Ходасевич Владислав Фелицианович

hodasevich600(28 мая 1886 г. – 14 июня 1939 г.)

"Дорога от Вельского Устья до Порхова довольно живописна. Часть пути надо ехать по низкому берегу реки, поросшему кустарником. За кустами виднеется медленная синяя вода, а за нею - высокий берег, по которому спускаются вниз темно-синие ели. Отходя от реки, дорога пересекает холмистые поля, разграфленные черными, желтыми и зелеными квадратами", - эти строки мы находим в одном из очерков одного из лучших лириков, литературных критиков и мемуаристов Серебряного века Владислава Фелициановича Ходасевича «Поездка в Порхов». В иронической, а порой и в саркастической форме, здесь запечатлены его впечатления от пребывания летом 1921 г. в имении князя А. И. Гагарина «Холомки» и соседнем с ним Бельском Устье — поместье Н. И. Новосильцова Порховского уезда Псковской губернии. 

Два месяца, которые поэт провел на Псковской земле (август и сентябрь 1921 г.), стали очень плодотворными в творческом плане: многие стихи его четвертой книги «Тяжелая лира» были написаны в Бельском Устье. В письме из Бельского Устья он писал: «Я в последнее время написал 20 стихотворений, и у меня почти готова книга, которая будет называться «Узел»...». Среди этих стихов - «Бельское Устье» и «Лида», где центральным становится образ естественного, цельного мира, который противостоит миру цивилизованному, гибельному.

Душа моя - как полная луна:
Холодная и ясная она. 
На высоте горит себе, горит -
И слез моих она не осушит: 
И от беды моей не больно ей,
И ей невнятен стон моих страстей; 
А сколько здесь мне довелось страдать -
Душе сияющей не стоит знать. 
1921 г.

Поэтическое кредо Ходасевича основано именно на противоречиях и посвящено главным проблемам бытия — отношению человека к природе, культуре, Богу. Поэтому такое живописное видение природы Бельского Устья в его очерках не случайно, он всецело отражает его мировидение: единство всего земного — основная тема его творчества. 

Яркий словесный портрет В.Ф. Ходасевича, только что поселившегося в Доме искусств, оставил в своей интересной книге воспоминаний художник В. А. Милашевский, один из обитателей колонии в Порховской глубинке: «Недели через две после моего вселения в «меблирашку» я увидел в темном коридоре человека, лицо которого меня поразило. Очевидно, подобно мне, он был новый жилец Дома искусств. Пергаментно-желтое, иссушенное, скопческое лицо. Его горло было окутано, или, вернее, спеленуто, черным шелковым платком, из-под которого виднелся еще и белый платок. Это придавало шее и голове мертвенную неподвижность, как у мумии. Взгляд настойчивый и упорный, как будто скрипучий. Черные волосы, безжизненные и прямые, спускались до мочек ушей. «Фараон, промелькнуло в голове, - но не только фараон, а еще и ирокез». Я представился ему как его сосед по коридору. И по-дурацки добавил после своей фамилии: «Художник», чтобы разрушить ложное впечатление, которое я, вероятно, производил в своей военной гимнастерке. Ирокезо-фараон ответил мне: «Владислав Ходасевич, поэт».

Итак, 3 августа 1921 года В. Ф. Ходасевич вместе с женой Анной Ивановной Чулковой и ее тринадцатилетним сыном от первого брака Гариком (Эдгар Гренцион) уезжают из Петрограда в Порховский уезд Псковской губернии. 

Накануне отъезда в Псков (вечером 2 августа) В. Ходасевич встретился с Николаем Степановичем Гумилевым. Позднее, в 1936 году в Париже, в очерке «Гумилев и Блок» В.Ф. Ходасевич подробно опишет эту встречу: «...Гумилев стал меня уверять, что ему суждено прожить очень долго - «по крайней мере до девяноста лет». Он все время повторял: «Непременно до девяноста лет, уж никак не меньше».

Никто и не предполагал насколько трагическим для русской поэзии станет этот август: ведь 7 августа умрет А. Блок, 27 августа расстреляют Николая Гумилева. Это были тяжелые для «колонистов» новости, Корней Иванович Чуковский 12 августа писал: «Никогда в жизни мне не было так грустно... Мне казалось, что в Порхов я поехал молодым и веселым, а обратно еду — старик, выпитый, выжатый — такой же скучный, как то проклятое дерево, которое торчит за версту от Порхова …. Я даже не думал о нем, но я чувствовал боль о нем... Самое страшное... что с Блоком кончилась литература русская...». 

Переживания и боль Чуковского были близки Ходасевичу, ведь чуь раньше, 11 августа, он пишет стихотворение, где выразит свою скорбь:

...Восстает мой тихий ад
В стройности первоначальной. 
Всё жду: кого-нибудь задавит
Взбесившийся автомобиль,
Зевака бледный окровавит
Торцовую сухую пыль. 
И с этого пойдет, начнется: 
Раскачка, выворот, беда,
Звезда на землю оборвется,
И станет горькою вода. 
Прервутся сны, что душу душат.
Начнется всё, чего хочу,
И солнце ангелы потушат,
Как утром - лишнюю свечу.

14 августа 1921 года в храме Во славу Вознесения Господня, в Бельском Устье, в воскресенье, по Александру Блоку будет отслужена панихида.

В одном из писем 1921 года В. Ходасевич вспоминал о жизни в Холомках: «Милые мои, жить на свете очень чудноПо случаю коммунистического строя сделалася я помещиком... У нас нет ни единой комнаты с целыми рамами, в потолках пули, обои в клочьяхЖивем на 2 этаже, ибо нижний разгромлен слишком. Зато у нас великолепный вид верст на 15 в даль, у нас церковь и кладбище в ста шагах, у нас аисты, радуги, паровая мельница, агроном, у нас — плачьте — несчастные! - 1500 собственных яблонь, согнутых от яблок...».

Отправляясь в порховскую колонию на несколько недель, Владислав Ходасевич не мог, наверное, предположить, что задержится в ней на два месяца. И, тем более, вряд ли предполагал поэт, что, живя в эмиграции, в Париже, так часто будет возвращаться в своей памяти к событиям пятнадцатилетней давности, вспоминая этот небольшой «пятачок русской земли», как называл его В. Милашевский, ставший символом России.

После возвращения из Бельского Устья в Петроград Владислав Фелицианович Ходасевич проживет в России менее года. 22 июня 1922 года он навсегда уезжает из России и через Ригу прибывает в Берлин. Впереди семнадцать лет эмиграции, написанные и изданные за границей книги, сделавшие впоследствии В. Ходасевича классиком европейской литературы XX века.

Находясь вдали от России, Ходавсевич остро, трагедийно ощущал, что культура обречена, и это понимание ненужности поэзии привело к тому, что после 1927 года Ходасевич - поэт замолчал, оставив нам немного стихов, всего пять поэтических книг: «Молодость» (1908), «Счастливый домик» (1914), «Путем зерна» (1920), «Тяжелая лира» (1922) и «Европейская ночь», которая отдельно не издавалась и вошла в «Собрание стихов» 1927 года. Его «негромкий, старческий, серебряный голос» (О. Мандельштам» до сих пор звучит в наших сердцах... 

 

Проходит сеятель по ровным бороздам.
Отец его и дед по тем же шли путям.
Сверкает золотом в его руке зерно,
Но в землю черную оно упасть должно.
И там, где червь слепой прокладывает ход,
Оно в заветный срок умрет и прорастет.
Так и душа моя идет путем зерна:
Сойдя во мрак, умрет - и оживет она.
И ты, моя страна, и ты, ее народ,
Умрешь и оживешь, пройдя сквозь этот год,-
Затем, что мудрость нам единая дана:
Всему живущему идти путем зерна 
(Владислав Ходасевич «Путем зерна») 

 

Источники
1. «Культура Псковского края: история и современность» Колония на Холмах и ее роль в развитии культуры Порховского края». Режим доступа: 
https://refdb.ru/look/1466944.html 
2. Милашевский В.А.. Вчера, позавчера... : Воспоминания художника / Милашевский В.А. - М. : Книга, 1989. 
3. Ходасевич Владислав Фелицианович. Тяжелая лира / Ходасевич Владислав Фелицианович / Предисл. С.Г. Бочарова; коммент. И.З. Сурат, С.Г. Бочарова. - М. : Панорама, 2000. - 448 с . 
4. Ходасевич В. Письмо к Диатроптовым от 16 августа 1921 // Наше наследие. - 1988 - № 3. 
5. Ходасевич В. Поездка в Порхов. Режим доступа: 
http://dugward.ru/library/hodasevich/hodasevich_poezd.. 
6. Чуковский Корней Иванович. Дневник, 1901-1929 / Чуковский Корней Иванович / [подгот. текста и коммент. Е.Ц. Чуковской ; вступ. ст. В.А. Каверина ; худож. Клара Высоцкая]. - М. : Советский писатель, 1991. - 544 с. 
7. Чуковский Николай Корнеевич. Литературные воспоминания / Чуковский Николай Корнеевич - М. : Советский писатель, 1989. 

Сего Дня

16 сентября 1481 года

16 сентября 1481 года

В Псков прибыли сыновья великого князя Московского Андрей и Борис для помощи псковичам в борьбе...

16 сентября 1580 года

16 сентября 1580 года

Наемники Стефана Батория устроили взрыв около Спасской башни Великолукской крепости. Огонь был такой...

16 сентября 1778 года

16 сентября 1778 года

Правительствующий Сенат своим указом распорядился отпускать средства на строительство в Пскове здани...

16 сентября 1924 года

16 сентября 1924 года

В Пскове закрыта художественно-промышленная школа, основанная в июле 1913 года общественным дея...

16 сентября 1901 года

16 сентября 1901 года

Скончался Иван Иванович Василев (3 сентября ст. ст.). Псковский краевед, преподаватель, видный общес...

16 сентября 1997 года

16 сентября 1997 года

В Пскове, в сквере около драмтеатра открыт бюст фельдмаршалу М. И. Кутузову. Автор В. Шувалов....

Псковские факты

Генерал 1812 года Пётр Витгенштейн: «Чести моей не отдам никому»

Генерал 1812 года Пётр Витгенштейн: «Чести моей не отдам никому»

Главный герой «Псковской пятницы» - знаменитый генерал Отечественной войны 1812 года Петр Христианов...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Сайт: https://www.pskovlib.ru