Очерк «Несчастие в Порхове» М. Е. Салтыкова – Щедрина

«Вы беретесь за плеть, а что, если, глядя на вас
и подражая вам, другие возьмутся за обух?»

(М. Е. Салтыков-Щедрин)

1861 год для России ознаменовался отменой крепостного права – Крестьянской реформой, согласно которой крестьяне получали свободу - возможность свободно распоряжаться своей личностью и иметь некоторые гражданские права: переходить в другие сословия, заключать от своего имени имущественные и гражданские сделки, открывать торговые и промышленные предприятия.

Борис Кустодиев - Освобождение крестьян

Борис Кустодиев - Освобождение крестьян

Однако на практике реформа проходила не столь хорошо, как была задумана в теории. Александр II, вступивший на престол, столкнулся с ситуацией, когда новые поколения заявляли о том, что им реформа не нужна, поскольку они - нигилисты, старшие же - боролись за сохранение традиций и устоев многолетних порядков, среди которых самым важным для них являлось как раз крепостное право, по сути – рабство, существовавшее в России уже на протяжении нескольких столетий.

Михаил Евграфович Салтыков-ЩедринБезусловно, на столь острую социально-политическую ситуацию мгновенно откликнулась литература, достаточно вспомнить роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Но и в документально-исторической литературе также появились отклики, один из которых имеет непосредственное отношение к Псковской земле – «Несчастие в Порхове» - публицистический очерк известного русского писателя, журналиста, редактора журнала «Отечественные записки» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Очерк был подписан псевдонимом – Вл. Торопцев. По содержанию посвящен событиям, произошедшим  в Порхове, уездном городе Псковской губернии в 1862 г.:

«26-го ноября (1862 г.) был в Порхове бал, танцевальный или семейный вечер; назовите, как хотите, потому что не в названии дело. Вечер этот устроен был нарочно и по подписке: приглашенные съехались в так называемый «дворянский дом». Приглашены были, разумеется, только истые дворяне, и то не все, - распорядители, по своему соображению, сделали строгий выбор и из дворян пригласили только отборных. А знаете, чем окончился этот вечер, составленный из отборных порховских дворян? К концу вечера десять или двенадцать из отборных гостей, по данному знаку, напали на одного из приглашенных и избили его до полусмерти! Побоище это продолжалось, как говорят, часа полтора; на другой день в зале видны были еще кровавые пятна, следы этой достохвальной битвы, в которой двенадцать человек бесстрашно двинулись на одного».

Это было организованное, «вооруженное кулаками» - порховскими помещиками-крепостниками,  насилие  над местным мировым посредником А. И. Володимеровым за то, что при составлении уставных грамот он защищал интересы крестьян: «Над г. Володимировым люди ретроградной партии в Порхове, люди старых порядков, старались выместить похороненное крепостное право, о котором они втайне до сих пор сожалеют…».

Порхов

По силе идейно-нравственного воздействия очерк Салтыкова-Щедрина едва ли имел себе равных в то время, поскольку предлагал варианты и пути решения образовавшихся проблем. Разоблачая «тайную силу» крепостнической оппозиции, «подрывающую» дело реформы, Салтыков предлагал проект переустройства самого «мирового института». Прежде всего, по его мнению, необходимо заменить установленный Положением порядок назначения посредников губернатором из числа дворян-помещиков принципом выбора мировых посредников, выбора от всего народа данной местности, без различия сословий и без учета имущественного ценза. «Лицо, служащее мировому институту, должно быть живым словом земства», - говорит писатель. Безусловно, в условиях России того времени этот призыв не мог получить своего действенного воплощения.

Известно, что сам писатель Порхов не посещал, поводом для написания этого очерка послужило сообщение одного из корреспондентов газеты «Мировой посредник» за 1862 г. Тогда, ошеломленный порховскими событиями столь жестокой расправы над государственным человеком, Салтыков-Щедрин и написал свой отклик.

Очерк под названием «Несчастие в Порхове» так и не появился в печати. Лишь в начале 1863 г. он вышел в № 1-2 «Современника» под другим названием «Известие из Полтавской губернии». Название было изменено не случайно, дело в том, что «Несчастие в Порхове» было довольно резким, по существу – антидворянским очерком, поэтому не было пропущено публицистической цензурой. Тогда писатель переделал статью. Он почти полностью - по существу и текстуально - сохранил разработку темы о преследовании крепостнической реакцией мировых посредников из числа либерально настроенного дворянства, но иллюстрировал ее теперь в основном фактами не из происшествия в Порхове, но аналогичными событиями в Полтавской губернии, о которых сообщалось письме, полученном  накануне редакцией «Современника». Не очень грамотный автор письма, укрывшийся под псевдонимом «Не тронь менѐ», сообщал о кулачной расправе над местным мировым посредником будто бы «либеральным» «С.», избитым помещиком «Б.», будто бы «дурно обращавшимся с крестьянами».

Статья вышла, но затем были опубликованы и многие поправки, дополнения к ней, причинными которых стали обстоятельства внешнего характера. Но были изменения и внутренние – текстологические. Известно, что из текста первой статьи, при ее переработке во вторую, было сделано два крупных изъятия. Во-первых, была устранена начинавшая статью обширная цитата из «Мирового посредника» о происшествии в Порхове. Причина этого изъятия остается неясной. Вряд ли она могла восходить к официальной цензуре. Ведь убиралась перепечатка газетной корреспонденции, то есть материала уже цензурованного. Во-вторых, были сняты все места, в которых обличение насилия крепостников-помещиков, учиненное ими над мировым посредником, связывалось с полемически-сатирическими стрелами в адрес тургеневских «Отцов и детей». На вопрос статьи «Кто эти люди, которые дерутся?» давался ответ: «...в Порхове дрались отцы: дрался Павел Кирсанов... дрался Николай Кирсанов...» и т. д. Допустимо предположение, что эти места Салтыков-Щедрин снял по рекомендации П. В. Анненкова, которому в это время показывал свои работы до их публикации.

К счастью, первый вариант очерка сохранился до наших дней в своем первоначальном виде, где описывается именно Порхов Псковской губернии. Нужно сказать, что Порховский уезд, самый большой в губернии по численности крепостного населения, в то время был не похож на другие псковские уезды. Близость к Санкт-Петербургу стимулировала отхожие промыслы, здесь находилось значительное число владельцев крупных и средних имений, которые чаще предпочитали оброк барщине. Также в уезде имелись два торговых центра: уездный город и посад Сольцы, в которых псковские товары (в частности, лен и кожи) не только продавались, но и предварительно перерабатывались. Это способствовало развитию внеземледельческих занятий населения. И в Порховском уезде доминировала оброчная форма эксплуатации (на оброке состояло 50,7% крепостных).

Поэтому «несчастный случай», который описывает Салтыков-Щедрин, на деле оказался совсем не случаем, а закономерным развитием событий – этому способствовала социально-экономическая ситуация в губернии. Другое дело, что писатель заостряет свое внимание на вопросе гуманности – имеет ли право человек, стоящий рангом выше, унижать другого человека?

И здесь не стоит забывать о том, что Салтыков-Щедрин – один из немногих  русских писателей, чье творчество всецело обращено к теме российской государственности. Она – герой его произведений и его самая главная боль. В своем творчестве он анализировал ее истоки («История одного города»), формирование и деятельность органов власти («Губернские очерки», «Помпадуры и помпадурши», «Господа ташкентцы»), влияние на семью и «духовные скрепы» в господствующих слоях («Господа Головлевы», «Пошехонская старина»), влияние на различные слои общества и деформация общественного сознания под давлением государства («Господа Молчалины», «Убежище Монрепо», «Письма к тетеньке», «Современная идиллия»).

Его слог отточен, взгляд зорок, и особенно остро это проявилось именно в публицистических статьях, рецензиях и заметках, где русская государственность показана с особой убедительностью и без прикрас – как есть.

«Сплетни, клевета, интриги - прирожденный грех наших уездных городов», - пишет Салтыков-Щедрин. Однако нельзя сказать, что в данном очерке писатель воссоздает целостный образ Порхова и его нравов, скорее здесь показан типичный образ русского провинциального города и шире, в масштабах общероссийского контекста – образ всего русского государства, в котором такие тихие, заповедные места, становились жертвами человеческой дикости, жестокости и безнравственности.

Человек – корень зла и сеятель добра, только он является носителем нравственной основы всего государства – в любом месте и при любых обстоятельствах. И оттого, какой будет его деятельность, какой он выберет путь, будет ли он соблюдать закон во всей его полноте, по сути, зависит и развитие всех сфер государства.

«Мы, русские, столько веков на разные манеры твердили, что

Законы святы,
Да исполнители лихие супостаты...»,
-

приводит Салтыков-Щедрин слова из комедии В. В. Капниста «Ябеда», призывая каждого из нас к ответу. И даже спустя более сотни лет мы видим, что они актуальны – изменились нравы, история, культура, а человек остался – с его сущностью и существом.

«Гораздо важнее для нас другой вопрос: какого рода поучительный пример в будущем можно извлечь из порховской драки? Корреспондент «Мирового посредника» поднимает перед нами край завесы, скрывающей это будущее, и нам ничего не остается, как заключить настоящую статью словами его. «Худой пример подаете вы, господа, - говорит он, обращаясь к порховским обывателям, - вы беретесь за плеть, а что, если, глядя на вас и подражая вам, другие возьмутся за обух?» С этим, действительно, нельзя не согласиться: худой пример!», - читаем мы последние строки этого злободневного очерка. И сколько в этих словах нравственной честности писателя, столько же здесь и его верности демократическим идеалам. У писателя есть, чему поучиться, и, прежде всего - умению быть справедливым и требовательным к себе, при любых обстоятельствах - оставаться человеком.

Завершая разговор, хочется отметить, что для нас, людей XXI столетия, данный очерк представляет особую ценность, поскольку посвящен важным проблемам русской государственности: он в полной мере показывает достоинства и недостатки Крестьянской реформы, ее изъяны, разные грани и стороны воплощения.  И сегодня многие проблемы государственного значения продолжают существовать – в другом виде и проявлении.

Более того, этот небольшой по объему очерк имеет для нас ценность краеведческую – действие (пусть и кощунственное) происходит в городе Порхове Псковской губернии, что само по себе интересно – это реальное свидетельство из истории Порховского уезда того времени.  К тому же – не каждый провинциальный город становился главным действующим персонажем в произведениях крупных, маститых писателей, каковым в данном случае является М. Е. Салтыков-Щедрин.

Saltikov Schedrin03И, наконец, важна ценность историко-литературная, ведь, если рассматривать произведение писателя в контексте истории русской литературы XIX века, то он поднимает немало своевременных проблем жизни русского человека того времени и государства в целом. Прежде всего, это проблема «отцов и детей», от нее же исходят и более узкие темы – разрыв поколений, смена нравственных ориентиров, общий перелом сознания и мировоззрения людей, формировавшиеся на протяжении не одного десятка лет.

И не эти ли проблемы мы наблюдаем сегодня и за своим окном? История циклична, все меняется и все повторяется. Вчитаемся же в слово умнейшего русского писателя и подумаем – а что мы можем сделать во благо своей жизни и своего государства?

Литература:

Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович. Собрание сочинений: В 20 т. / Ред. коллегия: ... С. А. Макашин (глав. ред.) [и др.]; [Вступ. статья Е. И. Покусаева, с. 9-68]; [Статьи и примеч. Т. И. Усакиной]. - Москва: Худож. лит., 1965-. - 22 см.  Т. 5: Критика и публицистика. 1856-1864 / Примеч. И. М. Белявской и др. - 1966. вып. дан. 1967. - 711 с., 1 л. портр.

Сего Дня

Выставки

Художественные фильмы, снятые в Псковской области

Художественные фильмы, снятые в Псковской области

Псковская область послужила съёмочной площадкой не для одного фильма. Красочность нашей природы и ар...

Псковские факты

Псковские космические факты

Псковские космические факты

12 апреля - День космонавтики «Псковская пятница» с названием «Псковские космические факты» посвящен...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru