Театральный калейдоскоп 20-х годов

teatr20gody600Начало 1920-х годов XX века новой России историки описывают как время гражданской войны, голода и разрухи. Псковичам жилось очень трудно, тем удивительнее желание участвовать в общественной и культурной жизни.

В дни голода и неустройства в Пскове, кроме не прекращающего работу государственного театра имени Пушкина, появилось большое количество любительских театров, студий, кружков, клубов и объединений самого различного направления.

Ресурсов для постановок не хватало: проблемой были декорации и костюмы, не хватало руководителей – профессионалов, поэтому все создавалось на энтузиазме людей. Коллективы появлялись и распадались, объединялись и реформировались, боролись за внимание зрителя – околотеатральная жизнь просто кипела.

Театр имени А. С. Пушкина в этот период осуществлял постановки с огромными усилиями. Труппа формировалась на сезон. Репертуар был неровный, наибольшим успехом пользовались мелодрамы, исторические костюмные пьесы и комедии. Революционный и социальный репертуар оказался менее посещаемым, а классиков за исключением Островского почти не ставили.

Оценивая театральную жизнь послереволюционных лет, газета «Псковский набат» писала, что театральное дело находится в упадке. Критики отмечали плохую организацию, слабый репертуар, недостаточность артистических сил. Для изменения ситуации весной 1920 года в псковский театр были приглашены артисты из Петрограда во главе с режиссером Эрмитажного Показательного театра Анатолием Васильевичем Турцевичем.

«Профессиональный десант» оказал огромное влияние на работу не только государственного театра, но и любительских объединений, некоторые из которых развились в серьезные театральные коллективы.

teatr20gody 2

21 декабря 1919 года по инициативе культпросвета по­литотдела дивизии была организована Музыкально-драматическая студия красноармейцев. Репетиции проходили в помещении гарнизонного клуба «Красная Звезда», который разместился в бывшей духовной семинарии по Великолуцкой улице. Для работы «красноармейского театра» был приглашен Турцевич и другие профессиональные артисты. Ставилась задача привлечь зрителя для чего требовалось организовать лучшие «концертные силы», план первых постановок включал «Женитьбу Бальзаминова» и «Доброго барина» Островского, «Борьбу» Горварти, «Ревизора» Гоголя, «Горе от ума» Грибоедова, «Павла I» Мережковско­го.

Театральный инструктор политотдела дивизии Брониковский писал в пояснительной записке «Следует ожидать, что труппа политотдела, пополненная выдающимися драматическими силами.., даст зрителю здоровую духовную пищу, в которой так нуж­дается рабочий пролетариат, уставший после ложного буржуазного те­атра с его извращенными вкусами». Красноармейский театральный кол­лектив предполагал осуществлять выезды на фронт и в военные части «для обслуживания духовных запросов красноармейцев в про­межутки их отдыха после тяжелой боевой жизни в суровых условиях военной обстановки».

В 1920 году силами красноармейцев и артистов драмтеатра им. А. С. Пушкина с большим успехом  прошли спектакли «Старина»  Аверченко, «Предложение» Чехова, «Без протек­ции». Стоит напомнить, что в театральный вечер традиционно входило концертное отделение.

1 октября 1920 года в «Красной Звезде», преобразо­ванной в районный клуб, открылась «Мастерская народной драмы», которая объединила все драматические кружки и студии, существовав­шие при воинских частях и красноармейских клубах.

«Мастерская…» расширила деятельность: студийные занятия велись ежедневно по довольно содержательной программе, где наряду с лекциями силами артистов ставились показательные спек­такли. Слушателями могли стать не только красноармейцы, но и члены их семей, жители Пскова по рекомендации двух слу­шателей. На многие занятия специально приглашались школьники. Имевшаяся при клубе сцена была переоборудована по системе общедоступного театра Гайдебурова. В ка­честве преподавателей выступали представитель народного образования, музыканты, артисты и режиссеры. Спектакли ставились как на коммерческой, так и на благотворительной основе.

Весной 1919 года музыкально–драматический кружок оборудовал в помещении бывшей Мариинской гимназии по улице Некрасовской, дом 9 Теат­ральное зало «Юность», где осуществлял представления разных форм силами учащихся.

Газета «Псковский набат» описывала вечер 21 апреля 1919 года: «Музыкально-драматический кружок учащихся устроил в русском стиле вечер-ярмарку. Бояре, боярыни, послы, стража, дьяки, народ в русских костюмах, хо­роводы и др.. все это действительно отражало русскую жизнь в стари­ну». Публика посещала «зало» охотно и с интересом.

В помещении по улице Гоголевской, 6 уездно-городской отдел народного образования 17 мая 1920 года открыл Единую театраль­но-музыкальную студию.  Ее деятельность во многом была организована так же, как «Мастерская народной драмы». К работе в студии были привлечены квалифицированные преподавательские силы, программа занятий была обширной и разнообразной. Были курсы по искусству и истории театра, сценоведению, музыке, ритмике, вокалу и декламации.

Когда в мае 1922 года в Пскове открылся драматический техникум, схема занятий, которые проходили три раза в неделю готовили артистов: поста­новка голоса, выразительное чтение, искусство актера, ритмика, акро­батика, история искусств, психофизиология. Обучение продолжалось три года, после чего выпускники техникума разъехались по уез­дам, чтобы возглавить в глубинке драматические кружки, самодеятель­ные театральные студии. Некоторые продолжили теат­ральное образование и стали профессиональными артистами. Учащиеся техникума часто показывали псковичам свои учебные спектакли.

8 октября 1921 года в помещении бывшего кино­театра «Рекорд», который находился на Плоской улице (сейчас здесь находится Псковская областная универсальная научная библиотека) работал Театр деревообделочников «Проле­тарское искусство».  При активном участии профсоюзов из рабочих была организована собственная труп­па театра. Заявленная цель «давать именно пролетар­ское искусство, чего у нас так мало».

12 июля 1920 года в помещении бывшего летнего театра в Черехе состо­ялось открытие рабоче-крестьянского театра, где силами драматичес­кого кружка, созданного благодаря энергии и усилиям учителя Черехинской школы Григорьева, была поставлена первая пьеса «Чужое добро впрок не идет». В состав кружка входили учителя и рабочие, а зрителями была исключительно местная крестьянская молодежь. 

Идея создания театра для молодежи и юношества витала в воздухе. Одна из таких попыток – открывшийся 24 сентября 1922 года театр «Культура». Псковский спортклуб осуществил несколько постановок, но не имея профессиональной поддержки и понятного репертуара «не сумел привлечь и приучить к себе зрителя», - отме­чалось в газете.

Было несколько нереализованных предложений о создании театра для детей. Следует отметить, что несмотря на отсутствие специального театра, в Пскове шли спектакли для детей. Наиболее удачным в 1920 году был «Кот в сапогах» в постановке Турцевича.

afisha kot

Обязательным событием стало появление Театра рабочей молодежи (ТРАМ). ТРАМы и агитационные театры, организовывались по всей стране. Основными участниками и зрителями в них была фабрично-заводская молодежь. ТРАМы работали только с современным материалом. В основе постановок были идеи Пролеткульта. Эти Пролетарские культурно-просветительные организации были созданы при Наркомате просвещения еще в 1917 году и подразумевали массовое культурно-просветительское и литературно-художественное движение пролетарской молодежи.

Пролеткульт отвергал классику и не придавал большого значения режиссуре и искусству актеров, зато проблемы освещались самые острые и злободневные. Актер должен был играть самого себя и быть не персонажем, а «взволнованным докладчиком», общающимся с залом. Одним из мест для проведения репетиций был зал Поганкиных палат. 

Губернский Показательный театр с появлением ленинградского творческого десанта работал с тем же творческим кадровым составом. Под руководством Анатолия Васильевича Турцевича были осуществлены успешные постановки социальных драм: Голсуорси «Борьба», Андреева «Рассказ о семи повешенных», Блока «Двенадцать».

Показательный же театр устраивал довольно много бесплатных или льготных спектаклей для членов профсоюзов, красноармейцев, учащейся молодежи; был популярен и посещаем. Совместно с участниками других студий проходили тематические и просветительские концерты классических произведений русских композиторов.

Агитационный театр – непременное учреждение ранних лет существования Советской России. Псковский агиттеатр заявил о себе ярко, но финансовые трудности быстро привели его к закрытию через несколько месяцев. Несколько раз агиттеатр возрождался благодаря поддержке агитпропотдела губкома РКП (б). С агиттеатром сотрудничали профессиональные режиссеры.  Пресса положительно отзывалась о постановках пьес «Савва», «Король и мужик», «Дантон». По количеству выездных выступления в трудовых коллективах, колхозах и совхозах губернии Агитационный театр был на первом месте.

teatr20gody 1

Не могла остаться в стороне от театрального движения деревенская молодежь.  Правда, Колхозно­-совхозный театр появился позднее - 1 июля 1935 года по постановлению бюро Псковского окружкома ВКП(б). Базой, поскольку предполагались и выездные спектакли, стал совхоз «Быстрецово» Карамышевского райо­на, где был оборудован хоро­ший большой дом, зрительный зал на 400 зрите­лей. Это был первый в тогдашней Ленинградской области колхозно-совхозный те­атр.

Возникновение и существование театральных коллективов в те годы приветствовалось государством, которое в то же время регулировало идеологические установки. Но в трудные 20-е годы  любительские и профессиональные театры несли просвещение и развлечение, были массово посещаемым зрелищем.

Дополнительные материалы:

Никандрова, Ирина Евгеньевна.  Из истории театральной жизни Пскова 1920-х г.г. / Никандрова Ирина Евгеньевна // Псков. - 2003. - № 18. - С. 239-243.

Филимонов А. В. Псковский драматический техникум : (1921-1926 гг.) / Филимонов А. В. // Псков. - 1997. - № 6. - С. 146-152. - О псковском драматическом техникуме. - Примеч.: с. 151-152. - Читать полный текст >>>

Филимонов А. В. Организация и первые шаги стационарного театра в Пскове (1939-1941 гг.) / Филимонов А. В. // Псков. - 2013. - № 38. - С. 107-118. - Примеч.: с. 117. - Библиогр. в примеч Читать полный текст >>>

Филимонов Анатолий Васильевич Псков в 1920-1930-е годы : очерки социально-культурной жизни / Филимонов Анатолий Васильевич - Псков : Псковская областная типография, 2005. - 303 с. - Читать полный текст >>>

 

Сего Дня

28 марта 1407 года

28 марта 1407 года

В Пскове новый князь – Константин Дмитриевич Белозерский, брат великого князя Московского. Сове...

28 марта 1650 года

28 марта 1650 года

Восстание распространяется. Вслед за Псковом восстал и Новгород. «Топерво в том деле два городы...

28 марта 1881 года

28 марта 1881 года

Умер Модест Петрович Мусоргский. Один из самых дерзновенных новаторов в музыке. Последние годы жизни...

Выставки

Псковщина сражается

Псковщина сражается

Газеты и листовки Ленинградского партизанского края в фонде Псковской областной универсальной научно...

Псковские факты

Блуждающий поезд

Блуждающий поезд

Материал был подготовлен к 100 – летию отречения от престола Николая II. Ролик рассказывающий о собы...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru