«Претворяя искусство в жизнь»: к 140-летию Николая Николаевича Евреинова

Евреинов13 февраля 2019 года исполняется 140 лет со дня рождения Николая Николаевича Евреинова (13 [25] февраля 1879 г., Москва - 7 сентября 1953 г., Париж) - русского и французского режиссёра, драматурга, теоретика и преобразователя театра, историка театрального искусства, философа, музыканта и художника. Небольшой период жизни столь известный в мире человек провел в нашем тихом городе Пскове.

«Порою мне думается, что не здешний я, не теперешний, а тамошний, прошлый, что я опоздал родиться на целое столетие, что среди других людей, в другой эпохе мне было бы привольней, веселее и, господин среди господ, я не шлялся бы тогда скучным облаком, а наслаждался бы земной красотой на земле, по-земному, наслаждался бы полностью, был бы счастливым…»

(Из письма режиссёра Н. Н. Евреинова Г. В. Шварцу)

Все мы знаем, что творческие люди – люди зачастую одинокие и не понятые окружением. Николай Евреинов, на протяжении всего творческого пути ощущал себя «одиноким и лишним облаком», постоянно находился в поисках новых форм, красок, сюжетов. И достиг в своем творческом уединении необычайных высот - будучи одновременно драматургом, историком и теоретиком театра, ревностным искателем новых форм сценического выражения и искусным постановщиком, он изучал также музыкальную композицию и прекрасно овладел техникой пианиста.

Художник Юрий Анненков, который декорировал одну из постановок Николая Евреинова «Взятие зимнего дворца», в своих воспоминаниях пишет: «Евреинов утверждал, что «прекрасно искусство, создающее новые ценности; увлекательно искусство, не желающее ничего брать напрокат, как бы дешево это ни стоило, и дерзновенно творящее даже собственное небо, в котором подчас больше небесного, чем в настоящем небосклоне». И далее: «Все пьесы Евреинова привлекали к себе внимание не только своим содержанием, но, главным образом, постоянной новизной форм театрального зрелища, театрального воплощения».

evreinov fotoИстоки театрального искусства Николая Евреинова зародились на Псковской земле. По рождению – москвич, будущий режиссер и драматург, провел все свое детство в постоянных разъездах по России, причиной которых была служба отца Николая Васильевича Евреинова - видного инженера и чиновника министерства путей сообщения. Мать Николая, Валентина Петровна, происходила из старинного французского рода, представителем которого в России оказался сын маркиза де Грандмезона, родившийся в Нормандии. Она унаследовала от отца безудержную страсть к театру и любовь к музыке, которые и привила своему сыну.

С 1889 по 1894 г. семья Евреиновых жила в Пскове. Здесь Николай Васильевич был назначен главным контролером Псковско-Рижской железной дороги, а Николай три года обучался в Псковской гимназии. В 13 лет сбежал с артистами  бродячего цирка, который расположился под Псковом и выступал в роли клоуна под псевдонимом «Бокларо».

Осенью 1892 г. Николай Николаевич поступил в Петербургское Императорское училище правоведения. В училище он  играл в любительском театральном кружке, для которого писал пьесы. В 1893 г.  приехал на каникулы домой в Псков и участвовал в благотворительном любительском спектакле под псевдонимом «Горкин». Этот спектакль, сыгранный в июне 1893 года, отмечали в местной печати: «Хорошим артистом является также г. Горкин. Он играет с большим тактом и на сцене держит себя довольно свободно. Сцена – монолог «Наказанный Дон Жуан», прочитанная им, имела успех».

А в следующий год Евреиновы переехали в Москву, и затем – лишь раз режиссер посетил наш древний город – в январе 1925 года, когда вместе с супругой, актрисой Александринского театра Анной Кашиной, навсегда покидал Россию. В воспоминаниях Анны находим: «Белесым полупроснувшимся утром мы высадились в Пскове… Город был весь из низеньких деревянных домишек, посеревших и обесцветившихся за годы революции. «Иллюстрация туманной метерлинковской мистики в деревянной рамке работы русских кустарей», - шутили мы, шагая от церковки к церковке. Как зачарованные мы все утро бродили по этому старинному городу, такому невероятно русскому, говорящему нам так громко о прошлом нашей родины… После европеизированного, а затем революцией религиозно охолощенного Ленинграда, Псков действовал необычайно вдохновляющее на религиозно настроенных людей…». Так, Псков, Дом Святой Троицы, в очередной раз явил собой последнее воспоминание талантливого человека о русской старине.

evreinov foto06

Впереди его ждал Париж и опер­ные спек­так­ли в Русской ча­ст­ной опе­ре М.Н. Куз­не­цовой, а также Те­атр русской дра­мы ряд спек­так­лей в те­ат­ре Ж. Ко­по «Вьё-Ко­лом­бье» и «Объ­еди­не­ние русских ар­ти­стов». Здесь он уча­ст­во­вал в под­го­тов­ке про­грамм эмигрант­ских те­ат­ров ми­ниа­тюр - «Ле­ту­чая мышь» (1928, 1937) и «Бро­дя­чие ко­ме­ди­ан­ты» (1934), ра­бо­тал в Сор­бон­не со сту­ден­та­ми над ре­кон­ст­рук­ци­ей спек­так­лей средневекового те­ат­ра (1934-1935). В 1945 году вы­сту­пал на французском ра­дио с цик­лом пе­ре­дач о вы­даю­щих­ся дея­те­лях русской куль­ту­ры - К.С. Ста­ни­слав­ском, Рим­ском-Кор­са­ко­ве, А.Я. Таи­ро­ве, М.М. Зо­щен­ко, В.В. Мая­ков­ском и др. 

Позади была не менее насыщенная жизнь: изучение философии в Петербургском университете (1901 - 1905),  Петербургская консерватория (1901 - 1905), участие в организации и режиссуре «Старинного театра» (1907 - 1908, главный режиссер 1911 - 1912), театра В. Ф. Комиссаржевской, «Веселого театра для пожилых детей», театра «Кривое Зеркало» (1910 - 1917), участие в деятельности  «Бродячая собаки» и «Привала комедиантов».

evreinov foto04Николай Евреинов стал одной из ключевых фигур русского художественного авангарда: дружил с футуристами (Д. Бурлюк, В. Маяковский, В.Хлебников). Его рисовали И. Репин, М. Добужинский, Ю.Анненков, С.Сорин и др. Одновременно с практической деятельностью он занимался теоретическими исследованиями. В 1913 г. вышли книги «Театр как таковой», в которой формулируется понятие «театрализация жизни» как «инстинкта вечного преобразования», действующего и за пределами театра и во многом определяющего мышление и быт человека, и «Pro scena sua» (сборник театральных публикаций предыдущих лет). В 1914–1915 гг. вышли второй и третий тома его драматических произведений, в 1915 г.- «Театр для себя». Создатель оригинальной драматургической теории, Евреинов разработал также принцип «монодрамы», в которой отношение персонажа к окружающему миру должно стать точкой зрения каждого из публики: зритель должен настолько вжиться в душевный мир действующего лица пьесы, что он как бы превращается в этого персонажа. Теории Евреинова и дискуссии вокруг них во многом обогатили практику нового театра XX века.

Потрясающий успех принесла ему пьеса «Самое главное», премьера которой состоялась в Петроградском театре политической сатиры «Вольная комедия» в 1921 г. Далекая от агитационных целей, эта пьеса стала лучшим драматическим произведением Н. Н. Евреинова и самым успешным и популярным спектаклем театра, что в итоге ей и навредило. Она осуждалась советскими критиками за аполитичность, попытку «дополнить социализм», за «эстетство» и «фашистские тенденции», а затем просто за то, что своим успехом повредила идейной линии театра – революционной сатире. Впоследствии пьеса была переведена на 18 языков и шла в 26 странах. Сотрудничая с большевиками, Евреинов стремился к сохранению полной творческой независимости, что в итоге поставило перед ним вопрос о том, насколько возможно продолжать работу в Советском Союзе. В результате в январе 1925 г. он вместе с женой так и покинул Россию, как оказалось, навсегда.

evreinov foto08

«… Бледное оторванное облако! Может быть, в конце концов, и я люблю так театр оттого, что я облако. Подумайте, сколько представлений на земле оно видит издали, не вмешиваясь в них, стороной, как настоящий зритель! И с каких различных точек зрения видит происходящее… Как привыкает к представлениям, как нуждается в них! А потом, естественно, играет обликами, кого-то поддразнивает, на что-то намекает, что-то представляет, манит куда-то… ведь представления не даются даром! Я это знаю и потому пишу пьесы - плачу за представления представлениями…». (Из письма режиссёра Н. Н. Евреинова Г. В. Шварцу)

evreinov foto05Николай Николаевич Евреинов прожил большую и насыщенную жизнь, 7 сентября 1953 г. его не стало. Незадолго до смерти, он выпустил труд всей жизни - «Историю русского театра с древнейших времен до 1917 года». Его название говорит нам о том, что и этот труд, и вся жизнь этого человека была посвящена изучению и воплощению театра и шире – искусства - в жизнь. А сам он оказался оторванным облаком, парящим в небесах и по-прежнему претворяющим все свои чаяния в слова, ведь память о нем живет, а достижения его не стираются во времени.

Более подробно о жизни и деятельности Евреинова Н.Н.  можно узнать из электронного ресурса Псковской областной универсальной научной библиотеки «Режиссер Николай Николаевич Евреинов», который содержит биографические и библиографические сведения о жизни и творчестве режиссера. Здесь приводится информация о его литературном наследии, а для удобства пользования в диске представлены полные тексты наиболее известных его театральных работ, видеозапись документально-биографического фильма «Николай Евреинов. Сверхшут» в авторской программе Михаила Левитина «Под небом театра на телеканале «Россия-Культура».

Литература:

  1. Анненков Юрий Павлович. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. Т. 2 / Анненков Юрий Павлович - М. : Художественная литература, 1991. - 336 с.
  2. Псковская земля. История в лицах. "Сии бо люди крылати...": [очерки о великих людях русского Порубежья / ред.-сост. Т. В. Вересова]. - Москва : Северный паломник, 2007.
  3. Цирпонс, Инга Александровна.Актеры, роли, зрители : Хроника зарождения и становления сцен. искусств, любит. и проф. антреприз, врем. трупп, постоян. театра в губерн. Пскове / сост. актрисой И. Цирпонс, ил. видами города со старых открыток из коллекции псков. краеведа Н. Левина ; [сост. Н. В. Семенова]. - Псков : Стерх, 1997. - Читать полный текст>>>
  4. Семёнов А. Занавес закрывается наполовину. Во имя отца, племянника и сына// Псковская губерния – [Сайт] - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gubernia.pskovregion.org/blogs/zanaves-zakryvaetsya-napolovinu-vo-imya-otca-plemyannika-i-syna/ (Дата обращения: 08.02.2019)

Голубева А.

Читать в Электронной библиотеке:



Сего Дня

20 апреля 1540 года

20 апреля 1540 года

Гибель солнца. Псковская 3-я летопись зафиксировала не совсем понятное природное явление: «бысть гиб...

20 апреля 1665 года

20 апреля 1665 года

Статьи о городском устроении. Будучи воеводой в Пскове, Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин пишет «п...

20 апреля 1861 года

20 апреля 1861 года

Возмущение крестьян. Министр внутренних дел доносил императору Александру II об отказе крестьян поме...

20 апреля 1945 года

20 апреля 1945 года

Создан Псковский институт усовершенствования учителей.

Выставки

Александр Невский - защитник земли Русской

Александр Невский - защитник земли Русской

Князь Александр Невский прославил свое имя в борьбе со шведами, немцами и литовцами, которые стремил...

Псковские факты

Кобылье городище

Кобылье городище

«Псковская пятница» приглашает на виртуальную экскурсию по Кобыльему городищу и посвящена 779-летию...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru