Купцов Василий Васильевич

«Жизнь, как прерванный полет»:
к годовщине со дня рождения Василия Васильевича Купцова

(13 марта 1899 – 24 октября 1935)

Купцов В.В.Жизнь, как прерванный полет – эта метафора возникает в сознании, когда прикасаешься к судьбе известного русского художника-графика Василия Васильевича Купцова, Он прожил всего 36 лет и ушел из жизни трагически. Авиация стала героем его сохранившихся полотен, а ее авантюрный и героический дух – символическим содержанием его стремительно прожитой жизни.

Родился Василий Купцов в Пскове в семье сапожника 13 марта 1899 года. Здесь же – истоки его творческого пути и увлечения авиацией. Творческую судьбу решило поступление осенью 1913 г. на мозаичное отделение Псковской художественно-промышленной школы им. Н.Ф. Фан дер Флита, где он сразу приобрел репутацию одного из самых талантливых учеников. Здесь он обучался до 1918 года у известных педагогов - А. И. Таран, С. Н. Антонова, Н. Ф. Роот, А. Я. Брускетти-Митрохина. По окончании школы «с наградой и похвалой за практические занятия в мастерских» художник был оставлен при мозаичной мастерской в качестве мастера-наставника практических работ. В этой должности он проработал до 1921 года, затем  уехал по направлению в Петроград для продолжения художественного образования. В период с 1922 по 1926 гг. учился во ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН (Высшие художественно-технические мастерские; в 1927-1930 гг.  - Высший художественно-технический институт) у А. Е. Карева.

Купцов В.В.

Обучаясь в Петрограде, Василий Купцов не оставлял Псков, продолжал участвовать в его художественной жизни, представляя свои картины на выставках. Для провинциального города работы художника были необычны, в них присутствовал дух бунтарства и дискуссионности, который был обусловлен тем, что Купцов в Петрограде попал в сгущенную атмосферу смелых, подчас революционных художественных исканий. Став  членом «Круга художников» - объединения, считавшего своей задачей создание «стиля эпохи», художник создает смелые, яркие по колориту полотна.

В то же время Купцов становится единомышленником другого, еще более авантюрного мастера творческих идей - Павла Филонова, создателя революционного аналитического искусства - уникального реформирующего направления живописи и графики первой половины XX века, перевернувшего прежние представления об искусстве.

Тем не менее, несмотря на сильное влияние петроградских коллег по искусству, Василий Купцов остался верным себе и своему стилю, и уже к 1932 году достиг настолько творческой зрелости, что с  гордостью именовал себя «мастером-исследователем» в искусстве.

Купцов В. Первое Мая. 1929 г.

«Первое Мая». 1929 г. Холст, масло. 52,5 х 70,7 см.

Полотна художника, относящиеся  к этому времени, сохранились до наших дней, и они, действительно, дают представление о том, насколько даровитым был этот самобытный художник.

«Он писал большие, интересные картины маслом, беспредметные и полубеспредметные, свежие и яркие по краскам, написанные мелкими плоскостями. Потом я узнала, что он хотел объединить методы Филонова и Малевича».

(Глебова Татьяна Николаевна (1900-1985), живописец, график, художник театра, иллюстратор)

Яркие, насыщенные краски присущи нескольким работам художника, чудом сохранившимся до наших дней: «Первое Мая» (1929), «Самолеты. Аэросев» (1931), «Дирижабль. Воздушный флот на службе соцстроительства» (1932-1933), «АНТ-20 „Максим Горький”» (1934).

Тематически они посвящены самолетам и символам авиации, по сюжету – очень выразительны - передают динамику, атмосферу, настроение. Если, например, «Дирижабль» наполнен насыщенного движения, то «Самолеты. Аэросев», напротив, полны умиротворения и чувства легкости.

Самолеты. Аэросев 1931 г.

«Самолеты. Аэросев» 1931 г. Холст, масло. 120 х 90 см.

Интерес художника к летательным аппаратам, по мнениям исследователей, зародился еще на Псковской земле в годы Первой мировой войны. Известный график и театральный художник Алексей Алексеевич Ивановский (также ученик художественно-промышленной школы имени Н. Ф. Фан-дер-Флита) вспоминал: «В городе было тревожно. Было много военных. Прибыл и седьмой авиаполк <…> На Запсковье был аэродром – поле, на котором раньше пасли скот. Над этим аэродромом Фарманы и Ньюпоры каждый день удивляли зрителей, т.е. зевак своими мертвыми петлями, бочками, иммельманами... И вот однажды прилетел «Илья Муромец» - чудо тогдашней техники, а на нем сразу 16 человек команды. Мы пошли смотреть «Илью». Он стоял среди поля. Его можно было осматривать, трогать. Он никем не охранялся. Зрелище было удивительное. Удивительно нам было и то, как этот огромный комод, сделанный из фанеры, не развалился в воздухе, а если не в воздухе, то при посадке на кочковатый аэродром <…> Дальнейшая судьба «Ильи» была такова. Его отправили на передовые позиции для устрашения немцев. Когда он летел вдоль окопов, с немецкой стороны поднялся «Таубе» (истребитель). Взмыл над «Ильей» и бросил в него бомбу. Произошел взрыв, самолет рухнул на землю, превратившись в обломки мебельного магазина. Через 20 минут опять появился истребитель и, сделав круг над дымящимися обломками, сбросил на них большой венок с лентами и надписью «Дань уважения героям – русским летчикам»».

Так, первая значительная работа Василия Купцова «Первое мая» (ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее, г. Москва) была создана в 1929 году, на ней празднично украшенный город показан с высоты летящего самолета.

Дирижабль. Воздушный флот на службе соцстроительства. 1932-1933 гг.Затем известна картина «Самолеты. Аэросев» - 1931 г. (хранится в Псковском государственном объединённом историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике) и «Дирижабль. Воздушный флот на службе соцстроительства» - 1932-1933 гг. (хранится в Центральном музее Вооруженных Сил Российской Федерации, Москва).

Образ дирижабля не случайно возник у Купцова, это – своего рода знак времени, символ всеобщей увлеченности покорением воздушного океана в 1930-е годы. На волне успехов германского дирижабля «Граф Цеппелин», который в 1928 году облетел земной шар, руководство СССР считало это направление воздухоплавания важным фактором обороноспособности страны.

Последняя известная работа В. В. Купцова - «АНТ-20 „Максим Горький”», 1934 г. (хранится сегодня в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург).  

Панорама этого полотна впечатляет деталями и атмосферой: сверкающий белым металлом гигант-самолет могучими раскинутыми крыльями «обнял» лежащий внизу прекрасный город – Ленинград. Хорошо прорисованы Нева, стрелка Васильевского острова, Зимний дворец, Петропавловская крепость и колонны первомайской демонстрации. Горделивый полёт красавца-самолёта олицетворяет уверенность и мощь восставшей из разрухи, «расправившей крылья» страны. Но это – лишь творческое воображение художника, поскольку известно, что АНТ-20 над Ленинградом никогда не летал, да и жизнь его в небе оказалась трагически короткой.

В реальности же идея создания столь гигантского самолета связана с  40-летним юбилеем литературной деятельности Максима Горького. Предполагалось создать агитсамолет, а в результате появился потрясающий пример самолетостроения: здесь был первый в практике советской авиации автопилот, для отдыха экипажа и пассажиров в крыльях были сделаны двухэтажные кровати. На борту «Максима Горького» находились киноустановка, фотолаборатория, типография и громкоговорящая установка, чтобы вещать с неба на землю.

18 мая 1935 года на центральном аэродроме столицы проходил демонстрационный полёт. Самолет-гигант сопровождали два истребителя. В одном из них сидел кинооператор, который должен был запечатлеть исторический полёт. Другому самолету следовало лететь рядом с АНТ-20 – маленький истребитель на фоне «Максима Горького» должен был продемонстрировать кинозрителям реальные масштабы нового воздушного судна. Летчик И-5 решил совершить мёртвую петлю вокруг крыла АНТ-20. Эффектный трюк не получился. В верхней точке мёртвой петли самолёт завис, потерял скорость и рухнул на медленно пролетавшего под ним «Максима Горького». От этого удара гигантский самолёт начал разваливаться в воздухе и рухнул на землю. Все, кто был на борту, погибли.

АНТ-20 Максим Горький. 1934 г.

«АНТ-20 „Максим Горький”». 1934 г. Холст, масло. 110 х 121 см.

Жизнь художника подобна трагической судьбе этого самолета: она оборвалась также неожиданно, трагически и в самом расцвете его творческих сил. И, что более потрясает, в результате самоубийства.

Усилилось преследование Павла Филонова, а вместе с ним и его окружения. В силу того, что Василий Купцов был прямым последователем учения известного мастера аналитического метода в искусстве, безусловно, власти не обошли его стороной. 10-го октября 1935 года в дневнике Филонова сделана запись: «У Купцова был обыск. Пришли ночью – всё перерыли – взяли переписанную им мою «Идеологию ИЗО», книжечки Бакунина и Кропоткина».

Василий Купцов не выдержал бремени ожидания неминуемого ареста и 24 октября 1935 года повесился. Долгое время Павел Филонов не мог смириться с трагическим уходом его единомышленника, неизменно повторяя «его не вырвешь из сердца, из памяти, знаю, никогда».

Похоронен художник на Смоленском кладбище Ленинграда.

После смерти Василия Купцова около 150 его работ были перевезены в родной город Псков, но в годы Великой Отечественной войны практически все они бесследно исчезли. Сохранились лишь некоторые названия полотен художника: «Портрет Глазунова» (1930), «Портрет Гусева» (1930), «Автопортрет» (1932), «Над городом» (1932), «Работница ткацкой фабрики» (1932), «Красная ткачиха» (1933), «Красные партизаны» (1934), «Ударница Кировского завода» (1934), «Дымовая завеса и парашютизм» (1934) и др.

Купцов В.В. Ткачиха

«Ткачиха». Не датирована. Холст, масло. 120 х 90 см.

Литература:

  1. Ивановский, А. А. «Мои воспоминания относятся к Первой мировой войне» / А. А. Ивановский // Псковская правда. – 1994. – 5 авг.
  2. Псковский биографический словарь / Пск. гос. пед. ин-т им. С. М. Кирова. - Псков : Псковский государственный педагогический институт, 2002. - 529 с., [1] л. ил. 
  3. Салтан Н. О чем рассказала фотография // Псковские хроники : история края в документах и исследованиях [Электронный ресурс]. Вып. 4. - Псков : Стерх, 2004. - C 117-121. - Режим доступа: http://text.pskovbook.ru/MegaProPDF/Download/MObject/3019 (Дата обращения: 9.03. 2019)
  4. Глебова Т.Н. Воспоминания о Павле Николаевиче Филонове // Павел Филонов: реальность и мифы / Сост., авт. вступ. ст. и коммент. Л.Л. Правоверова. М: Аграф, 2008.
  5. Салтан Н. И. Художник В. Купцов // ПСКОВ – [Сайт] – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pskgu.ru/projects/pgu/storage/PSKOV/ps11/ps_11_15.pdf (Дата обращения: 9.03. 2019)

Голубева А.

Сего Дня

19 апреля 1825 года

19 апреля 1825 года

А. С. Пушкин заказал панихиду по Байрону. Сосланный в Михайловское А. С. Пушкин заказал священн...

19 апреля 1855 года

19 апреля 1855 года

«Псковские губернские ведомости» рассказывают о кратковременном пребывании в Порхове 1-й легкой гвар...

19 апреля 1902 года

19 апреля 1902 года

В Пскове в семье музыканта родился Вениамин Александрович Каверин, настоящая фамилия Зильбер. П...

19 апреля 1910 года

19 апреля 1910 года

Состоялось собрание Псковского церковного историко-археологического комитета, на котором архиепископ...

Выставки

Александр Невский - защитник земли Русской

Александр Невский - защитник земли Русской

Князь Александр Невский прославил свое имя в борьбе со шведами, немцами и литовцами, которые стремил...

Псковские факты

Кобылье городище

Кобылье городище

«Псковская пятница» приглашает на виртуальную экскурсию по Кобыльему городищу и посвящена 779-летию...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru