Милашевский Владимир Алексеевич

milashevskyi600(30 октября 1893, Тифлис - 7 января 1976, Москва) - художник-график, акварелист, живописец, участник группы «13».

Начал учиться в Саратове, в Боголюбовском рисовальном училище. В 1911—1913 занимался в Харькове в студии А. Грота и Э. Штейнберга, в 1913—1915 в Петербурге-Петрограде в Высшем художественном училище при Академии Художеств. Работал в «Новой художественной мастерской» (1915—1916) под руководством Мстислава Добужинского, Евгения Лансере и Александра Яковлева. Первая выставка Милашевского — экспозиция участников Петроградского Дома искусств («Диска») в 1921.

С 1924 Милашевский работал в Москве. Его манифест – быстрое рисование «а ля прима», без эскизов и набросков. От художника это требует виртуозности и позволяет сохранить мгновенное переживание, непосредственность впечатления.

В последние десятилетия  своей жизни Милашевский много работал как книжный график: с его иллюстрациями выходила русская и зарубежная классика, а также книги современников, детская литература. Пожалуй, самая известная его работа – иллюстрации к сказке Ершова «Конёк-горбунок», которая  неоднократно переиздавалась.

milashevskyi il konek1

С псковской землей художника связывает его пребывание летом 1921 года в Колонии для петроградских писателей и художников, организованной в имениях «Холомки» и «Бельское Устье» . На протяжении нескольких лет усадьба давала приют петроградским писателям и художникам, которых объединяло не только общность творческих интересов, но и печальная необходимость спастись от холода и голода Петрограда 20-х годов в относительно благополучной псковской провинции. Эта творческая колония помнит имена Осипа Мандельштама, Евгения Замятина, Михаила Зощенко, Корнея и Николая Чуковских, художников Мстислава Добужинского,  Николая Радлова и многих других, ставших мировыми знаменитостями.

holomki600 1

Сын Корнея Чуковского - Николай Чуковский, рассказывая об этом времени пишет:  «Милашевский был еще совсем молодой человек с уже большой и сложной биографией, как у многих молодых людей того времени. Он был на редкость здоров и силен, хохотлив, шумен и подвижен. Всего за несколько месяцев перед тем он вернулся из Сибири, где провел несколько бурных лет, воюя попеременно на стороне белых и красных. Политикой он нисколько не интересовался и относился к тому, что происходило в России, с презрительным равнодушием ландскнехта. Его назначили комендантом яблоневого сада совхоза, и он выполнял свои обязанности с удивительной ретивостью. Когда яблони начали поспевать, он построил себе между яблонь шалаш и сидел там днем и ночью, наблюдая за тем, чтобы деревенские мальчишки не крали яблок. Против мальчишек он вел правильную войну, устраивал ловушки, засады, с бешеным увлечением гонялся за ними, крича и перепрыгивая через заборы. Он утверждал, что крестьян надо сечь, и совершенно серьезно проповедовал восстановление телесных наказаний. Это не мешало ему установить самые дружеские отношения с местным населением, особенно с женской его половиной. Скоро он стал веселой грозой деревенских, девок и баб. Впрочем, бесконечные его похождения не мешали ему всей душой отдаваться рисованию и живописи. Всюду таскал он с собой альбомчик и беспрестанно делал стремительные зарисовки. Как художник он был лаконичен и точен - особенно в портретах. Набросав портрет или пейзаж, он принимался громко восхищаться своей работой, так как обладал неистощимым самодовольством. Его наброски действительно были очень хороши, в них как живая отразилась деревня неповторимого двадцать первого года. Некоторые из них сохранились у меня до сих пор,- и это, может быть, лучшее и наиболее самобытное из всего, что он сделал за свою жизнь...».

Сам художник, посвящая Холомкам и его обитателям несколько страниц своей книги «Вчера, позавчера… Воспоминания художника», писал:

«Попытаюсь описать действующих лиц этого спектакля, «месяца в деревне», развернувшегося в лето 1921 года на фоне декораций двух барских домов, одного – целого, построенного Иваном Фоминым, другого – разрушенного, построенного Ропетом! Тут бы надо было иметь технику мастера психологического русского романа XIX века. Я же записываю «с наскока памяти»!»

И имея ввиду рождение новых творческих идей и принципов в собственном искусстве признается: «Благословенное лето 1921 года! Я стал в это лето художником!»

Приводим фрагмент из книги

Милашевский В. А.
 Вчера, позавчера... : Воспоминания художника / Милашевский В.А. - М. : Книга, 1989. – С. 224-236. - Читать>>>

Сего Дня

23 июля 1844 года

23 июля 1844 года

Снесло три Псковских моста. При сильном ветре и проливном дожде, от коего вода в реках Великой...

23 июля 1844 года

23 июля 1844 года

В Великолукском уезде разбушевалась стихия. Выпал град величиной с грецкий орех. Как писали «Пс...

23 июля 1471 года

23 июля 1471 года

Поход на Новгород. По повелению великого князя Московского Ивана III, псковичи «пригороды и вол...

23 июля 1946 года

23 июля 1946 года

Визит Алексия I в Псков.  Патриарх Всея Руси Алексий I освятил восстановленный Троицкий собор в...

23 июля 1974 года

23 июля 1974 года

Открыт мемориальный комплекс в ознаменование 30-летия освобождения Пскова.  В Пскове на Площади...

23 июля 2003 года

23 июля 2003 года

Открыт памятник княгине Ольге на Октябрьском проспекте. Скульптор  Клыков Вячеслав Михайлович.

Выставки

Памятники  Великой Отечественной войне на территории Псковской области

Памятники Великой Отечественной войне на территории Псковской области

80 лет прошло со дня освобождения Псковской земли от немецко-фашистских захватчиков. Во имя сохранен...

Псковские факты

Памятники княгине Ольге в Пскове: видеоэкскурсия

Памятники княгине Ольге в Пскове: видеоэкскурсия

В фильме рассказывается об истории появления двух памятников княгине Ольге в Пскове в 2003 году, ког...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru