Мельников Павел Дмитриевич

melnikov p d600(20 января 1907 — 13 апреля 1987) 

«Повезло Изборску с певцом его красоты, мощи, несокрушимости и пронзительной нежности. Изборск на холстах Мельникова – теплый и до боли родной. Каждый изборянин, будь он художником, с удовольствием подписался бы под работами Павла Дмитриевича» (Ольга Кошелькова) 

Поистине — художник от Бога: его картины «дышат» стариной и былинностью, и в полной мере раскрывают необыкновенную красоту заповедного Изборского края. В единое целое слились на полотнах художника небо, вода и земля, мир природы и мир человеческого бытия, и он сам — автор, Творец. Его художественный почерк узнаваем, и в каждой картине чувствуется его душа — человека истинно русского, славянского. 

Никола на городище. 1970

http://www.museum-izborsk.ru/upload/pages/text/2017/01/ZmVMi1484909864.jpg

Уголок Изборска. Часовня Флора и Лавра. 1971

http://www.museum-izborsk.ru/upload/pages/text/2017/01/tKubi1484909892.jpg

Всё родом из детства: будущий художник родился студеным январским днем 1907 года в в крестьянской семье в Изборске. С детства проявилась в характере мальчика тяга к искусству, но учиться живописи всерьез ему не довелось. Так сложились судьба, жизнь и ее суетные обстоятельства. После шестилетнего школьного обучения работал в хозяйстве отца. 

Первые шаги в живописи сделал под руководством школьного учителя рисования Николая Ивановича Макаровского (брата выдающегося Изборского учителя, краеведа, председателя Изборского культурно-просветительного общества). С благодарностью вспоминал Павел Мельников и добрые советы русского художника Сергея Арсентьевича Виноградова, который в 1922 г. приезжал в Изборск на этюды. 

В 1928 году Павел Мельников уехал в Таллинн, где поступил работать на целлюлозно — бумажную фабрику. Жил напряженной внутренней жизнью, занимался самообразованием: собирал и изучал книги по истории и искусству, посещал художественные выставки, занимался живописью. 

В одной из таллинских школ летом 1941 г. художнику удалось организовать персональную выставку, и по роковой случайности ее открытие состоялось 20 июня 1941 года - за два дня до начала Великой Отечественной войны. Картины начинающего художника бесследно пропали, с войны он вернулся инвалидом. 

В начале войны художник ушёл на фронт, где в 1941 г. участвовал в обороне Таллина, в 1943 в битве под Великими Луками. Был дважды ранен, перенес несколько операций. «Вернулся в родной Изборск в ноябре 1944 года. Проработал два года в местной библиотеке, но после случая на утиной охоте окончательно подорвал здоровье. (Подстрелив на озере утку, полез за добычей в ледяную воду и очень сильно простудился). К букету «боевых болячек» добавилось хроническое воспаление легких. От адских болей, которые испытывал постоянно, не всегда спасали лекарства. Спасение находил в творчестве, ставшем для него настоящим счастьем» (Валентина Игнатьева). 

Иней. (1927-1928?)

http://www.museum-izborsk.ru/upload/pages/text/2017/01/Gg7XZ1484907838.jpg

Это был тяжелейший период в жизни Павла Дмитриевича, ведь ее в буквальном смысле пришлось начать с чистого листа: из раннего периода творчества сохранились только две картины, написанные еще робкой рукой, - «Труворово городище» (1921 г.) и «Иней» (1927 ?). Почти 20 лет выпало из творческой биографии художника, и почти столько же потребовалось, чтобы нагнать упущенное и приблизиться к творческой зрелости. 

У художника всё получилось: и с 1962 года его картины уже появлялись на выставках в Изборске, Печорах, Пскове, а занятия живописью для него стали душевной необходимостью, смыслом всей творческой жизни. 

Как правило, на его полотнах изображен родной Изборск: древний и прекрасный город — воин на Сееверо-Западе Руси, обладающий уникальным ландшафтом с его холмами, перелесками, маленькими речками, озерами, древней крепостью и старинными храмами. 

Система рек и озер Изборска. 1968

http://www.museum-izborsk.ru/upload/pages/text/2017/01/dfOzy1484909637.jpg

Осень. 1970

http://www.museum-izborsk.ru/upload/pages/text/2017/01/flnrI1484909669.jpg

Изборская крепость 14 века. 1970 

http://www.museum-izborsk.ru/upload/pages/text/2017/01/iVU6U1484909709.jpg

Изборские дали. 1974

http://www.museum-izborsk.ru/upload/pages/text/2017/01/3LNM31484909746.jpg

«Если его картины объеди нить в одно цельное полотно, - пишет поэт и журналист Валентина Игнатьева, - то получится потрясающее панно жизни Изборска древнего и современного - жизни, совпадающей в пространстве и во времени. Она то застывшая, словно прикованная к вечности крепостных стен и башен, то по-деревенски размеренная и неторопливая, тихая до безмолвия. О присутствии в ней людей может напоминать разве что одинокий огонек, освещающий окно простой избенки. Оглянись - все узнаваемо, все так и есть, но срабатывает не эффект фотографической точности, а эффект заложенного в каждую мельниковскую картину духовного, эмоционального переживания. Писал он свои пейзажи не столько кистью, сколько сердцем. Оно ему подсказывало и художественные решения (специального художественного образования не имел). Композиция, колорит, декоративная трактовка пейзажа или расстановка в нем архитектурных акцентов выбирались им по наитию, но это и придавало его работам самобытность...». 

Он умел передать на холсте атмосферу старины, некоей былинности, при этом выразить и народную простоту изборских пейзажей, и их национальный характер. Глядя на его полотна, невольно в сознании рождаются мысли о бренности человеческой жизни и о вечной жизни Истории и Природы. 

Нина Ульянова, псковский экскурсовод, журналист, автор фильмов «Легенды Словенских ключей», «Сказ о том, как пчела мужика тамбовского к Храму привела», рассказывающий об истории Мальского Спасо-Рождественского монастыря, однажды сказала о заповедной красе Изборска: «Побывав здесь однажды, вы никогда не уйдете отсюда: все лучшее и доброе, что в вас есть, останется здесь и ваш незримый двойник, словно безгрешный ребенок, будет восхищенно смотреть в бездонную синеву изборского неба...». Удивительно, но ее слова в полной мере отражают сущность живописи Павла Дмитриевича — безграничная любовь и восхищение земной красотой Изборского края наполняли его дшушу, жизнь, творчество. Не случайно, среди изборян бытует мнение, что художник смотрел в глубь земли и знал ее тайны... С огромной любовью изображая на своих полотнах древние каменные стены и башни Изборской крепости, храмы, удивительную природу и тихие улочки древнего города в разное время года, и выбирая для своих пейзажей разные точки обзора. 

Его наследие огромно: и по художественно-историческому масштабу, и по тому неоценимому вкладу, который он внес не только в искусство, но и в историю древнего русского города. 

В последние годы Павел Дмитриевич приобрел много друзей-поклонников его таланта, и среди них были профессор МГУ Н.М. Чернышев (ученик Серова и Коровина), московский художник А.А. Коробов, известный архитектор В.В. Косточкин, историк Т.Н. Михельсон. Впрочем, и сегодня его имя на устах, а его работы вызывают восхищение и любовь современного зрителя-ценителя искусства. Они хранятся в Изборском музее-заповеднике, Печорском и Псковском музеях. И не только: еще при жизни художника каждый изборянин, уезжая жить в другой город, старался взять на память его картину, в результате чего сегодня его живопись и графика украшают дома не только в Изборске, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Риге, Таллинне, а так же в Швеции, Франции, Германии, Италии, Англии, Америке и других государствах. Одна его работа находится в Третьяковской галерее. 

Не менее важен краеведческий вклад П. Д. Мельникова в развитие культуры Изборска: вся его жизнь, вплоть до кончины в 1987 году, была посвящена живописи и изучению истории края. Павел Дмитриевич был еще и историком-краеведом, одним из создателей Изборского музея. 

Павел Дмитриевич Мельников

Умер самобытный художник 13 апреля 1987 года. Оставив о себе добрую память, как о человеке глубокой ответственности, порядочности и небывалой силы духа: «Упорство, трудолюбие и мужество, достойное истинно русского человека и творца, ответственного перед людьми и Богом за свой дар. Таким он и запомнится нам навсегда - на все времена...», - говорит о нем Валентина Игнатьева. А затем добавляет, отсылая нас к нашей совести и культурной памяти: «Осознаем ли мы, какое наследие оставил нам сын Изборской земли Павел Дмитриевич Мельников? Если бы собрать воедино все им созданное, осевшее в частных коллекциях, наверное, составилась бы огромная галерея. Но такой галереи никто из нас не увидит. Сохранить хотя бы то, что имеем, приумножить и, наконец, всерьез подойти к изучению его творчества. Составить каталоги, написать монографию, выверенную биографию. Мельников того стоит – его пейзажная живопись возвращает нас в отошедшую эпоху, к тому, что всегда будет сердцу мило и что осталось жить лишь на его холстах». 

*****

...Городище древнее над озером,
Крест старинный наклонился чуть...
Ладога, Изборск да Белоозеро,
Кривичи-славяне, либь да чудь.

Холм крутой усыпан анемнами,
Лебеди по озеру плывут...
Так и ждешь: под яркими знаменами
Трувора драккары приплывут.

И причалят у холма зеленого,
Где ключи Словенские журчат.
В воздухе, что пахнет анемонами,
Звуки чуждой речи зазвучат.

Не умрет старинное предание,
Если люди сердцем чуда ждут...
Пусть всегда, как будто в годы давние,
Лебеди над озером плывут.... 
/Нина Ульянова/ 

Поэзия живописи Павла Мельникова — это тот мир, по которому скучает сердце по-настоящему русского человека.

Взгляните и убедитесь сами..

Снег идёт. 1969

http://www.museum-izborsk.ru/upload/pages/text/2017/01/keZro1484908167.jpg

Талавская башня. 1970 

http://www.museum-izborsk.ru/upload/pages/text/2017/01/ZK8N31484908195.jpg

Талавская башня. 1970 

http://www.museum-izborsk.ru/upload/pages/text/2017/01/E8gch1484908224.jpg

У крепостной стены. 1971 

http://www.museum-izborsk.ru/upload/pages/text/2017/01/96ca61484908270.jpg

У стен Изборска. 1971 

http://www.museum-izborsk.ru/upload/pages/text/2017/01/V2RNb1484908597.jpg

Часовня. 1971

http://www.museum-izborsk.ru/upload/pages/text/2017/01/MhNAY1484908626.jpg

Солнечный день. 1960

http://www.museum-izborsk.ru/upload/pages/text/2017/01/Yc9Iv1484908790.jpg

Труворово городище. 979

http://www.museum-izborsk.ru/upload/pages/text/2017/01/vcdiI1484908828.jpg

Труворво городище. 1970

http://www.museum-izborsk.ru/upload/pages/text/2017/01/ZDHlP1484908860.jpg

Словенское поле. 1946

http://www.museum-izborsk.ru/upload/pages/text/2017/01/5kRkm1484908894.jpg

Малы. 1971 

http://www.museum-izborsk.ru/upload/pages/text/2017/01/Vc8yH1484908932.jpg

Литература: 

  1. Нам свыше Родина дана/ Смолькин Игорь Александрович : Псковский край, его история и достижения в свете духовного возрождения общества в поэзии и прозе псковских писателей: [12+] / [гл. ред. Игорь Смолькин]. - Псков: Псковское отделение Союза писателей России, 2014. - 430, [1] с. Электронная версия
  2. Кошелькова Ольга. Пророк Павел/Псковская губерния, газета, электронная версия- [Сайт] — №34 (353) от 05 сентября-11 сентября 2007 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gubernia.pskovregion.org/number_353/11.php(Дата обращения: 4. 06.2018) 
  3. Игнатьева В. Трувор, Шелога и Павел Дмитриевич Мельников//Псковские Печоры - [Сайт] —29 ноября 2010 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: (Дата обращения: 4. 06.2018) http://pechori.ru/people/truvor-sheloga-i-pavel-dmitr..
  4. Игнатьева В. Очарованный странник //Псковские Печоры - [Сайт] — 7 ноября 2012 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pechori.ru/people/ocharovannyj-strannik/ (Дата обращения: 4. 06.2018) 
  5. Выставка «Павел Дмитриевич Мельников. К 110-летию художника» // Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск» - [Сайт] — 20 января 2017 - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.museum-izborsk.ru/ru/news/1102/museyniy_kv..(Дата обращения: 4.06.2018) 

Голубева А. (4 июня 2018)

Сего Дня

26 ноября 1474 года

26 ноября 1474 года

Псковичи недовольны князем Оболенским. После почти полугодичного отсутствия в Псков вернулся князь Я...

26 ноября 1479 года

26 ноября 1479 года

Великая вышла из берегов. Большое наводнение на Великой. По реке вниз несло огромные запасы дров, се...

Выставки

Коллекция методических сценариев о псковских музеях и усадьбах, часть III

Коллекция методических сценариев о псковских музеях и усадьбах, часть III

Есть на Псковской земле места, поражающие своей красотой и величием. Здесь до сих пор чувствуется ду...

Псковские факты

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

«Псковская пятница» 2017 года посвящена Ал. Алтаеву, она была  подготовлена  к 145-ле...

Контакты

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Тел.: + 7(8112) 72-08-01

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru