21 сентября - в монастыре престольный праздник - Рождество Пресвятой Богородицы.
В 2024 году обитель отмечает 725 лет со дня первого упоминания в письменных источниках.
Историческая справка
Древнейший Псковский монастырь был основан в 13-м столетии. Первое о нем упоминание в летописи относится к 1299 году, когда немецкие рыцари в запертом храме живьем сожгли его основателя, игумена Иоасафа с 17-ю иноками, «и жены, и малые детки». Прославленный Псковски князь Довмонт-Тимофей «с малою дружиною» разгромил врага и повелел поставить в обители новый каменный храм во имя Рождества Божией Матери вместо сожженного. В 1310 году была «заложена, а в 1311 г. «свершена бысть церковь камена на Снятной Горе». Собор расписали фресками, при этом употребляя краски из местных красных, зеленых и фиолетовых глин, которые добывали тут же, в обнажениях отвесной 14-метровой скалы над рекой Великой. Эти фрески – Евангелие в красках, - а также уникальная архитектура, пример яркого древнейшего зодчества Святой Руси – стали главными святынями монастыря.
Монастырь отличался необычным укладом. Основой монашеского общежития была система денежных вкладов в казну. Это искажало идею иночества, вносило в монастырскую жизнь мирской дух, что и вызвало в XIII веке неудовольствие высших духовных властей. Сюда прибыл, по поручению Константинопольского патриарха Нила, Дионисий, архиепископ Суздальский с увещевательной грамотой. Он указал на нарушения и отклонения от богослужебных правил и дал наставления.
Эти обстоятельства, однако, не помешали появлению среди братии двух великих Псковских подвижников – св. преп. Евфросина и св. преп. Саввы, впоследствии основавших свои отдельные духовные обители.
Снетогорский монастырь отличался также особым благоустройством и обеспеченностью. По этой причине в нем охотно останавливались знатные гости духовного и светского чина.
Считалось, что грехи замаливать лучше всего на Снетной горе.
Монастырь являлся традиционным местом пострижения и погребения Псковских князей.
В 1519 г. была построена церковь свт. Николая «камена с трапезой теплая на погребах». Это наиболее древний из известных Псковских монастырских трапезных храмов. Главная особенность – трехъярусная трапезная.
В первой половине 16 века была произведена постройка еще одного грандиозного сооружения – 80-метровая церковь-колокольня Вознесения-под-колоколы. Снетогорский столп был необычен для культового зодчества Пскова. В его нижнем ярусе был устроен восьмигранный подклет, стены имели толщину в 5 м! А внутри этих стен была устроена лестница. Верхний ярус имел сквозные арочные пролеты и был увенчан шатровой кровлей с главкой. Храм символизировал установление твердой Московской власти над Псковом и его землями.
В период затяжной Ливонской войны, во время нашествия на Псков войск польского короля Стефана Батория в 1581 г., Снетогорский монастырь опустел. Братия переселилась в свое подворье, под защиту Псковских крепостных стен, вместе с самым ценным имуществом. Церковь Рождества Богородицы в войну была «испорчена», но к 1585-1586 гг. «обелена». Тогда-то и исчезли под слоем побелки фрески собора.
Смутное время – начало XVII века – принесло обители новые разорения, осквернения святынь, смерть насельников. В монастыре расположился враждебный казачий лагерь (Шляхта), откуда отряды ходили «на осад» Пскова. В 1611-1613 гг. казаков сменили отряды польского воеводы Лисовского, опустошавшие окрестности.
В 1615 г. на Снятной горе встал военный лагерь шведского короля Густава-Адольфа.
Псков, в это время защищенный более других русских городов, с трудом, но выдержал трехмесячную осаду и штурм самых передовых европейских войск, шведские войска ушли с псковских земель.
С середины XVII века мирная жизнь в Пскове способствовала росту богатств, в частности, и Снетогорского монастыря. Имелись крупные земельные и водные владения, велись крупные торгово-арендные операции. Хлеб, рыба, лен, сено поставлялись даже и в государевы житницы.
Были возведены Святые врата – главный въезд в монастырь. Подчеркнутая парадность, тожественная архитектура Святых врат свидетельствует о стремлении особо выделить главный вход в монастырь и его святыню. Возведением ворот также была отмечена граница внутренней территории, так как в целом монастырю принадлежала большая площадь с садами, огородами, угодьями и рыбными ловлями на реке Великой.
Начало Северной войны, XVIII век, для Снетогоркого монастыря было временем напряженной подготовки к военным действиям. Военное положении усугубилось эпидемиями и пожарами. В 1710 г. монастырь горел, и в огне погиб архив, содержащий документы со времени основания монастыря. Только по окончании войны монастырь смог наладить быт и хозяйственную жизнь. Появились средства на крупный ремонт собора, он обогатился новыми, симметрично расположенными объемами Южного придела во имя св. Иоанна Предтечи и Северной ризнице, а также двумя притворами, охватившими прежний притвор и крыльцо. Впоследствии на протяжении двух веков собор не перестраивался и таким мы видим его и сейчас.
Монастырь имел традиционно замкнутое хозяйство, которое было направлено на самообеспечение, и потому оно было очень обширным: две поварни, кухня, пивоварня, чуланы, столярня с ледником, кузница, сушилка для рыбы, хлебные магазины, гумно, конюшни, коровьи дворы, для овина, солодежни и пр., и пр.
В ограде монастыря было два сада, а за Святыми вратами еще два сада и огороды.
Секуляризация монастырских и церковных владений монастырь привела к упадку доходов, сокращению его братии, и уменьшилась связь между монастырем и городом. К первым годам XIX века в обители « по малому числу братства» не используются и постепенно приходят в запустение Никольская церковь и трапезная, каменные и деревянные братские келии «по ветхости и сырости, большое число хозяйственных построек. Жизнь за монастырской оградой угасла, и 9 оставшихся, в основном преклонного возраста, иноков не могли возобновить ее.
Снетогорский мужской, 3-го класса монастырь, и в 1804 г. был упразднен с припиской его штата к Спасо-Елизарьеву монастырю. Территория монастыря была передана псковскому архиерейскому дому – дача архиерея «Снятная гора».
В 1805 г. территорию перепланировали, благоустроили, разбили парки с липовыми и сосновыми аллеями «под смотрением», т.е. под непосредственным надзором автора проекта перепланировки. Границы территории сохранились и неизменны до настоящего времени.
Весной 1812 года г. Псков стал ближайшим прифронтовым тылом действующей армии. Архиерейский дом был предан под склады артиллерийских запасов 8-ми дивизий. Здесь же разместился военный госпиталь. Монастырь снова стал защитником Псковской земли!
В 1816 г. в Снетогорском архиерейском доме поселился епископ Евгений (Болховитинов), которому было предопределено Богом дарованная деятельность на святительских кафедрах, а ныне поприще церковной и гражданской науки в области истории: археологии, археографии, и краеведения. Назначение на кафедру Псковскую и всея Лифляндии и Курляндии не могло не быть другим для этого глубокого исследователя духа и материи. Русское сердце не могло быть равнодушно к древностям Пскова!
Результатом неутомимой деятельности митрополита Евгения явилось издание многих крупнейших научных трудов, а также возобновление многих древних добрых обычаев. Под его пастырским руководством возобновлялась духовная жизнь епархии, была устроена рака для преподобного Саввы Крыпецкого, возрождалось благоговейное отношение к местным святыням и святым.
В Снетогорском доме митрополит Евгений жил до 1822 г. вплоть до назначения его в Киевскую митрополию. По его инициативе был обновлен главный дом, построены боковые корпуса у Святых врат.
В конце XIX века в Снетогорском соборе были обнаружены знаменитые фрески, но раскрытие их и реставрация начались только в XX веке, после революции.
В 1919 г. Снетогорский монастырь был включен в охранные списки памятников архитектуры города Пскова. Видимым результатом такой «охраны» явилось активное разрушение святыни в конце 20-х гг. С колокольни Вознесенкой церкви были сброшены колокола. При этом была повреждена церковная кровля и погиб Большой колокол, литый в 1526 г.
Сотрудниками секций по охране памятников отмечались в докладах поломка кровель монастыря, утрата купола, поломка оконных рам, и мн. др. По предложению администрации дома отдыха, который разместился здесь с 30-х гг. была разобрана до нижних ярусов колокольня. Разборка ее обошлась городу в 10 тыс. рублей, хотя стоимость ремонта, по оценкам специалистов, настаивающих на сохранении памятника и его ремонте составила бы 2-3 тыс. рублей.
Во время оккупации Пскова фашистскими войсками на территории монастыря было размещено командование Северо-западных войск и устроено убежище штаба Гестапо, которое тщательно охранялось. Подножие горы было окружено танковыми частями. После освобождения Пскова на территории монастыря размещались учреждения здравоохранения, за этот период до последнего времени были полностью утрачены многие постройки, утрачены изразцы, сбиты кирпичные рельефы. В результате частых безнадзорных ремонтов перепланированы интерьеры архиерейского дома и Никольской церкви и др.
В августе 1993 г. Снетогоский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, и в день памяти свт. Тихона Задоского, 26 августа 1993 года архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий освятил его при большом стечении народа и верующих освятил Никольский храм.
Монастырь стал женским и возобновил свое служение Богу.
Монахиня Димитрия,
Благочинная Снетогорского Рождества Богородицы женского монастыря
Книги в ЭБ