой: многие полотна посвящены псковским красотам. Например, упомянутая выше картина «Псковский кремль» (2007),  триумфальное шествие которой  началось с выставки в Московском Кремле,  и за которую художник получил золотую медаль Союза художников России «Традиции. Духовность. Мастерство».

Виктор Лысюк. Псковский кремль

"Псковский кремль"

Или другие работы: «Весна на Великой» (2008), «Зимний Псков», «Мальской монастырь» (2011), «Устье реки Псковы. Солнечный день». Все они воссоздают первозданную красоту псковской природы в ее гармоничном сочетании с историческим прошлым. Примечательно, что на этих полотнах художнику удалось передать созерцательную, умиротворенную атмосферу Псковщины, хотя он – не коренной пскович: родился Виктор Владимирович 12 апреля 1954 г. в селе Валентиновка Одесской области на Украине. Учился в Одесском художественном училище имени М. Б. Грекова (1969 - 1976 гг.) и в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (1980 - 1986 гг.).

Виктор Лысюк. Зимний Псков

"Зимний Псков"

В период 1990-2000-х гг. были написаны многие пейзажи: «Зимний сад» (1984), «Деревня Петровское» (1985), «Зимари. Осенние поля» (1987), «Петровский парк. Осень» (1996) и другие. Они полны умиротворения, «дышат» воздухом солнечного раздолья и тихой прелести русской природы. Особенно выделяется последняя картина, изображающая буйство осенних красок и одинокую фигуру, в которой, без сомнения, можно узнать великого поэта, влюбленного в осень. Смотришь на полотно и вспоминаешь его строки:

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
 (А. С. Пушкин «Осень», отрывок)

Зимари

Зимари. Осенние поля. 1987 г.

Эта картина показательна еще с точки зрения основных приоритетов творческой концепции художника: для него первостепенную ценность представляют окружающий мир и человек, неизменно находящийся в гармонии с ним. Во многом эти принципы определились еще в 80 – е гг., когда молодой художник для прохождения летней практики приехал в Пушкинский Заповедник. Волшебная красота Пушкиногорья, где все говорит о Пушкине, задушевное общение с Семеном Степановичем Гейченко, пробудили в художнике потрясающий талант пейзажиста. Семен Степанович, открывая выставку художника в 1988 году, писал: «Живя в Пушкиногорье, художник глубоко проник в тайны природы этих мест. В его произведениях звучит эхо Пушкина – его стихов и строф деревенских глав «Евгения Оенгина». Рассматривая произведения художника, зритель не может не чувствовать вдохновенность мастера».

Портрет С.С. ГейченкоВ тот же год Виктор Лысюк написал портрет Пушкиногорского Хранителя – «Портрет С. С. Гейченко» (1988): в окружении книг, рукописей и атмосферы музейной тишины. Мудрый, проникающий в глубины человеческой души, взгляд Семена Степановича делает это полотно «живым», настоящим.

Впрочем, живой отклик у ценителей прекрасного находят все картины Виктора Лысюка. Это как раз тот случай, когда и для души и в душу, поскольку создано во имя искусства добра: «...Священно и с благодарностью принять дар, определенный Создателем, а также с большой ответственностью распорядиться им, не потеряв при этом чистого и восторженного восприятия мира, понимая, что искусство обладает способностью влиять на других людей - это, по-моему, сверхзадача для художника вообще и для меня в частности...», - говорит художник.

Живопись обладает потрясающим влиянием на человека: это и искусство разговора – с его восприятием, жизненным опытом и душой, и искусство роста и воспитания – его духовности, характера, уровня эстетического и нравственного развития. И, конечно, это искусство гармонии, когда, глядя на полотна, мы хотим размышлять, мечтать, прикасаться к вечным истинам и становиться чище.  

Виктор ЛысюкВсе эти грани живописного искусства удивительно сочетаются в творчестве Виктора Владимировича, которое он с успехом демонстрирует в Пскове и за рубежом. Участвовал в выставках: «Кремли России» (Москва),  «Россия - 10» (Москва), «Российский Север» (Великий Новгород),  «100 автопортретов художников России» (Москва), «Искусство наций» (Москва). Его работы находятся в музеях Псковской области и частных коллекциях России и зарубежных стран (Германии, Италии, США, Израиле, Китае). Многие полотна вошли в альбом «Виктор Лысюк. Живопись», выпущенный в 2007 г. Пушкинским Заповедником.

Подводя итог, хочется сказать, что жизнь Виктора Лысюка – деятельный пример достойного труда во имя сохранения российской культуры. Понимая важность духовности в пространстве нашего древнего города, художник принимает активное участие в его творческой и общественной жизни. Являясь членом псковского Градостроительного Совета и членом совета по культуре при Городской Думе, он ратует, борется за процветание и развитие Псковской земли. Есть у него «настоящая душа, хорошая оптика, большое хотенье и духовная простота», о которых говорил еще С. С. Гейченко своему другу, художнику В. М. Звонцову. А это значит, что столько еще впереди – планов, свершений, успехов. Поздравляем художника с предстоящим юбилеем - вдохновения в творчестве,  терпения в труде и воплощения всех задуманных чудес!

Деревня Петровское. 1985 г.

Деревня Петровское. 1985 г.

Литература:

  1. Плотникова Д. «Но там и я свой след оставил…». Выставка живописи В. В. Лысюка из фондов музея и частных коллекций // Гос. мемор. ист.-лит. и природ.-ландшафт. музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" – Сайт – Электронный ресурс - Режим доступа: http://pushkin.ellink.ru/museum/exh/exh14/exh310.asp (Дата обращения: 08.04.2019)
  2. Лысюк Виктор Владимирович. Живопись : [альбом] / Лысюк Виктор Владимирович / Виктор Лысюк ; Гос. мемор. ист.-лит. и природ.-ландшафт. музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" ; [авт. проекта Г. Н. Василевич]. - Сельцо Михайловское : [б. и.], 2007. - 28, [1] с.

Голубева А.

Сего Дня

6 октября 1368 года

6 октября 1368 года

К Пскову подступила немецкая рать и пожгла Запсковье и Полонище. В это время в городе не было н...

6 октября 1500 года

6 октября 1500 года

Погорело все Запсковье.

6 октября 1517 года

6 октября 1517 года

Штурм Опочки и победа над князем Острожским.   Опочку, Воронич и Велье осадили польские, литовс...

6 октября 1581 года

6 октября 1581 года

Польская батарея начала обстрел Пскова. Польская батарея, расположенная у Мирожского монастыря, нача...

Выставки

Объекты культурного наследия Пскова, включенные в список ЮНЕСКО: обзор памятников и книг

Объекты культурного наследия Пскова, включенные в список ЮНЕСКО: обзор памятников и книг

16 ноября 1945 года была создана Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки...

Псковские факты

Псковская земля в картинах Николая Рериха

Псковская земля в картинах Николая Рериха

Рерих Николай Константинович (27 сентября [9 октября] 1874 года, Санкт-Петербург — 13 декабря 1...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru