Проскурякова Галина Васильевна – педагог, ученый, краевед

proskytyikova600А. В. Филимонов

Развитие псковского краеведения в 1950-е гг. невозможно пред­ставить без Галины Васильевны Проскуряковой, стоявшей у его истоков и много сделавшей для организации краеведческой рабо­ты.

Г. В. Проскурякова родилась 25 ноября 1903 г. в селе Волышово Порховского уезда Псковской губернии. Отец ее, Василий Гри­горьевич Проскуряков, до революции был фельдшером в имении графа Строганова, после революции, в 1923 г., уже в 45-летнем возрасте поступил в медицинский институт и, окончив его в 1927 г., стал врачом (скончался в 1944 г.). Мать постоянно была домохо­зяйкой, умерла в 1939 г. Среднее образование Галина получила в Петрограде, обучаясь до революции в Коломенской гимназии и Елизаветинском институте, а уже после революции, в 1920 г., окон­чила Советскую Трудовую школу № 48. Тогда же отца мобилизо­вали в Красную Армию, и семья переехала по месту его службы в г. Порхов. Там, в родных местах, началась трудовая деятельность Галины Васильевны: с осени 1920 г. она работала делопроизводителем в Комитете государственных сооружений, а потом библио­текарем в детской библиотеке. Осенью же 1921 г. в связи с боль­шим сокращением штатов она оказалась безработной и оставалась ею до августа 1922 г., готовясь одновременно к поступлению в высшее учебное заведение.

В августе 1922 г. она поступила в Петроградский педагогический институт имени А. И. Герцена, окончив через четыре года (1926 г.) курс историко-экономической секции общественно-экономического отделения. Ей была присвоена квалификация педагога по обще­ствоведению в трудовых школах II ступени и в аналогичных им по программам других учебных заведениях. Г. В. Проскурякова хоро­шо владела французским языком и отчасти немецким.

Сразу после окончания учебы она поступила на работу в школу ст. Озерки под Ленинградом, но там ей пришлось в течение четырех месяцев работать не по полученной специальности, и с января 1927 г. ее перевели в одну из лучших школ Ленинграда - 86-ю Краснопутиловскую, в которой она работала в течение четырех лет. В 1931 г. школы-десятилетки в большинстве своем были реорганизованы в семилетки, и это позволило Галине Васильевне на время освобо­диться от работы, к чему ее вынуждали семейные обстоятельства (маленький ребенок). Летом того же года она уехала к родителям в Псков, где поступила учительницей во 2-ю среднюю школу и про­работала в ней 10 лет. "В этой прекрасной школе я очень многому научилась, - писала Галина Васильевна, - вела большую обществен­ную работу, много раз получала благодарности и премии"1. В июне 1935 г., например, Президиум горсовета утвердил кандидатуры "луч­ших ударников-педагогов" для поездки на областное совещание в Ленинград, которое проводил председатель облисполкома П. И. Струппе. Всего из Пскова было командировано 3 человека, в числе которых оказалась и Г. В. Проскурякова2.

"Приехав в Псков после окончания пединститута им. А. И. Гер­цена и нескольких лет работы в ленинградской Краснопутиловской школе, я преподавала преимущественно в старших классах, и, чем крепче становилось на ноги преподавание истории (возобновленное в школах в 1934 г.), тем больше я вместе со своими учени­ками увлекалась историей Пскова, - вспоминала впоследствии Га­лина Васильевна. - Удивительный это город: сначала любуешься его памятниками, затем захочешь узнать их историю - и с этой дороги не сойдешь никогда"3. Так началось увлечение ее краеве­дением, ставшим главным делом жизни. Но результаты этого увле­чения выявились гораздо позже.

А пока в начале июля 1941 г. под угрозой захвата Пскова не­мецко-фашистскими войсками пешком, почти без вещей, пришлось уходить из города. "В моем багаже не было ни одной книги, ни одного альбома фотографий, только тоненькая тетрадь с конспек­том первого выпуска "Псковских летописей" 1941 года издания", - писала Галина Васильевна4.

Г. В. Проскуряковой пришлось эвакуироваться с дочерью в Ки­ровскую область, где в течение одного учебного года она работала учителем в с. Суна, после чего была переведена по месту работы отца в г. Котельнич той же области, где началась ее руководящая педагогическая деятельность: в течение двух лет она была завучем школы, затем год - инспектором РОНО, и одновременно препода­вала историю и Конституцию во 2-й средней школе. По оконча­нии Великой Отечественной войны, после нескольких вызовов Псковского облоно Галина Васильевна в июле 1945 г. реэвакуиро­валась в Псков и была назначена завучем той же школы, в которой трудилась до войны, но теперь она получила № 85.

Для 8-й школы это был первый послевоенный учебный год, и работать приходилось в неимоверно трудных условиях. При плане наполняемости школы в 1300 учащихся в действительности оказа­лось более 2 тысяч, поэтому работать приходилось даже не в две, а в три смены. У многих учеников в связи с войной был перерыв в учебе, что сказывалось на уровне успеваемости. Обо всем этом, как и о ходе восстановления материальной базы школы, оборудо­вании кабинетов и пр. Г. В. Проскурякова рассказала в заметке "В 8-й средней школе", опубликованной "Псковской правдой" в под­борке материалов "Успешно подготовиться к экзаменам в школах"6. Назвала она здесь и ряд педагогов, а через год специальную замет­ку "Так преподает опытный учитель" она посвятила учителю географии с 45-летним стажем Иосифу Ивановичу Бекешу7.

После двух лет работы в 8-й средней школе Галину Васильев­ну перевели на должность учителя и завуча в 12-ю среднюю шко­лу, которая являлась в то время базовой для пединститута8. Поэто­му в августе того же 1947 г. Г. В. Проскурякова пришла к директо­ру института с заявлением: "Прошу зачислить меня преподавате­лем института по кафедре истории для ведения курса истории СССР на литературном факультете и методике истории на историческом факультете. Окончила пединститут им. А. И. Герцена, имею 20 лет педагогического стажа. Работаю завучем в 12-й средней школе". И приказом от 29 августа 1947 г. она была зачислена на должность ассистента кафедры истории на полставки9. Отныне на целых полтора десятилетия жизнь и деятельность Г. В. Проскуряковой была связана с этим единственным в ту пору в Пскове высшим учебным заведением. Одновременно по ходатайству института она была прикреплена к Ленинградскому пединституту им. А. И. Герцена для сдачи кандидатских экзаменов и подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. А с сен­тября 1948 г. она оставила работу в школе и была принята стар­шим преподавателем кафедры истории в пединститут10.

Ко времени перехода на постоянную работу в институт Г. В. Проскурякова была награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" (8 марта 1946 г.), Знаком "Отлич­ник народного просвещения" (3 декабря 1947 г.), а на первых послевоенных выборах в местные Советы депутатов трудящихся (де­кабрь 1947 г.) избрана депутатом Псковского горсовета". С 1949 г. Галина Васильевна начала преподавательскую деятельность в ве­чернем университете марксизма-ленинизма, где читала лекцион­ный курс истории СССР и руководила семинарскими занятиями, а в институте была пропагандистом политкружка для технических служащих. В том же 1949 г. она завершила сдачу экзаменов канди­датского минимума, получив по всем дисциплинам отличные оцен­ки, и приступила к работе над диссертацией, тема которой была посвящена истории Пскова12.

Из-за отсутствия преподавателя Галине Васильевне пришлось на первых порах читать студентам курс новой истории зарубеж­ных стран, и лишь потом перейти целиком на историю СССР и методику истории. "За время работы в Псковском пединституте т. Проскурякова Г. В. зарекомендовала себя как трудолюбивый дис­циплинированный работник, проявляющий активность и инициа­тиву в борьбе за повышение производственной квалификации и уровня идейно-политической подготовки, - отмечалось в одной из первых ее служебных характеристик (1950 г.). - Как старший пре­подаватель, т. Проскурякова Г. В. отлично ориентируется в методи­ке своей специальности и в методах вузовской работы, тщательно готовится к лекциям и семинарским занятиям и проводит их живо, красочно, на высоком идейно-политическом уровне, увязывает теоретический материал с практикой работы школ... В области на­учно-исследовательской работы т. Проскурякова успешно пишет кандидатскую диссертацию; кроме того, подготовила несколько краеведческих исторических работ и методических статей для сбор­ника "В помощь учителю". На конференции по научно-исследова­тельской работе выступила с докладом на тему "Вклад древнего Пскова в историю русской культуры". Г. Проскурякова является депутатом Псковского горсовета и ведет широкую общественную работу в институте и среди населения города как руководитель краеведческих экскурсий по историческим местам г. Пскова, как лектор и активный участник всех общественных мероприятий, проводимых институтом"13. В дальнейшем к этим высоким оцен­кам добавлялись новые, но неизменно одобрительные.

Между тем, были в ее жизни и нелегкие моменты, обуслов­ленные обстановкой, существовавшей тогда в стране. Так, в усло­виях развернувшейся борьбы с "космополитизмом" в октябре 1949 г. в парторганизации института возникло "персональное дело" сту­дентки литературного факультета Ф. С. Марат (в дальнейшем пре­подаватель ПГПИ), главным "проступком" которой явилось нали­чие родственников в США, о чем при вступлении в партию в 1944 г. она не поставила никого в известность, допустив тем самым "обман партии". Дело едва не кончилось исключением Ф. С. Марат из партии, но, "учитывая участие в Великой Отечественной войне и заслуги перед Родиной", признание допущенной ошибки, все завершилось вынесением выговора. При этом в "потере полити­ческой бдительности" была обвинена и Г. В. Проскурякова, кото­рая, "проживая у т. Марат на квартире, знала о фактической связи с заграницей, и мы были вправе ожидать, что т. Проскурякова со­общит об этом факте. Но она не сделала этого, проявив потерю политической бдительности", за что тоже удостоилась выговора14.

Этот факт все же не помешал назначению Г. В. Проскуряковой с 1 сентября 1950 г. на должность заведующей кафедрой истории15. К тому времени спецкурс по истории Псковского края, разрабо­танный и читаемый ею для студентов, вылился в очерк "Псковская земля", предложенный "Псковиздату" и включенный решением бюро обкома ВКП(б) в план изданий 1950 г. объемом в 5 печ. лис­тов. Света он, однако, не увидел и был повторно включен в план изданий 1951 г.16. Но в июле 1951 г. "Псковиздат" был реорганизо­ван в издательство газеты "Псковская правда", планы которого ста­ли более узкими. Поэтому книга Г. В. Проскуряковой осталась лишь в рукописи, не став достоянием широкого круга читателей - сту­дентов, краеведов, учителей и всех, интересующихся историей род­ного края. Им оставалось довольствоваться лишь консультациями по истории Пскова, проведение которых (примерно раз в 10 дней) организовала с начала 1951 г. в помещении областной библиотеки Г. В. Проскурякова. Как правило, к очередной беседе работники библиотеки организовывали тематическую выставку книг17.

В том же 1951 г. Галине Васильевне пришлось пережить еще один неприятный момент. Когда встал вопрос о приеме из канди­датов в члены ВКП(б) преподавателя русского языка С. М. Глускиной, в этом ей по ряду причин (дочь раввина, репрессирован дядя и др.) было отказано. Дававшие же рекомендации при вступлении ее кандидатом Г. В. Проскурякова и еще двое преподавателей были обвинены в "потере чувства ответственности перед партией"18.

Но гораздо более сложными оказались даже не эти моменты. Г. В. Проскурякова была одним из немногих преподавателей, кото­рые, в отличие от большинства проработавших от одного до трех лет и уезжавших из Пскова, связали свою судьбу с институтом и его историческим факультетом на продолжительное время. Но на­висла угроза того, что ей тоже придется покинуть древний город.

Исторический факультет, впервые открытый в 1945 г., посте­пенно становился на ноги, мужал, креп, в коллективы школ стали вливаться его первые выпускники, в чем немалая заслуга и Гали­ны Васильевны. Но в 1950 г. на факультет был внезапно прекра­щен прием первокурсников, он проводился лишь на историческое отделение учительского института. Это повторилось и в 1951 г., и в 1952-м. Поступившие ранее студенты влились в состав литера­турного факультета. В 1952 г. учительский институт был ликвиди­рован, и прием по специальности "история" вообще не проводил­ся. Факультет оказался на грани полного закрытия. В 1952/53 учебном году на литературном факультете осталась только одна группа историков из 27 человек, и без того небольшой штат кафедры ис­тории был сокращен до 3-х человек: кроме заведующей Г. В. Про­скуряковой на кафедре остались Г. М. Дейч и М. Н. Свердлова. Биб­лиотека института перестала комплектоваться исторической лите­ратурой, а "учебно-производственная база кафедры изменилась мало, - писала в отчете кафедры за 1951/52 уч. год Г. В. Проскуря­кова, - так как не было смысла тратить средства на пополнение кабинета в связи с ликвидацией исторического факультета... Но в работе кафедры не чувствовалось демобилизационных настрое­ний...": была запланирована разработка нового спецсеминара, про­должал работать студенческий исторический кружок. Поскольку на факультете остались только старшие курсы, то Галине Василь­евне пришлось вести советский период истории СССР.

В том же отчете она писала, что "дирекция и общественность института должны в ближайшие годы ставить вопрос о возобнов­лении приема на исторический факультет". "Странно выглядит та­кой факт, - продолжает она, - что в Великих Луках заново организуют исторический факультет, в то время как у нас есть и некото­рая учебная база, не говоря уже о вполне работоспособном составе кафедры. С другой стороны, Псков и его область имеют такую богатую историю и так много ее памятников, вещественных и документальных, что прямой вред изучению их наносит ликвидация кафедры, активно занимавшейся этой историей. Школы области будут теперь получать историков, совершенно не знакомых с исто­рическим прошлым нашего края".19

27 октября 1952 г. с предложением о необходимости восста­новления исторического факультета Г. В. Проскурякова решитель­но и аргументированно выступила на заседании Совета институ­та: "Ликвидация факультета является неправильным шагом в усло­виях нашего города, располагающего множеством вещественных памятников, большими архивными фондами. Область нуждается в учителях истории, исторический факультет за пять выпусков дал ряд хороших учителей, партийных и комсомольских работников. Кафедра истории вела и ведет научную работу по местной истории, чрезвычайно важной для развития краеведения; институт име­ет уже некоторую базу для факультета, однако открываются заново исторические факультеты в других институтах, где этой базы совершенно нет (Великие Луки)". Члены Совета поддержали ее пред­ложение, дирекция обратилась с ходатайством в Министерство просвещения о восстановлении факультета20. Вместе с ним в Ми­нистерство ушло и письмо Галины Васильевны.

И правое дело восторжествовало. 22 января 1953 г. Министер­ство просвещения известило директора института И. А. Мельни­кова и отдельно Г. В. Проскурякову о том, что "с 1 сентября 1953 г. в Псковском пединституте восстанавливается исторический факультет с приемом на курс 25 человек"21. Через месяц об этом из­вестила читателей "Псковская правда"22. Таким образом, во мно­гом благодаря инициативе, настойчивости и твердой позиции Г. В. Проскуряковой исторический факультет в институте был сохра­нен. И хотя в последующие годы он неоднократно реорганизовы­вался, попыток его закрытия больше не делалось.

А пока в 1953 г. Г. В. Проскурякова в газетной статье "Научная работа кафедры истории" писала: "В этом году возобновляется при­ем на исторический факультет института. Таким образом, перс­пективы кафедры истории в отношении научной работы значи­тельно расширяются". "Ведущими в тематике научно-исследова­тельской работы кафедры являются темы по истории местного края, - продолжает она. - Такое направление продиктовано не только тем, что прошлое Пскова всегда притягивало и продолжает притя­гивать к себе внимание и интерес исследователей... История лю­бого города и уголка нашей Родины представляет собою широкое поле для исторического исследования...". Далее она отмечала ре­зультаты, полученные при изучении псковского крестьянства XIX- начала XX вв. за шесть лет Г. М. Дейчем, о привлечении к иссле­довательской работе студентов и др. Не называя своего имени, она в то же время коснулась темы, которую разрабатывала сама, плодо­творно работая над диссертацией: "Кафедрой истории разрабаты­вается тема "Классовая борьба в Пскове в период польско-шведс­кой интервенции". Эта тема в истории феодального Пскова является наименее изученной; документы и литературные памятники дают право утверждать, что крестьяне и ремесленники Псковской земли сыграли в истории войны за независимость Русского государства большую роль...". Главным же итогом научной работы ка­федры она называла подготовленный к печати совместно с кол­лективом сотрудников архива сборник документов о крестьянском движении в Псковской губернии перед реформой 1861 г., а недо­статком считала "отсутствие тем по истории советского периода, разработок и статей по методике преподавания истории и Консти­туции..."23.

Упомянутый сборник, однако, света не увидел, а отсутствие тем по истории советского периода являлось отражением отстава­ния в то время историографии этого периода вообще.

У Г. В. Проскуряковой к тому же в 1953 г. выросла админист­ративная нагрузка: в марте 1953 г. она, помимо заведования кафед­рой, стала еще и деканом вновь восстановленного исторического факультета и исполняла эту должность в течение полутора лет. В октябре 1954 г. она была назначена заместителем директора инсти­тута по учебной и научной работе. Должность декана после этого она оставила, но кафедрой продолжала руководить. При этом в служебных характеристиках подчеркивалось, что с обязанностями декана она "справляется хорошо", "хорошо читает курс, четко пла­нирует работу кафедры, держит тесную связь со школами города и краеведческим музеем"24. А 18 марта 1955 г. в ЛГПИ им. А. И. Гер­цена она успешно защитила кандидатскую диссертацию "Классо­вая борьба в Пскове в период польско-шведской интервенции"; уже 31 марта 1955 г. ВАК при СМ СССР утвердила решение дис­сертационного Совета и присвоила Г. В. Проскуряковой ученую степень кандидата исторических наук25. К сожалению, кроме авто­реферата, сама работа или хотя бы части ее остались тогда неопубликованными.

Работая в должности заместителя директора института, Г. В. Проскурякова являлась редактором нескольких выпусков издавае­мых вузом "Ученых записок", она же была членом Ученого совета краеведческого музея, выступала с публичными лекциями в библиотеке горкома КПСС26, поддерживала тесную связь с архивным отделом УМВД и Госархивом области. 30 октября 1954 г. "для ре­шения важнейших вопросов научно-исследовательской и практи­ческой работы архивного отдела и государственных архивов" при начальнике архивного отдела УМВД был создан научный совет, который возглавил начальник отдела В. К. Кожевников, а вошли в него как сотрудники архивов, так и ученые. От пединститута в состав его вошел только Г. М. Дейч, но в сентябре 1956 г. в составе совета были произведены изменения, в результате которых членом его стала и Г. В. Проскурякова.27 В это время завершалась работа по подготовке к изданию сборника документов "Революционное движение в Псковской губернии в 1905-1907 гг.", увидевшего свет в конце 1956 г.28. Научным редактором его была Г. В. Проскурякова. Ставший к настоящему времени уже библиографической редкос­тью, этот сборник отличается своей добротностью и научностью. Сотрудничала Г. В. Проскурякова с архивом и в дальнейшем,29 прак­тикуя приглашение его сотрудников на заседания кафедры и выс­тупая перед ними по различным вопросам истории Пскова. В ян­варе 1956 г., например, состоялось открытое заседание кафедры с участием сотрудников архива и музея, учителей истории, перед которыми Г. В. Проскурякова выступила с докладом о событиях на Псковской земле с древнейших времен до конца XVII в., а Г. М. Дейч ознакомил их с историей края конца XVII - начала XX вв. В дальнейшем такая практика стала нормой30.

В сентябре 1956 г. по личной просьбе Г. В. Проскурякова была освобождена от должности заместителя директора института, но одновременно снова стала деканом историко-филологического фа­культета, оставаясь и заведующей кафедрой. Две должности ей пришлось совмещать в течение года. В сентябре 1957 г. она попро­сила дирекцию сохранить за ней только должность зав. кафедрой, но руководство института предпочло другой вариант: она осталась деканом, но была освобождена от заведования кафедрой31.

Административная работа, естественно, требовала много сил и времени, а это неизбежно сказывалось на занятии научной рабо­той. И в начале 1958 г. Галина Васильевна подала директору института И. В. Ковалеву заявление следующего содержания: "Про­шу Вас об освобождении меня от должности декана. На административной работе в институте я пробыла пять лет, и с каждым го­дом мне все труднее выполнять план научной работы. Между тем, краеведение, к которому она имеет самое прямое отношение, раз­вивается в городе и области все сильнее. Мне постоянно прихо­дится выступать в роли консультанта и рецензента чужих работ (музея, архива МВД, отделения общества и т.д.), сама же я почти не даю научной продукции". Директор вошел в ее положение и с 1 сентября 1958 г. освободил от должности декана.32

Оставшись только преподавателем (в июле 1958 г. она была избрана на должность доцента кафедры, а в этом ученом звании ВАК при СМ СССР утвердила ее. 7 марта 1959 г.),33 Г.В. Проскуря­кова смогла, наконец, сосредоточиться на любимом деле. Результа­ты сказаться не замедлили.

В вышедшем в том же 1958 г. научно-методическом сборнике "Ученых записок" института увидела свет ее работа "Краеведчес­кий материал по истории СССР VIII - 1-й четверти XVIII вв.",34 а изложение истории XVIII - начала XX вв. здесь же было предпри­нято Г. М. Дейчем. Предназначались эти материалы прежде всего для учителей школ.

"Изучение в школе краеведческого материала, - писали в пре­дисловии авторы, - имеет большое познавательное и воспитатель­ное значение. Экскурсии к памятникам старины, использование изображений этих памятников, чтение литературных произведений и исторических документов, относящихся к истории края, ве­дут к получению конкретных и прочных знаний по истории СССР.

Предлагаемые вниманию читателей материалы не представ­ляют собою систематизированной истории нашего края с древней­ших времен, а лишь отдельные странички этой истории. Материа­лы статей подобраны применительно к отдельным разделам или темам программы по истории для VIII-X классов. Предполагается, что отдельные разделы статей могут быть использованы препода­вателями не только на уроках, но и для кружковой работы".35

Г. В. Проскуряковой принадлежали здесь 8 небольших очерков, являвшихся итогом многолетнего обобщения краеведческих материалов, апробированных как при чтении спецкурса в инсти­туте, так и при выступлениях перед учителями. Это была первая попытка опубликования в систематизированном виде краеведчес­кого материала, посвященного не отдельной теме, а охватывающе­го несколько веков. "Материалы" стали первым шагом в подготов­ке краеведческого пособия по истории для школ области.

В 1958 г. увидел свет еще один сборник "Ученых записок", в котором была опубликована обстоятельная статья Г. В. Проскуря­ковой "Обзор археологических исследований в Псковской облас­ти"36 - от первых попыток в XIX в. вплоть до конца 1950-х гг. Прошло уже более четырех с половиной десятилетий со времени опубликования этой статьи, далеко ушла вперед археологическая наука, но работа Г. В. Проскуряковой не теряет своей научной зна­чимости.

Опыт же проведения экскурсий по городу со школьниками и студентами, накопленный за 13 послевоенных лет, лег в основу вы­шедшей в 1959 г. книги Г. В. Проскуряковой "Шесть экскурсий по Пскову" (Псков, 1959). Жанр произведения заключен уже в самом его названии: работа представляет собой изложение экскурсионных маршрутов, из которых пять посвящены дореволюционному Пско­ву, а шестая - современному. Заключительная глава содержит неко­торые советы учителям, которым в первую очередь и предназнача­лась работа, хотя, как отмечает автор, она "может пригодиться и любому жителю Пскова, показывающему или осматривающему свой город". Значение же работы гораздо шире: по существу, в форме экскурсий в сжатом виде была изложена вся история города. Вновь проявилось такое замечательное качество Галины Васильевны, как умение писать красочно, просто и в то же время научно.

К концу 1950-х гг. Г. В. Проскуряковой был подготовлен также проект учебника по истории СССР для 4-го класса, рукопись кото­рого была направлена в "Учпедгиз", но света не увидела. В руко­писях остались также работы "Псков в период феодальной раздробленности" и "Вклад древнего Пскова в историю русского на­рода" (объемом по 2 печ. листа каждая).37

В марте 1960 г. многолетний добросовестный труд Г. В. Про­скуряковой был отмечен орденом "Знак Почета",38 а в июне 1961т. она подала заявление о своем увольнении из института в связи с уходом на пенсию".39

"7 июля 1961 г. уходит на пенсию доцент кафедры истории Галина Васильевна Проскурякова, - говорилось в составленном тогда руководством института Приветственном адресе. - Какую бы работу ни выполняла Галина Васильевна, она неизменно обна­руживала творческий подход к делу и незаурядные организаторс­кие способности. Не только члены кафедры истории и коллектив историко-филологического факультета, но и работники Псковско­го музея, архивов, учителя школ области и тысячи псковичей зна­ют Галину Васильевну как влюбленного в свое дело исследовате­ля и популяризатора-краеведа. Краеведческая направленность в работе кафедры истории и студенческого научного кружка при ка­федре определилась при ее активнейшем участии. В 1959-1961 гг. Галина Васильевна руководила группой историков, занимавшихся комплексной темой "История Псковской области". Г. В. Проскуря­кова - опытный, знающий работник, много отдающий сил и энер­гии делу обучения и воспитания студентов... Ее лекции и практи­ческие занятия характеризуются высоким идейно-теоретическим уровнем и глубоким содержанием... Много внимания она уделяла краеведческой работе и привитию у студентов любви к истории своего края. Много внимания уделяет она и педпрактике студен­тов, передавая им свой многолетний опыт учителя средней шко­лы. Галина Васильевна неоднократно избиралась депутатом горсовета, членом МК профсоюза института, много лет работала чле­ном Совета Псковского музея... Галина Васильевна проявила себя опытным преподавателем вуза, умеющим не только давать студен­там глубокие знания, но и способность зажечь в них любовь к изучению истории нашей Родины. Она щедро делится своими знани­ями, жизненным и педагогическим опытом с молодыми препода­вателями института, помогает их росту. Отличительной чертой Галины Васильевны всегда было горячее стремление активно участвовать в общественной жизни института, школ, и учреждений культуры Псковской области.

Провожая Галину Васильевну Проскурякову на пенсию, кол­лектив института выражает надежду, что она и впредь сохранит тесную творческую связь с кафедрой истории и будет оказывать ей помощь в изучении и исследовании истории Псковской облас­ти. Если Галина Васильевна пожелает вновь вернуться к нам на работу, двери института будут для нее всегда открыты...".40

Приказ об увольнении Г. В. Проскуряковой был подписан 9 июля 1961 г.,41 но расставание ее с институтом оказалось недо­лгим: с 1 сентября 1962 г. она вновь была зачислена на должность доцента кафедры истории.42 В том году коллектив института гото­вился отметить 30-летие со дня основания вуза, и деятельность Г. В. Проскуряковой оказалась очень кстати: совместно с препода­вателем Л. Н. Бакусовой она занималась историей института, а также его предшественников - дореволюционных педагогических учеб­ных заведений. Ими была подготовлена обстоятельная историческая справка об институте, а в дни празднования юбилея "Псковс­кая правда" посвятила старейшему вузу области целую полосу ма­териалов, среди которых выделялась статья Г. В. Проскуряковой и Л. Н. Бакусовой "Страницы истории"43. Тогда же преподаватели кафедры истории совместно с институтом усовершенствования учителей были заняты подготовкой учебника по краеведению с древнейших времен до современности, который предполагалось выпустить к началу 1963/64 учебного года44. Работа эта, однако, осталась тогда незавершенной, а Г. В. Проскурякова в июле 1963 г. окончательно ушла из института,45 переехав в Ленинград. В доку­ментах, заполненных ею в разные годы, указывалось несколько ад­ресов, по которым она проживала в Пскове: ул. Гоголя, 17; Рижс­кая, д. 12, кв.7; Пролетарский бульвар, д. 21, кв. ЗЗ.46

Связь ее, однако, с Псковом и Псковской землей, как и следо­вало ожидать, не прервалась, и занятие ее краеведением тоже. В конце 1960-х гг., когда пришло, наконец, время подготовки и изда­ния обобщающих трудов по истории края, услуги Г. В. Проскуряковой вновь оказались востребованными. В выпущенной в 1970 г. Лениздатом книге "Псковский край в истории СССР", ставшей первым опытом создания краеведческого пособия для школ области, были опубликованы два ее очерка: "Младший брат Великого Новгорода" и "На западном рубеже русского государства"' охватывающих период с древнейших времен до Северной войны включи­тельно47. В следующем, 1971 году, увидела свет книга "Псков. Очер­ки истории", где были помещены уже четыре очерка Галины Васи­льевны (три из них - в соавторстве с И. К. Лабутиной)48. Они же вошли и во второе издание книги, вышедшей почти через 20 лет (в 1990 г.). По сравнению с первым изданием они были опублико­ваны в несколько сокращенном виде, а статья о XVII в. на этот раз была написана в соавторстве с Н. Н. Масленниковой.49

maslennikova proskuryiakova

Мать и дочь: Г. В. Проскурякова и Н. Н. Масленникова.

Г. В. Проскурякова продолжала оказывать консультативную по­мощь псковским историкам (к услугам ее, например, прибегали при написании своих работ А. А. Бологое и В. П. Краснопевцев),50 сотрудникам музея - при оформлении экспозиций и выставок, принимала участие в краеведческих научных конференциях, выступа­ла в качестве рецензента трудов по краеведению (например, книги И. Курчавова "Городок на Шелони"),51 и др.

А когда в начале 1990-х гг. коллектив Псковского пединститу­та готовился отметить 60-летие вуза и решено было впервые пред­принять издание книги об институте, то очень пригодились мате­риалы Г. В. Проскуряковой. Она любезно предоставила очерки о предшественниках института: мужской учительской семинарии, учительском институте, а также материалы по истории пединсти­тута. Вошедшие в книгу, они очень украсили ее и значительно подняли научный уровень. Здесь же были опубликованы воспоми­нания Галины Васильевны "О студентах-товарищах", в которых она рассказала о первых послевоенных годах института и, обладая феноменальной памятью, назвала десятки имен студентов с их ин­дивидуальными неповторимыми чертами52. Книга вышла в 1992 г., незадолго до кончины Галины Васильевны, и она все же успела увидеть результаты своего многолетнего труда.

В 1970-80-х гг. Г. В. Проскурякова работала над воспоминани­ем-исследованием "О родине - Псковском крае", представлявшем собой историко-мемуарный труд о родных местах - Волышове и Порхове. Издать его предполагалось отдельной книгой, но Псковское отделение Лениздата, куда была сдана рукопись, в 1991 г. было закрыто. Тогда инициативу проявила редакция газеты "Порховский вестник", опубликовавшая при жизни автора (1992 г.) отрыв­ки из этого труда. В полном же объеме труд был опубликован в историко-краеведческом журнале "Псков", к изданию которого с 1994 г. приступил Псковский пединститут. При непосредственном участии Н. Н. Масленниковой, готовившей текст к печати, журнал в течение пяти лет (1995-2000) в своих десяти номерах опублико­вал это обширное повествование, иллюстрированное старинными фотографиями, сделанными в 1908-1916 гг. отцом Галины Василь­евны. Номера, в которых помещались эти материалы, неизменно пользовались повышенным интересом у читателей53. Эта публи­кация как бы подвела итог многолетнему сотрудничеству Г. В. Проскуряковой с Псковским пединститутом.

Институту и Пскову в целом повезло, что в истории его был такой неутомимый и увлеченный его историей человек, каким яв­лялась Галина Васильевна Проскурякова.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Архив ПГПИ, д.577, лл.298, 301, 329-330.
2. ГАПО, ф.324,оп.1, д.399, л.12.
3. Псковский педагогический. Псков. 1992. С. 141.
4. Там же, с. 142.
5. Архив ПГПИ, д.577, лл.298, 301.
6. Псковская правда. 1946. 27 марта.
7. Псковская правда: 1947. 7 марта.
8. Архив ПГПИ, д.577, лл.298. 301.
9. Там же, лл.296, 297.
10. Там же. лл.310, 312, 313, 330.
11. Там же, л. 302.
12. Там же, лл.299, 311, 336.
13. Там же, лл. 308-309.
14. ГАНИПО, ф.1052, on.Г, д.7, лл.87-92, 98.
15. Архив ПГПИ, д.577, лл.ЗОЗ, 306.
16. ГАНИПО, ф.1219, оп.1, д.784, лл.99-101; д.1017. лл.81-86. .  17. Псковская правда. 1951, 4 апреля.
18. ГАНИПО, ф.1052, оп.1, д. 11, лл. 18-22; д. 13, лл.60, 64.
19. ГАПО, ф.734, оп.2, д.91, лл.84, 86, 97.
20. Там же, д. 109, лл.14, 17, 19.
21. Там же, д.13, л. 77.
22. Псковская правда. 1953. 25 февраля.
23. Псковская правда. 1953. 10 мая.
24. Архив ПГПИ, д.577, лл.325-326, 338, 339-341, 335.
25. Там же, лл.342, 349.
26. Псковская правда. 1954. 12 ноября.
27. Архив УВД Псковской области, ф.10, оп.1, д. 177, л.190; д.186. л.240.
28. Псковская правда. 1957. 26 января.
29. Псковская правда. 1957. 30 октября.
30. Псковская правда. 1956. 20 января.
31. Архив ПГПИ, д.577, лл.347, 348, 352, 355.
32. Там же, л. 288.
33. Там же, лл.290-291.
34. Ученые записки ПГПИ им. СМ. Кирова. Вып.5. Научно-методический сборник. Псков. 1958. С.5-47.
35. Там же. С. 7.
36. Ученые записки ПГПИ им. СМ. Кирова. Вып.6. Псков. 1958. С.245-271.
37. Архив ПГПИ, д.577, л.289.
38. Псковская правда. 1960, 10 марта.
39. Архив ПГПИ, д.577, л.292.
40. Там же, лл.357-360.
41. Там же, л.293.
42. Там же, лл.287, 295.
43. Псковская правда. 1962. 27 октября.
44. Псковская правда. 1963. 24 января.
45. Архив ПГПИ, д.577. лл.361, 363.
46. Там же, лл.312, 296, 302, 315.
47. Псковский край в истории СССР. Очерки истории. Л. 1970. С.9-25, 26-49.
48. Псков. Очерки истории. Л. 1971. С. 7-132.
49. Псков. Очерки истории. Изд. 2-е. Л. 1990. С.3-111.
50. Бологое А.А. Псков. Путеводитель. Л. 1979; Краснопевиев В.П. Улицы Пскова. Псков. 1994.
51. Курчавов И. Городок на Шелони. Л. 1989.
52. Бакусова Л. Н, Проскурякова Г. В. Мужская учительская семинария. 1872-1919; Проскурякова Г. В. Учительский институт. 1909-1919; Проскурякова Г. В., Бакусова Л. И, Попова Н. П., Попова О. В. Педагогический институт имени С. М. Кирова; Проскурякова Г. В. О студентах-товарищах // Псковский педагогический. С.6-17, 20-23, 44-60, 141-144.
53. Проскурякова Г. В. Волышовская старина // Псков : научно-практический, историко-краеведческий журнал. 1995-2000 гг. №№ 3-8, 10-13.

 

Источник: Краеведческие чтения. Порхов-Холомки : [материалы науч. конф., 2003] / Комитет по культуре Администрации Пск. обл. ; Администрация Порх. р-на ; Пск. гос. ист.-архит. и худож. музей-заповедник ; [сост. Л. Т. Васильева]. - Псков : Изд-во Псковского государственного областного Центра народного творчества, 2004. - 111 с. - Библиогр. в конце ст.


 Читать в ЭБ:



Проскурякова Галина Васильевна
Волышовская старина: о родине - Псковском крае : из воспоминаний / Проскурякова Галина Васильевна / Г. В. Проскурякова ; предисл., подгот. текста и послеслов. Н. Н. Масленникова. - Санкт-Петербург : СПб. СРП "Павел" ВОГ, 2008. - 192 с.

Сего Дня

12 декабря 1546 года

12 декабря 1546 года

Иван Грозный выбрал место для Святогорского монастыря. Иван Грозный с братом Георгием посетил Ворони...

12 декабря 1749 года

12 декабря 1749 года

Учреждена внутренняя Псковская пограничная таможня. С целью пресечения тайного провоза в Россию...

Выставки

Александр Невский - защитник земли Русской

Александр Невский - защитник земли Русской

Князь Александр Невский прославил свое имя в борьбе со шведами, немцами и литовцами, которые стремил...

Конкурс

Итоги конкурса «Псковская книга – 2017»

Итоги конкурса «Псковская книга – 2017»

17 апреля на открытии XV Международного книжного форума «Русский запад» были награждены победители о...

Контакты

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Тел.: + 7(8112) 72-08-01

Эл.почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сайт: http://www.pskovlib.ru