Преподобные Феофил и Иаков Омучские

feofilova pustyin600(? - 1412) 

День Памяти: (по старому/по новому стилю) преп. Феофила – 29 декабря/11 января, а преподобных Феофила и Иакова Омучских – 21 октября/3 ноября. 

Относительно времени жизни, происхождения и деятельности преподобных Феофила и Иакова Омучских, живших в XIV – XV вв., сохранилось очень мало сведений. Известно, что они несколько времени подвизались на острове Коневце вместе с преподобным Арсением Коневским (память 12/25 июня), и, может быть, там и начали свои иноческие труды. 

Затем в 1395 или 1396 годах оба подвижника оставили Коневец и перешли на речку Омучу. Здесь, в округе Демянского погоста, в 65 верстах от города Порхова они основали пустынь в честь Успения Божией Матери. Основателем обители почитался преподобный Феофил, судя по тому, что она называлась Феофиловой пустынью, тогда как преподобный Иаков был ее устроителем. 

Такие данные повторяются во многих источниках, и лишь книга Владимира Яковлевича Степанова – кандидата военных наук, члена Союза писателей России, именуемая как «Феофилова пустынь: прошлое и будущее», приоткрывает нам все известные сведения о жизни святых старцев и истории Феофиловой пустыни. 

«По преданию, Феофил (с греч. - «боголюбивый») происходил из благочестивой семьи поселян. В родительском доме его обучили грамоте и чтению божественных книг. Иноческое пострижение Феофил принял на острове Коневец, который наряду с Валаамом привлекал в то время многих подвижников благочестия. Здесь преподобный прожил пять-семь лет, житийные подробности не сохранились. За высокую святость своей жизни Феофил был поставлен преподобным Арсением игуменом Коневской обители. Но его так влекло безмолвие пустыни, что спустя некоторое время, в 1395/96 г. он вместе со своим учеником-сподвижником Иаковом покинул стены монастыря и отправился в пределы Новгородских земель. 

Уединенное место искатели безмолвия нашли на берегу болотистой речки Омучи (Омуги), которая протекает по территории нынешних Стругокрасненского и Плюсского районов Псковской области и впадает в реку Плюссу. Здесь они стали проводить жизнь в строгом посте, молитве и борьбе с искушениями. Отсюда, по месту своего монашеского подвига, – и имя «омучские». 

В книге иеромонаха Никодима (Кононова) «Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах Санкт-Петербургской епархии XIV-XVII веков. Агиологические очерки»(СПб., 1901) преосвященный архиепископ Филарет сообщает следующее: «Преподобные Феофил и Иаков в 1396 г. основали пустынь в честь Успения Богоматери на р. Омуге, в округе Демьяновского погоста, в 65 вер. От Порхова. Феофил был основателем пустыни, а Иаков – устроителем обители».

Согласно сборнику «Акафисты русским святым»(изд. «Титул», Т.3. Санкт-Петербург, 1996), на реке Омуге преподобный Феофил подвизался шестнадцать лет до своей блаженной кончины, последовавшей, по одним источникам, 21 октября, по другим – 29 декабря 1412 года (в княжение Василия I Дмитриевича). Он был погребен под спудом в деревянной Успенской церкви. Здесь же на территории пустыни предположительно похоронен и старец Иаков, который продолжал дело благоустроения обители, но конкретное место и год его погребения неизвестны. Память (по старому/по новому стилю) преп. Феофила – 29 декабря/11 января, а преподобных Феофила и Иакова Омучских – 21 октября/3 ноября. 

О церковном почитании Омучских святых печатных свидетельств немного, и, как правило, сведения скупые и короткие. Но имеющаяся информация позволяет сделать вывод, что преподобные Феофил и Иаков издавна почитались как святые. Ко времени закрытия пустыни в 1754 году были известны тропарь и кондак Феофилу, имелось иконописное изображение святого. Одна из икон преподобного Феофила, написанная примерно в конце XIX – начале XX века, ныне сохранилась и находится в одном из храмов Псковской области. Еще один образ преподобного хранится в запасниках храма св. Александра Невского во Пскове. 

В XX веке преп. Феофил Омучский, который в святцах именуется Лужским чудотворцем, уже был известным святым Петербургской и Псковской губерний. В 1902 году в Петебурге неизвестным автором был сочинен рукописный акафист преп. Феофилу, который получил одобрение Духовного цензурного комитета. Но 18 апреля 1905 года решением Синода акафист был отклонен после отрицательного отзыва архиепископа Финляндского и Выборгского Николая, который основные недостатки акафиста вывел из скудости сведений о житии и чудесах преподобного. В настоящее время «Акафист святому преподобному Феофилу, игумену Омучскому, Лужскому чудотворцу» опубликован».

Свято-Успенская Феофилова Пустьнь, XIV в. 
История 

Обитель во Имя Успения Божией Матери возникла на речке Омуге около 1396 года. Много преданий о деятельности монашеской обители и чудеснейших исцелениях сохранила история и народная память. Одно из них относится к таинственной личности императора Александра 1, который в 1824 году присутствовал на освящении каменного храма. По одной из версий русский государь скончался 19 ноября 1825 года в городе Таганроге, а по другой - отошел в мир иной 20 января 1864 года под именем старца Федора Кузьмича, праведно проведшего последние тридцать лет жизни в Сибири. Но, как бы там ни было, считается, что монарх-самодержец у раки с мощами преподобного Феофила излечился от простудного недуга, поразившего его ноги. 

С 1824 года до богоборческих времен в живописном месте возле некогда полноводной речки Омуги, отражаясь в ее зеркальной глади, обрамленной желтоглавыми кувшинками, напротив развилки дорог, ведущих на Новгород, Псков и Питер, высился красивый кирпичный храм, устроенный русским императором, с тремя приделами: центральный в честь Успения Пресвятой Богородицы, левый - святого благоверного князя Александра Невского, правый - преподобного Феофила Лужского-Омучского, называемого в святцах «новым чудотворцем». 

А в 1827 году на почтовой станции села Феофилова Пустынь, которое исторически образовалось вокруг монашеской обители и сделалось широко известным на территории Петербургской и Псковской губерний, останавливался А.С. Пушкин. Не исключено, что и император Николай II не раз посещал святую обитель, т.к. по его распоряжению был создан артиллерийский полигон в п. Струги Красные, где он сам проводил Высочайший смотр 20 мая 1911 года. 

На конец XIX века в состав прихода входили: две усадьбы, село Феофилова Пустынь и девять деревень. Прихожан насчитывалось 824 человека мужского пола и 919 душ – женского. Главной святыней двух храмов обители были мощи преподобного Феофила, почивавшие под спудом под средним алтарем каменной церкви, а также мощи преподобного Иакова.

До революции зажиточное село являлось центром ряда благотворительных учреждений: земского врачебного приемного покоя, сельской общины сестер милосердия, первой постоянной дачи для воспитанников-сирот и иностранцев, обучавшихся в столичном Духовном училище и не имевших возможности уезжать домой на каникулы.

В начале 1920-х гг. село Феофилова Пустынь переименовали в деревню Николаево. В 1931 году Успенскую церковь закрыли, в здании храма устроили клуб, священник отец Василий уехал. По воспоминаниям местных старожилов, в 1940 году часть икон из закрытого храма порубили, оставшуюся часть вместе с остатками церковной утвари на лошадях вывезли в Струги Красные.

В период оккупации 1941-1944 гг. в храме вновь шли богослужения (во многом благодаря священникам Православной Псковской миссии). Правда, каменная церковь сильно пострадала. В сорок первом году на колокольне находился наблюдательный пункт, с которого артиллерийскими наводчиками корректировался огонь батарей по наступающим немецким дивизиям, рвущимся к Луге. Придорожный храм разрушали и немецкие и советские войска в ходе ожесточенных боев за стратегически важный узел дорог.

После освобождения Псковской земли от фашистских захватчиков храм вновь был закрыт. В послевоенное время местные жители продолжили разрушение храма, растаскивая его развалины на кирпичи. К 1970-1980-м гг. от белоснежного каменного храма-красавца мало что осталось. На территории пустыни поставили щеподралку, а позднее – пилораму. Прилегающее к храму кладбище сровняли с землей, а оставшиеся развалины святыни тщетно пытались взорвать динамитом и растащить тракторами. Последняя попытка разобрать остатки церкви на кирпичи предпринималась в 1991 году, но местные жительницы села, не дали свершиться святотатству.

В 2003 году по ходатайству жителей деревни Николаево и многих других граждан селу возвратили его историческое название — Феофилова Пустынь. Началось восстановление поруганной обители, которая сегодня стала женской. Уже построен небольшой деревянный храм, в котором совершается Божественная Литургия.

Ожидается строительство новой часовни в честь св.муч. Вениамина Петроградского, келий для монашествующих. Настоятельница монастыря монахиня Гавриила прилагает много усилий к возрождению святыни.

В народе сохраняется память о подвигах преподобных Феофила и Иакова, пробуждая в нас, живущих ныне, стремление восстановить Феофилову Пустынь в прежнем величии и красоте. Благодаря русским православным людям и общественности село обрело свое историческое наименование. Пусть же вновь возгорится неугасимая лампада здесь в святых стенах и камнях Свято-Успенской Феофиловой Пустыни.

Литература: 

  1. Степанов Владимир Яковлевич. Феофилова пустынь: прошлое и будущее / Степанов Владимир Яковлевич - М. : Святигор, 2003. - 63, [1] с. 
  2. Псковская энциклопедия, 903-2003 / под ред. А.И. Лобачева. - Псков : Псковская энциклопедия, 2003. - 912 с. - Указ.: с. 855-903. - Библиогр.: с. 904-910 . 
  3. Таскаев Андрей. Путеводитель "Псковские святыни" / Таскаев Андрей , Несмелов Игорь Александрович / авт.: свящ. Андрей Тоскаев [т. е. Таскаев] ; фото, компьютер. дизайн: Несмелов Игорь Александрович. - Издание 2-е, дополненное . - Псков : [б. и.], 2009. - [99] с. 
  4. Светлана Бондарева «Феофил и Иаков Омучские. Покровители земли лужской»// Официальный сайт Лужского благочиния - [сайт] - // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://луга-храм.рф/prixody-2/svyatye/feofil-i-iakov-.. (Дата обращения: 26.02.2018) 
  5. Кулешова В. П. Феофилова пустынь// Псков №20, 2004 - [сайт] - // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://soz.pskgu.ru/projects/pgu/storage/PSKOV/ps20/p.. (Дата обращения: 26.02.2018) 

Голубева А. 
26.02.2018

Сего Дня

18 сентября 1427 года

18 сентября 1427 года

Псковичам явилось «знамение» на Солнце. Как пишет летописец, около Солнца появилось шесть круго...

18 сентября 1496 года

18 сентября 1496 года

Поход на шведов. Псковичи во главе с князем Василием Федоровичем, посадником Левонтием Тимофеевичем...

18 сентября 1502 года

18 сентября 1502 года

Ливонцы под Псковом. Магистр Ливонского ордена Вальтер фон Плеттенберг во главе войска подошел к Пск...

18 сентября 1580 года

18 сентября 1580 года

Баторий захватил Великие Луки. После более чем недельной осады Великих Лук, войска польского короля...

18 сентября 1881 года

18 сентября 1881 года

В Пскове состоялось публичное открытие сквера при учительской семинарии. В районе Покровской ба...

Выставки

Символика Псковской области

Символика Псковской области

23 августа 1944 года образована Псковская область 20 февраля объявлен Днем герба и флага Псковской...

Псковские факты

Генерал 1812 года Пётр Витгенштейн: «Чести моей не отдам никому»

Генерал 1812 года Пётр Витгенштейн: «Чести моей не отдам никому»

Главный герой «Псковской пятницы» - знаменитый генерал Отечественной войны 1812 года Петр Христианов...

Контакты

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Тел.: + 7(8112) 72-08-01

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru