(30 октября 1893 г. - 7 января 1976 г.)
Есть на Псковщине «небольшой пятачок русской земли», уникальный скрещением судеб многих талантливых людей XX века — это Холомки и Бельское Устье в Порховском районе. Здесь, в живописной долине реки Шелонь в 1920-21 гг. расположилась колония Дома искусств, где, спасаясь от голода, расположились петроградские писатели, поэты и художники. Из известных имен можно вспомнить: художников Николая Эрнестовича Радлова и Мстислава Валериановича Добужинского, поэтов Владислава Фелециановича Ходасевича и Осипа Эмильевича Мандельштама, писателей Корнея Ивановича Чуковского и его сына, Николая, Евгения Ивановича Замятина, Михаила Михайловича Зощенко, Михаила Леонидовича Слонимского и многих других.
Но особенно сильное впечатление Холомки произвели на известного художника Владимира Алексеевича Милашевского. Большой художник, работавший в иллюстрации, признавался: «Благословенное лето 1921 года! Я стал в это лето художником!», имея ввиду рождение новых творческих идей и принципов в собственном искусстве.
В то время, «Милашевский был еще совсем молодой человек с уже большой и сложной биографией, как у многих молодых людей того времени, - отмечает Николай Чуковский, - Он был на редкость здоров и силен, хохотлив, шумен и подвижен. Всего за несколько месяцев перед тем он вернулся из Сибири, где провел несколько бурных лет, воюя попеременно на стороне белых и красных. Политикой он нисколько не интересовался и относился к тому, что происходило в России, с презрительным равнодушием ландскнехта. Его назначили комендантом яблоневого сада совхоза, и он выполнял свои обязанности с удивительной ретивостью. Когда яблони начали поспевать, он построил себе между яблонь шалаш и сидел там днем и ночью, наблюдая за тем, чтобы деревенские мальчишки не крали яблок. Против мальчишек он вел правильную войну, устраивал ловушки, засады, с бешеным увлечением гонялся за ними, крича и перепрыгивая через заборы. Он утверждал, что крестьян надо сечь, и совершенно серьезно проповедовал восстановление телесных наказаний. Это не мешало ему установить самые дружеские отношения с местным населением, особенно с женской его половиной. Скоро он стал веселой грозой деревенских, девок и баб. Впрочем, бесконечные его похождения не мешали ему всей душой отдаваться рисованию и живописи. Всюду таскал он с собой альбомчик и беспрестанно делал стремительные зарисовки. Как художник он был лаконичен и точен - особенно в портретах. Набросав портрет или пейзаж, он принимался громко восхищаться своей работой, так как обладал неистощимым самодовольством. Его наброски действительно были очень хороши, в них как живая отразилась деревня неповторимого двадцать первого года. Некоторые из них сохранились у меня до сих пор,- и это, может быть, лучшее и наиболее самобытное из всего, что он сделал за свою жизнь...».
А за всю жизнь художником сделано немало! Его творческое наследие поражает своим разнообразием: Владимир Алексеевич Милашевский был прекрасным живописцем, блестящим акварелистом, мастером пейзажа и психологического портрета; он успешно пробовал свои силы в литографии и как театральный художник. Но особенно много и плодотворно он работал в области иллюстрирования. На книгах с его рисунками – от пушкинской «Сказки о попе и работнике его Балде» до романов Бальзака – выросло не одно поколение. Он оформил около ста книг. Его рисунки к русской и зарубежной классике стали классикой жанра иллюстрации. Академическая школа, широкая эрудиция, умение работать с содержательными деталями, дар почувствовать литературных героев. Ни одного повторяющегося образа.
Его манифест – быстрое рисование "а ля прима", без эскизов и набросков. От художника это требует виртуозности и позволяет сохранить мгновенное переживание, непосредственность впечатления. Плюс эксперименты с техникой. Например, портрет Иссаака Бабеля Милашевский нарисовал спичкой всего за несколько минут, свой автопортрет – углем.
Иллюстрации В. А. Милашевского — это целая энциклопедия, из которой можно почерпнуть совершенно точные сведения о древней архитектуре различных областей России и других на-родов во всех подробностях, вплоть до узоров деревянной резьбы и росписей оконных наличников, о народной одежде, о предметах быта и деталях обстановки, об игрушках и утвари, о тысяче самых разнообразных вещей.
Литература:
1. Милашевский В.А. Вчера, позавчера... : Воспоминания художника / Милашевский В.А. - М. : Книга, 1989.
2. Панов М. Сказочное разноцветье. (В. А. Милашевский — художник детской книги) Детская литература. 1972. М., «Дет. Лит.», 1972.
3. Розов Николай Григорьевич. Мир дворянских усадеб / Розов Николай Григорьевич / Н. Г. Розов. - Великие Луки : Издательство Сергея Маркелова, 2015. - 596, [1] с
4. Чуковский, Николай. Литературные Воспоминания / Н. Чуковский. – Москва : Советский писатель, 1989.
5. Чуковский, Николай. О том, что видел: Воспоминания. Письма (и.с. Библиотека мемуаров: Близкое прошлое-13) 6392K, 623с. Режим доступа: https://coollib.net/b/279382/read
Материал для сайта подготовила: Голубева А.
Дата публикации: сентябрь 2017 г.