Шаймарданов Игорь Дмитриевич

shaimardamov600(Род. 7 февраля 1964 года)

Игорь Дмитриевич Шаймарданов

Имя, знакомое практически каждому псковичу. Удивительный художник и прекрасный человек. Его творчество никогда не стоит на месте. Каждый раз он открывает для себя новые приемы и сюжеты, тем самым удивляя и радуя нас! Его картины излучают доброту и любовь, они полны жизнелюбия и душевности, а ведь это одни из самых важных жизненных ценностей любого человека. 

Его сюжеты и персонажи – будь то знаменитая серия картин об А. С. Пушкине, или композиция «С чего начинается Родина» и «Апельсиновые баталии» - они сочетают в себе два начала — философское и, скажем так, комическое, некую притчу, анекдот, юмор, и этим, несомненно, покоряют и профессионалов-эстетов, и простых зрителей. В этом, наверное, и кроется редчайший дар Игоря Дмитриевича.

В Пушкиногорскую рубрику имя этого художника попало неслучайно, ведь в его творчестве образ великого поэта играет ведущую роль. А. С. Пушкину посвящены десятки произведений и целые серии: 

  • 2001 г. - «Ситцевый Пушкин» (живопись) 
  • 2005 г. - «Михайловские царапки» (графика) 
  • 2006 г. - «Пушкинский календарь» (графика) 
  • 2010 г. - «Александру Сергеевичу хорошо!» (графика), «Пушкин и Арина Р» (живопись) 
  • 2012 г. - «Азбука Пушкиногорья» (графика) 
  • 2013 г. - «Новый старый Пушкин» (живопись) 
  • 2014 г. - «Мультпушкин» (графика) 
  • 2016 г. - «Повести Белкина» (графика) 
  • 2017 г. - «Пушкин, друг зайцев» (графика)

Почему же Пушкин? Да еще столь необычный...

«Мое обращение в творчестве к Пушкину состоялось, конечно же, закономерно, как у каждого художника, - признается Игорь Дмитриевич в одном интервью, - но тот отправной момент, который потянул за собой все последующие циклы, серии, темы произошел на грани перехода в другую реальность. Все просто, без фантасмагорий и заумствований. В 1999 году, работая в Псковском драматическом театре художником-постановщиком и участвуя в выпуске спектакля к юбилею Поэта, я, по должностным обязанностям, покупал ткани на костюмы к спектаклю. И, по всей видимости, был настолько погружен в Пушкина, в его образы, в тему, что, глядя на отрезы ситца, вдруг увидел среди цветочных орнаментов выглядывающего Александра Сергеевича. Не было никаких сомнений в реальности происходящего....». 

Говоря о Пушкине, Игорь Дмитриевич неоднократно подчеркивал, что Пушкин понятен и близок ему, как человек, в первую очередь: «Я примерно догадываюсь, как он себя вел, какие действия совершал, как молчал, как смотрел Да, все мы знаем, что характер у него был очень сложным, но мне он всё равно по-человечески нравится… И ответы на все вопросы, которые меня мучают, я могу найти в его книгах, в его письмах. Чем больше я его читал – тем более хотелось поделиться прочитанным с другими...».

К счастью, поделился, и делится до сих пор. Художник уже много чего успел: оформил собственную «пушкиниану», собранную под одной обложкой в альбоме «Александру Сергеевичу хорошо!», составил «Азбуку Пушкиногорья», проиллюстрировал «Заповедник» Сергея Довлатова, работал художником-постановщиком на праздниках поэзии в Михайловском, создал серию эротических коллажей «PRO Ню», ну, и, конечно, продолжал фиксировать деревенскую повседневность (Любятовский цикл), где быт густо перемешан с чудесами: катящимся под горку огромным апельсином, ангелами на деревьях или внезапно выросшей за околицей Эйфелевой башней... 

«Ситцевый Пушкин» (живопись) 

Шаймарданов И.Д.Это, можно сказать, дебютная серия работ, посвященных поэту. И, пожалуй, одна из самых необычных. Она рассказывает нам о жизни Пушкина в сельце Михайловское. Но не совсем привычно. Здесь мы видим деревенского Пушкина, отдыхающего среди цветущих лугов Михайловского, или Пушкина, бредущего по окрестным полям или коротающего длинные ночи с горячо любимой няней… А вот поэт, наконец увидавший зайчика под падающим снегом из белого ситцевого горошка, или поэт, романтично встречающий барышню среди кустов сирени… Такой живой, настоящий Пушкин... «Народный Поэт и народная ткань оказались настолько едины по духу, что произошло маленькое чудо и для художника. Я вдруг открыл для себя своего Пушкина. Увидел его в повседневной жизни. Без бронзы и монументализма, без пьедестала и недосягаемости. Но при этом он всегда Поэт…», говорит автор.

«Михайловские царапки» (графика) 

Вслед за «Ситцевым Пушкиным» появились «Михайловские царапки» - лучшее подтверждение тому, что в творчестве Игоря Дмитриевича Шаймарданова всегда происходит внутренняя работа по поиску образов, сюжетов, композиций и техник воплощения; он экспериментирует в живописи и графике. 

Это серия работ выполнена особой техникой. Наметив общую композицию, автор «процарапывает» контур рисунка на мелованном картоне иглой, после чего втирает в лист масляную краску, выявляя сделанный ранее рисунок. 

В результате мы видим яркие, насыщенные картины, полные жизнелюбия и радушия. Здесь сквозит легкая ирония, но чувствуется дух времени. И вот мы уже вместе с великим поэтом и его друзьями Николем Языковым и Алексеем Вульфом летним вечером отправляемся в Михайловское, как называл его Языков, «приют свободного поэта, не побежденного судьбой», где няня Пушкина, Арина Родионовна, угощает гостей наливками и вареньями, а затем с рассветом идем назад, в Тригорское... Или видим Пушкина, слушающего нянины сказки, или Пушкина, катающегося на коньках... Или Пушкина, ловящего рыбу и любующегося звездами в тишине Михайловского... Обстановка пушкинского времени воссоздана с удивительной точностью, но поэт показан добродушным, простым, народным... Каким, он и был на самом деле! Это мир традиционного уклада, покоя, гармонии и единения с природой. Все то, что восхищало и привлекало Александра Сергеевича Пушкина в русской усадебной и деревенской жизни.

"Пушкин любил эту землю. Он ходил по лесу без сюртука, в рубашке, часто на босу ногу, в ветер, и дождь, в прохладу, и не только когда было тихо и жарко. он видел, что в природе все безгранично и почти ничто в ней не меняется. Она - вечность. Это только мы меняемся, люди" , заметил однажды Семен Степанович Гейченко. И именно таким, живым и настоящим, запечатлел великого поэта Игорь Дмитриевич Шаймарданов.

«Пушкинский календарь» (графика) 

Зачем нужен календарь? Чтобы запечатлеть в памяти и в истории даты, события, время... «Пушкинский календарь» Игоря Шаймарданова — особенный: он безвременной, здесь обозначены лишь месяцы, но принципиально не указаны года, числа и дни. Это календарь на долгий срок, «вечный» календарь, равно как и вечна и неизменна поэзия Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин и время бесконечны, как бесконечна сама жизнь. 

В «Пушкинском календаре» художник продолжает шутливую летопись жизни поэта в деревне, начало которой было положено в цикле «Михайловские царапки». Роднят новый цикл с «Царапками» и общий лирический тон, и техника, которую художник изобрел сам (бумага, игла, масло). Но особенно близок «календарь» «Царапкам» темой — деревни, природы, детства. Это воспоминания о самом хорошем, светлом и добром. Это извечное стремление возвратиться в тот счастливый мир звуков деревни: говор людей и лай собак, шорох полозьев на снегу и переливы гармошки, скрип колодезного "журавля" и пение птиц.

«Пушкин и музы», «Пушкин и дети», «Пушкин и мужики», «Зимние заботы», «После бани», «Туман в Михайловском», «Лето красное», «Троица», «Встреча у колодца», «Пушкин и коньки», «Осень» и т.д. - названия полотен говорят сами за себя — это живая пушкинская хроника, воплощение времени, которое поэт провел в Михайловском. «У Пушкина на любое время года, на любой месяц и даже день есть поэтические строки, - пишет Игорь Дмитриевич, - Как этим не воспользоваться и не сделать пушкинский календарь! Вневременной календарь без обозначения дат, чисел и цифр. Перевернул страницу, посмотрел в окно, а там, «Уж небо осенью дышало...».

«Александру Сергеевичу хорошо!» (графика) 

Книга-альбом «Александру Сергеевичу хорошо!» увидела свет силами Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» в 2011 году и объединила пять «пушкинских циклов» Игоря Шаймарданова. 

В заголовке альбома — строчка из одного из самых щемящих стихотворений Булата Шалвовича Окуджавы «Счастливчик Пушкин». 

Александру Сергеичу хорошо! 
Ему прекрасно! 
Гудит мельничное колесо, 
боль угасла, 

баба щурится из избы, 
в небе - жаворонки, 
только десять минут езды 
до ближней ярмарки. 

У него ремесло первый сорт, 
и перо остро. 
Он губаст и учен как черт, 
и все ему просто: 

жил в Одессе, бывал в Крыму, 
ездил в карете, 
деньги в долг давали ему 
до самой смерти. 

Очень вежливы и тихи, 
делами замученные, 
жандармы его стихи 
на память заучивали! 

Даже царь приглашал его в дом, 
желая при этом 
потрепаться о том о сем 
с таким поэтом. 

Он красивых женщин любил 
любовью не чинной, 
и даже убит он был 
красивым мужчиной. 

Он умел бумагу марать 
под треск свечки! 
Ему было за что умирать 
у Черной речки.

И этот печально-лирический настрой, что присутствует в этом стихотворении, несомненно, перешел и в альбом Игоря Дмитриевича «Александру Сергеевичу хорошо!» и сквозит в каждом сюжете. Всего сюжетов 160 — это репродукции живописных и графических работ художника на пушкинскую тему, каждая из которых, по большому счёту, написана о бесконечном одиночестве поэта, художника, да любого человека думающего и творческого. 

Каждая «картинка», как называет свои работы сам художник, имеет цитату-комментарий: иногда это несколько фраз из письма А. С. Пушкина или А. С. Пушкину, иногда – строфа из его стихотворения или небольшой фрагмент прозы, а иногда – и какие-либо анекдоты об Александре Сергеевиче из многочисленных мемуаров, оставленных его современниками…

Сочетание легкомысленной, на первый взгляд, картинки с подписью (рассказ, например, о внезапном явлении фельдъегеря в Михайловское; или пушкинская фраза о смертельной петербургской тоске, а через пару страниц – упоминание о том, как Наталья Николаевна, наоборот, плакала оттого, что не хотела ехать в деревню, столь любезную сердцу Александра Сергеича…) открывает нам довольно печальные, а порой даже трагические смыслы. Смыслы, которые внешне скрыты, и их нужно не просто увидеть, а именно почувствовать, поскольку автор не позволяет себе «нагружать» зрителя, являя в каждой из работ образец того, что Пушкин бы назвал comme il faut - «вести себя, держать себя как подобает». 

Как отмечает автор альбома, самое ценное в нем - «не мои рисунки, но именно эти «комментарии» к ним из Пушкина». Потому что так каждый зритель открывает для себя имя и творчество великого поэта. Впрочем, и альбом «Александру Сергеевичу хорошо!» каждый из его читателей оценивает по-своему и любит за то, что именно ему (может быть – только ему) дорого. Литератор Валентин Курбатов, например, особо оценил «не парадность» и сердечность книги: точно такие у нас у всех домашние альбомы, где с фотокарточек улыбаются родные нам лица. Музейщики «Михайловского» говорят, что книга помогает им отвечать на очень странный, но тем не менее регулярно в том или ином виде возникающий у экскурсантов вопрос: «А чем здесь Пушкин сейчас занимается?» А один из режиссёров – коллега Игоря Шаймарданова, который себя ощущает прежде всего художником театральным и картины свои режиссирует как спектакль! – даже высказался в том плане, что альбом этот должен стать настольной книгой режиссёров массовых представлений.

Игорь Дмитриевич твёрдо убеждён: "Художник должен быть социально адаптирован! Его жизнь не может быть ограничена только некой искусственной «творческой средой». Острее всего это, наверное, чувствуют именно театральные художники. Когда идёт премьерный спектакль, и ты видишь, что декорации, которые ты придумал, работают, и актёры одеты, как ты их «нарисовал» – ты понимаешь, что ты нужен, твоя работа нужна. А вообще, настоящий художник, как мне кажется, – тот, чьи картины висят в домах, на кухнях у домохозяек, пусть даже в виде репродукций из журнала «Огонёк»… Мне странно от коллег слышать, что вот, дескать, искусство гибнет, кризис, я теперь живописью не занимаюсь, а вынужден евроремонт в квартирах делать. Я вообще не понимаю, какая связь между евроремонтом, кризисом и живописью. Как-то не выдержал, спросил: «Что, ты из-за кризиса цвет перестал чувствовать?» – чем, наверное, коллегу очень обидел… Пока есть карандаш, клочок бумаги, и я могу работать – для меня искусство не погибло...".

«Пушкин и Арина Р» (живопись) 

«Придуманные, вымышленные и почти правдивые истории из двух зим и двух лет Михайловской ссылки Пушкина. Знаем, что ходил в Тригорское, на Святогорскую ярмарку. Встречался, записывал, шутил и ухаживал. Пировал и с приятелями, и сидел тоскливыми долгими зимними вечерами с няней. Но как? «…Выпьем няня, где же кружка!
― Так вчерась все выпили, батюшка Александр Сергеевич». 
Из псковского фольклора". 

(Игорь Шаймарданов) 

Единым сюжетом этого цикла, безусловно, становятся взаимоотношения Александра Сергеевича и его няни, Арины Родионовны, которая вместе с поэтом разделила его изгнание в 1824-26 гг. 

В ту пору Пушкин особенно сблизился с ней, с удовольствием слушал ее сказки, записывал с ее слов народные песни. Сюжеты и мотивы услышанного он использовал в творчестве. По признанию поэта, Арина Родионовна была "оригиналом няни Татьяны" из "Евгения Онегина", няни Дубровского. Принято считать, что Арина является прототипом также мамки Ксении в "Борисе Годунове", княгининой мамки ("Русалка"), женских образов романа "Арап Петра Великого". 

Однако на полотнах Шаймарданова мы видим не только, и даже не столько, поэта, слушающего сказки доброй няни, а яркие, будто бы обыденные ситуации из повседневной жизни. Вот поэт отправился с нянечкой за елочкой, а вот — за дровами. Или пережидает под грибом грибной дождь, или играет в карты, да ловит бабочек. Да так жизненно и правдоподобно, будто бы это происходит здесь и сейчас. Безусловно, в этом и состоит талант Игоря Шаймарданова — в обыденном выразить вечное, нетленное: любовь и заботу, нежность и внимание, чуткость и терпение.

«Азбука Пушкиногорья» (графика) 

«Я же специально эти картинки не делаю, и сюжеты специально не придумываю – они сами рождаются...», - говорит Игорь Дмитриевич. Так и «Азбука Пушкиногорья» родилась — внезапно, будто по-волшебству. «Это витало в воздухе. Сейчас модно делать азбуки. Азбука Изборска, азбука Иерусалима, азбука дошкольника. И я сделал свою азбуку...». 

В книгу включены 33 листа авторской графики с комментариями и пояснениями относительно букв русского алфавита, снабженные известными стихотворными строчками поэтов Александра Сергеевича Пушкина и Николая Михайловича Языкова, выдержками из писем, воспоминаний, дневниковых записей. Каждая буква — отражает понятия и определения, касающиеся преимущественно названий и заповедных мест Пушкиногорья и близлежащих окрестностей, а также отдельных имен и предметов, связанных с жизнью и творчеством поэта, и историей и современной жизнью Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Миихайловское». 

Вот некоторые выдержки из книги: 
буква "Е" - еловая аллея в Михайловском парке посажена в 1780-х годах дедом А.С.Пушкина О.А.Ганнибалом. Старых ганнибаловских елей сохранилось всего пять; 
буква "К" - Кучане, или Петровское озеро... На берегу расположены деревни Михайловское, Петровское. Озеро находится на територии музея-заповедника А.С.Пушкина "Михайловское"... и т.д.

«Новый старый Пушкин» (живопись) 

Данная серия работ была представлена на выставке в рамках ХХІ Пушкинского театрального фестиваля. Откуда такое название? «Новый старый Пушкин» - это возвращение к дебютному опыту, композиции «Ситцевый Пушкин», «желание вспомнить и переосмыслить свои первые опыты с пушкинскими ситцевыми картинками, попытка вернуться в начало пушкинианы, и уже в более зрелом и сознательном состоянии представить нового старого Пушкина, как хорошего нового старого знакомого», - говорит художник. 

В новой экспозиции представлены работы, которые художник выполнил, обратившись как к традиционной живописи, так и к собственному, счастливо найденному в начале творческого пути приёму «вписывания» сюжета в рисунок основы, которой служит набивной ситец. 

И вновь мы видим деревенского Пушкина, однако, здесь появился некий печально-лирический тон, нет здесь уже той легкости, что присутствовала на полотнах «Ситцевого Пушкина», здесь чувствуется какая-то проникновенная мудрость и творческая зрелость, присущие истинно творческому человеку. И мы видим как за иронией и юмором кроется пронзительная любовь и нежность художника к своему герою. И сочувственное понимание чужого одиночества, и извечный вопрос, волнующий сердца талантов - неужели гений и счастье – понятия несовместимые?

«МультПушкин» 

Игорь Шаймарданов — художник театральный, член Союза художников России и Союза театральных деятелей России. он окончил Нефтекамскую художественную школу (1976-1979), художественное училище в г. Йошка-Ола (1979-1983). В 1985-1991 годах учился в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) по специальности художник-постановщик на курсе Дмитрия Владимировича Афанасьева и Геннадия Петровича Сотникова. Работал художником-постановщиком в Академическом драматическом театре им. А.С. Пушкина г. Пскова, в театрах Нефтекамска и Ижевска. Оформил около 30 спектаклей. За сценографию и костюмы к спектаклю «Бесы» получил первую премию на фестивале «Театральная весна».

В качестве художника-постановщика принимал участие в проведении городских праздничных мероприятий, фестивалей, карнавалов, и юбилейных торжеств. В 2008 и 2009 годах Шаймарданов был главным художником Пушкинских праздников поэзии, с 2012 года является главным художником-постановщиком Всероссийской Масленицы в Пскове.

Художник провел более 40 персональных выставок в Санкт-Петербурге, Москве, Пскове, Ижевске, в Пушкинских Горах. Первая персональная выставка Шаймарданова состоялась еще во время учебы в Ленинграде в 1988 году. Его профессионализм неоспорим, а репутация серьезного сценографа открывает перед ним двери прекрасных театров.

Мультфильмы — давняя мечта художника: «Их, во-первых, все любят, им, говоря словами Александра Сергеевича, «все возрасты покорны», - отмечает Игорь Дмитриевич, - А во-вторых, этому, только на первый взгляд «детскому» и «не несерьёзному» искусству покорны ещё и все смыслы. И такие глубины-высоты, каких, иногда, и не достичь ни «академической» живописи, ни театру — даже во всём его современном разнообразии». 

Художник написал сценарии для шести трёхминутных фильмов и сделал рисунки к фильмам с рабочими названиями «Я ехал к Вам…», «Масленица», «Буквы», «Русалка», «Ночные стихи», «Заморский фрукт». По характеру, настроению и манере художественного изложения эти работы продолжают линию знаменитых «Михайловских царапок» — шуточных «хроник» о жизни Пушкина в Пушкинском Заповеднике. Силами музея-заповедника некоторые из материалов проекта «МультПушкин» были показаны в Праге в 2014 году и в Хельсинки в 2015-м.

«Повести Белкина» (графика) 

«Игорь Шаймарданов - художник дивный, замечательный! К чему ни прикоснется - всё не просто оживает, но в максимальной достоверности и - ни с кем не спутаешь - в свойственной только ему, ни на кого другого не похожей – выразительности...», - говорит Заслуженный артист России, актер Псковского Псковского академического театра драмы им. А. С. Пушкина Виктор Яковлев. Действительно, в новой серии работ Игорь Дмитриевич выразителен как никогда, ведь здесь он впервые обращается к пушкинскому слову как к первоисточнику. Он стремится постичь мир героев, узнать их, следовать за ними и сопереживать, стремится погрузиться в эпоху. 

Впервые «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.» были опубликованы в 1831 году. В книгу вошли пять повестей - «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель». 

Иллюстрации Игоря Шаймарданова направляют зрителя к погружению в чтение, и, конечно, к пушкинскому Слову. Они полны внимания к деталям, порой – аллюзий на современных Пушкину художников (в серии к «Барышне-крестьянке» читаются работы А. Г. Венецианова «Утро помещицы», 1823 г. и «На жатве. Лето» 1820-х гг.). Серия решена в едином ключе. Это относится и к «осеннему» колориту работ, и к композиции, и к трактовке образов героев. Художник ведет зрителя по страницам пушкинского текста. Одна встреча сменяет другую: Сильвио, Марья Гавриловна и Бурмин, Адриан Прохоров и Шульц, Дуня и Самсон Вырины, Минский, Иван Петрович Берестов и его сын Алексей, Григорий Иванович Муромский и его дочь Лиза… Работы расположены в соответствии с пушкинским замыслом: от «Выстрела» до «Барышни-крестьянки». 

Благодаря Государственному музею-заповеднику А.С. Пушкина «Михайловское» в 2016 году была издана книга «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» с этими иллюстрациями Игоря Шаймарданова. Ее презентация состоялась на L Всероссийском Пушкинском празднике поэзии и была представлена как «Книга праздника».

«Пушкин- друг зайцев» 

Название этой серии «Пушкин - друг зайцев» Игорю Дмитриевичу подарили в Пскове, на открытии выставки этих работ в Псковской областной библиотеке, в дни Пушкинского театрального фестиваля. Изначально работы готовились к изданию очередного альбома. 

«В этот раз темой послужили «звери большие, зверишки меньшие», вымышленные и сказочные существа, - пишет художник, раскрывая общую концепцию серии, - И если у них не случается быть полноправными героями всех сюжетных перипетий, то как минимум они дополняют и вносят последний штрих своим присутствием в общую картину повествования в пушкинском кадре». В этом цикле Александр Сергеевич Пушкин уже другой. Не отплясывает с масленичными ряжеными на псковской площади под пышной луной-блином, а серьезно обсуждает что-то с зайцем. Возможно, тем самым, который и перебежал ему дорогу, когда он выезжал из Михайловского в Петербург, узнав о готовящемся восстании декабристов. Поэт увидел в этом дурной знак и развернул сани. Так «заяц сохранил России поэта». 

_____________________________________________

Сегодня картины Игоря Шаймарданова находятся в Государственном музее А.С.Пушкина (Москва), Всероссийском музее А.С. Пушкина на Мойке (Санкт-Петербург), Музее-квартире Владимира Набокова (Санкт-Петербург), «Фонде современного искусства», Пушкиногорском музее-заповеднике, а также в других государственных и частных собраниях.

Художник живёт и работает в Санкт-Петербурге, но его жизнь и творчество неразрывно связаны с Псковской землей. Здесь он ищет вдохновения, здесь его знают и любят: «Меня знают в Пскове и как художника, который Пушкина рисует, и как театрального. Питер, конечно, не мой город, хоть я там почти тридцать два года, - признается Игорь Дмитриевич, - А вот Псков мой: мой масштаб, мой размер, мне уютно здесь. Я бы хотел посвятить остаток творческой жизни Пскову...». 

Было бы здорово, поскольку Пскову такие таланты нужны, как воздух. Ведь творения Шаймарданова заставляют наши сердца биться чаще... Это не просто художник, это истинный художник, для которого живопись - состояние души, ибо он пишет то, что чувствует.

«Рисовать могут все, а писать сердцем — единицы...», говорит Александр Шилов, народный художник СССР. Игорь Дмитриевич не только пишет сердцем, но и увлекает, трогает, цепляет... «Пушкин - это такая счастливая случайность, может быть, даже счастливая закономерность...», - пишет он. Закономерность, которая подарила Псковской земле еще одного гения. 

Источники: 

  1. «А. С. Пушкин. Повести покойного Ивана Петровича Белкина» иллюстрации Игоря Шаймарданова. Режим доступа: http://lenoblmus.ru/event/9595/ 
  2. Пушкин Александр Сергеевич. Повести покойного Ивана Петровича Белкина / Пушкин Александр Сергеевич , Шаймарданов Игорь Дмитриевич / А. С. Пушкин ; в ил. Игоря Шаймарданова. - Сельцо Михайловское : Пушкинский заповедник, 2016. - 123, [11] с. 
  3. Токарева Лидия. Самый ситцевый поэт. Режим доступа: http://www.ruscur.ru/archive.shtml?id=960 
  4. Художник значит артист. Режим доступа: http://pravdapskov.ru/rubric/6/13327 
  5. Художник ИГОРЬ ШАЙМАРДАНОВ. Персональный сайт. Режим доступа: http://shaimardanov.com 
  6. Шаймарданов Игорь Дмитриевич. "Александру Сергеевичу хорошо!" : графические и живописные работы Игоря Шаймарданова : [альбом] / Шаймарданов Игорь Дмитриевич / М-во культуры Рос. Федерации, Федер. гос. учреждение культуры "Гос. мемор. ист.-лит. и природ.-ландшафт. музей-заповедник А. С. Пушкина "Михайловское" (Пушкинский Заповедник) ; [предисл. Г. Н. Василевича ; послесл. В. Я. Курбатова]. - Сельцо Михайловское : Пушкинский заповедник, 2011. - 173, [6] с. 
  7. Шаймарданов Игорь Дмитриевич. Азбука Пушкиногорья : в рисунках Игоря Шаймарданова : [альбом] / Шаймарданов Игорь Дмитриевич / предисл. Валентина Курбатова. - Санкт-Петербург; Псков; Пушкинские Горы : Красный пароход, 2012. - 72, [3] с.

Дополнительно:

Художник друг поэта

Псковская масленица Игоря Шаймарданова

Сего Дня

4 октября 1581 года

4 октября 1581 года

Борьба подрывников. В подземной войне, которую вели с двух сторон польские войска и псковичи, с...

4 октября 1786 года

4 октября 1786 года

По указу императрицы Екатерины II в Пскове открыто главное народное училище - старейшее учебное заве...

Выставки

Объекты культурного наследия Пскова, включенные в список ЮНЕСКО: обзор памятников и книг

Объекты культурного наследия Пскова, включенные в список ЮНЕСКО: обзор памятников и книг

16 ноября 1945 года была создана Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки...

Псковские факты

Псковская земля в картинах Николая Рериха

Псковская земля в картинах Николая Рериха

Рерих Николай Константинович (27 сентября [9 октября] 1874 года, Санкт-Петербург — 13 декабря 1...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru