Милашевский Владимир Алексеевич

milashevskyi600(30 октября 1893, Тифлис - 7 января 1976, Москва) - художник-график, акварелист, живописец, участник группы «13».

Начал учиться в Саратове, в Боголюбовском рисовальном училище. В 1911—1913 занимался в Харькове в студии А. Грота и Э. Штейнберга, в 1913—1915 в Петербурге-Петрограде в Высшем художественном училище при Академии Художеств. Работал в «Новой художественной мастерской» (1915—1916) под руководством Мстислава Добужинского, Евгения Лансере и Александра Яковлева. Первая выставка Милашевского — экспозиция участников Петроградского Дома искусств («Диска») в 1921.

С 1924 Милашевский работал в Москве. Его манифест – быстрое рисование «а ля прима», без эскизов и набросков. От художника это требует виртуозности и позволяет сохранить мгновенное переживание, непосредственность впечатления.

В последние десятилетия  своей жизни Милашевский много работал как книжный график: с его иллюстрациями выходила русская и зарубежная классика, а также книги современников, детская литература. Пожалуй, самая известная его работа – иллюстрации к сказке Ершова «Конёк-горбунок», которая  неоднократно переиздавалась.

milashevskyi il konek1

С псковской землей художника связывает его пребывание летом 1921 года в Колонии для петроградских писателей и художников, организованной в имениях «Холомки» и «Бельское Устье» . На протяжении нескольких лет усадьба давала приют петроградским писателям и художникам, которых объединяло не только общность творческих интересов, но и печальная необходимость спастись от холода и голода Петрограда 20-х годов в относительно благополучной псковской провинции. Эта творческая колония помнит имена Осипа Мандельштама, Евгения Замятина, Михаила Зощенко, Корнея и Николая Чуковских, художников Мстислава Добужинского,  Николая Радлова и многих других, ставших мировыми знаменитостями.

holomki600 1

Сын Корнея Чуковского - Николай Чуковский, рассказывая об этом времени пишет:  «Милашевский был еще совсем молодой человек с уже большой и сложной биографией, как у многих молодых людей того времени. Он был на редкость здоров и силен, хохотлив, шумен и подвижен. Всего за несколько месяцев перед тем он вернулся из Сибири, где провел несколько бурных лет, воюя попеременно на стороне белых и красных. Политикой он нисколько не интересовался и относился к тому, что происходило в России, с презрительным равнодушием ландскнехта. Его назначили комендантом яблоневого сада совхоза, и он выполнял свои обязанности с удивительной ретивостью. Когда яблони начали поспевать, он построил себе между яблонь шалаш и сидел там днем и ночью, наблюдая за тем, чтобы деревенские мальчишки не крали яблок. Против мальчишек он вел правильную войну, устраивал ловушки, засады, с бешеным увлечением гонялся за ними, крича и перепрыгивая через заборы. Он утверждал, что крестьян надо сечь, и совершенно серьезно проповедовал восстановление телесных наказаний. Это не мешало ему установить самые дружеские отношения с местным населением, особенно с женской его половиной. Скоро он стал веселой грозой деревенских, девок и баб. Впрочем, бесконечные его похождения не мешали ему всей душой отдаваться рисованию и живописи. Всюду таскал он с собой альбомчик и беспрестанно делал стремительные зарисовки. Как художник он был лаконичен и точен - особенно в портретах. Набросав портрет или пейзаж, он принимался громко восхищаться своей работой, так как обладал неистощимым самодовольством. Его наброски действительно были очень хороши, в них как живая отразилась деревня неповторимого двадцать первого года. Некоторые из них сохранились у меня до сих пор,- и это, может быть, лучшее и наиболее самобытное из всего, что он сделал за свою жизнь...».

Сам художник, посвящая Холомкам и его обитателям несколько страниц своей книги «Вчера, позавчера… Воспоминания художника», писал:

«Попытаюсь описать действующих лиц этого спектакля, «месяца в деревне», развернувшегося в лето 1921 года на фоне декораций двух барских домов, одного – целого, построенного Иваном Фоминым, другого – разрушенного, построенного Ропетом! Тут бы надо было иметь технику мастера психологического русского романа XIX века. Я же записываю «с наскока памяти»!»

И имея ввиду рождение новых творческих идей и принципов в собственном искусстве признается: «Благословенное лето 1921 года! Я стал в это лето художником!»

Приводим фрагмент из книги

Милашевский В. А.
 Вчера, позавчера... : Воспоминания художника / Милашевский В.А. - М. : Книга, 1989. – С. 224-236. - Читать>>>

Сего Дня

22 августа 1465 года

22 августа 1465 года

Закладка новой городской стены. Псковский князь Иван Александрович Звенигородский участвовал в закла...

22 августа 1500 года

22 августа 1500 года

В ходе русско-литовской войны псковичи под руководством князя Александра Васильевича Оболенског...

22 августа 1952 года

22 августа 1952 года

Псков реставрируется.  Совет Министров РСФСР принял постановление «О восстановлении древних Кре...

22 августа 2014 года

22 августа 2014 года

Открыт памятник Героям первой мировой войны в год столетия с начала Первой мировой войны и День госу...

Псковские факты

Три столицы Псковской земли

Три столицы Псковской земли

«Псковская пятница» рассказывает о том, как исторически формировалась Псковская область и о трех гор...

Выставки

Псковщина сражается

Псковщина сражается

Газеты и листовки Ленинградского партизанского края в фонде Псковской областной универсальной научно...

Контакты

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Тел.: + 7(8112) 72-08-01

Эл.почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сайт: http://www.pskovlib.ru