Подворья монастырей в Пскове

Подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Подворье Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря первоначально было основано в Пскове еще при игумене Корнилии в 1537 году. Первоначальный храм во имя иконы Божией Матери «Одигитрии» Смоленской был утрачен вследствие пожара. Новый каменный храм отстроен в 1685 году. После реконструкций и перестроек церковь «Одигитрии»  была позже освящена во имя иконы Богородицы «Введение во храм».

С 1864 года управление подворья стало архиерейским. Вскоре, в 1883 году, было построено новое двухэтажное здание с домовой церковью во имя иконы Богородицы «Казанская». В 1905 году – дом для певчих. Труба возле Мстиславской башни принадлежала электростанции.

Церковь «Введения во храм Богородицы» совершенно переделана в 1866 году. Фасады её так изменены, что она кажется совсем новою (построенной не так давно). О древности говорит только её барабан с шестью щелеобразными окнами, накрытый репчатой главой с заострением в виде шпиля и отливом внизу; да три полукруглые абсиды с двумя дорожками треугольников по карнизам. Внутренность церкви более сохранила свой  древний облик…

В притворе остались сомкнутые крестовые своды, и видны на северной и южной стороне широкие, с арочными перемычками, ныне заложенные древние двери. Своды главного храма коробовые, утвержденные на 4-х столбах необычной толщины. Восточная пара столбов со стороны иконостаса оставлена плоскою, с алтарной же стороны скруглена на высоте 4 аршин от пола. Переход от круглой нижней части к четырехгранной верхней обработан при помощи треугольных горизонтальных консолей, которые как бы помогают столбам выдержать тяжесть четырехгранника со сводами. Западная пара столбов, вероятно, была прежде также четырехгранною, но впоследствии обделана на восемь граней и в верхних частях снабжена такими же консолями.

Барабан помещается на ступенчатых арках. В алтаре находится Горнее место.

Окна храма расширены и, вместе с купольными, дают большое обилие света. Иконостас пятиярусный, но замечательных икон нет. При храме находится новая колокольня, на коей один из колоколов лит в 1688 году.

В левом флигеле подворья, в нижнем этаже, помещается Музей Церковного Историко-Археологического Комитета, основанный в 1905 году архиепископом Псковским и Порховским Арсением (Стадницким).


Подворье Любятовского Никольского монастыря на Сергиевской улице

Церковь св.пр. Сергия Радонежского с Залужья дал название улице Сергиевской.

До осады города Пскова войсками Стефана Батория монастырь во имя Сергия Радонежского находился за пределами крепостной стены. Позже, после войны с Ливонией храм был перенесен в Окольный город.

На аркатурном поясе барабана Сергиевской церкви сохранялось древнее керамическое покрытие. Лемех купола главки тоже был керамический, с темно-зеленой поливой. Звонница была прежней, как и до перенесения её за крепостные стены, а это значит, что её не заменили на колокольню.

У самых Сергиевских ворот, вблизи места, на котором стоит церковь, в старину было обширное болото, называемое Лужищем, отсюда и произошло название «Залужье», оттого и Сергиевские ворота назвались прежде Лужскими. О построении Сергиевской церкви точных сведений не имеется. Во всяком случае вряд ли она могла стоять до 1510 г., так как в силу Псковского патриотизма Московские св. угодники не могли пользоваться во Пскове особым почитанием. Вероятно, она сооружена москвичами, переведенными сюда на место выселенных в Москву псковитян. Некоторые её архитектурные особенности побудили г. Грабаря отнести её к XIV веку, но мы решаемся представить сл. соображения: 1) религиозное почитание и прославление св. пр. Сергия Радонежского началось лишь с XV века и 2) в летописи значится, что в 1561 году, во время большого пожара, церковь эта, вместе с некоторыми другими, сгорела. Следовательно, в нынешнем виде Сергиевская церковь существует не ранее как с 2-й половины XVI века. Прежде здесь был Мужской монастырь, превращенный в 1710 г. в подворье Любятовского Никольского монастыря.

В начале XIX столетии церковь была приписана к Ново-Вознесенской церкви, затем – к Сергиевскому Реальному училищу. Реставрация храма проводилась в 1885-86 гг.

Церковь стоит на обширном пустыре, занятом садоводством Шимана. В старину здесь было монастырское кладбище. Тип храмовой архитектуры – псковский. Три очень низкие полукруглые абсиды украшены по карнизам поясками из треугольных и квадратных впадинок и снабжены узкими, щелеобразными окнами. Боковые абсиды ниже средней. Прежняя кровля церкви была на 8 скатов, как это можно видеть по срезанным верхним частям фасадных делений. Шея купола имеет не цилиндрическую форму, а усеченную, меньшим основанием книзу, а большую кверху. Карниз её, подобно абсидам, украшен арочками, квадратами и треугольниками. Глава покрыта глазурованной черепицей с поливой темно-зеленого цвета. Прежде такое покрытие было во Пскове явлением обычным. Сергиевский храм представляет ныне единственный пример (1911г.) чешуйчатой церковной главы. Под главою оставался, хотя и в сильно поврежденном виде, красивый поясок из разноцветных изразцов.

С западной стороны приделана паперть, очевидно позднее сооружение самого храма, так как ею закрыты нижние части фасадных лопастей. На южной стороне храма находится придел во имя св. преп. Никандра, выстроенный в 1785 г. из плиты купцом Иваном Яковлевичем Постниковым. Церковь стоит на подклети, вход в которую находится влево от паперти. При самом входе заметны следы орнамента, покрывающего, очевидно, часть подвальных стен. Подвалы весьма глубокие и покрыты сводами. На северной стене храма сооружена весьма изящная псковская звонница о двух пролетах, в которых висят колокола. В западную стену паперти вделана надгробная плита 1624 г., сильно поврежденная.

Внутри церкви находятся 4 столба, перекрытые сводами, на которых при помощи арок, утвержден купол. Между юго-западным столбом и южною стеной храма, на высоте человеческого роста, перекинут свод, на котором устроено особое помещение, так называемая палатка. В северной части палатки проделана дверь, через которую взбирались в палатку, очевидно, по приставной лестнице; в южной же имеется узкое оконце, выходящее на церковный двор. В древности это помещение служило ризницей. Подобные палатки стали делать в церквах не ранее XIV в. В сводах северной и южной сторон, в куполе и в алтарной части расположены голосники.


Подворье Спасо-Елеазаровского монастыря.

Церковь Преполовения Пятидесятницы на Спасском подворье выстроена в 1494 году. Архитектура церкви весьма простая. Особенностью её служит каменное крыльцо в три пролета, на толстых столбах, с сомкнутым сводом и распалубками. На нем помещается звонница, переделанная позднее в шатровую колокольню.

Со стороны крыльца в наружную стену церкви вделана каменная плита с надписью о погребенном здесь в 1694 году иеромонахе игумене Варлааме. Из этой надписи видно, что в конце XVII века подворье принадлежало Великопустынскому монастырю.

Церковь имеет одну абсиду. Глава увенчана фигурным крестом.

Входная церковная дверь отличается массивностью и стариной и запирается толстым деревянным засовом.

Церковь состоит из притвора, главного храма и алтаря. Притвор отделен от главного храма толстой плитяной стеной с тремя пролетами. Совершенно такая же стена отделяет главный храм от алтарной части. Сомкнутые своды опираются прямо на стены.

В глубоком подцерковье находится колодец с чистою водой.


Подворье Святогорского Свято-Успенского монастыря.

Церковь Архангела Михаила и всех Небесных сил

Михаило-Архангельская церковь находится на Великолукской улице, вблизи Торговой площади. Время её основания считается 1339 г. Но во второй Псковской летописи под 1339 годом указано основание церкви св. Михаила и Гавриила в Городце, т.е. приблизительно у нынешних Михайловских ворот, а не на Торговой площади. Во всяком случае церковь очень древняя судя по её окладу и типичным особенностям древнего Псковского храмового зодчества.

В последнее она была переделана и многое утратила из своего древнего вида. Теперь она служит полковой церковью Енисейского пехотного полка.

Церковь сложена из плиты. План её главного нефа – правильный крест.

На фасадах находятся арочные деления. Глава была покрыта прежде глазурованною черепицею, которую недавно заменили железом. Только верх барабана остался по-прежнему украшен двойным поясом из глазурованных изразцов, изготовленных, судя по их пестрой раскраске, не позже конца XVII в. Глава увенчана узорчатым крестом.

Прежде при церкви было два придела; теперь остался только один – северный, во имя Положения Пояса Богородицы. Он расположен в северо-западной части главного храма; в северо-восточной же части помещается ризница. Другой придел, южный, упразднен неизвестно когда.

Подпружные арки главного храма несколько выше следующих за ними коробовых сводов и немного уже столбов церкви. Эти арки, при незначительной высоте церкви, производят впечатление большой стройности и дают легкий переход к барабану.

Возле правого клироса, в стене, находится плита со следующей надписью: «…Въ лЪто 6847 (1339) заложена бысть церковь каменная Михаила и Гавриила при державЪ Великия Российския Державы Московского государства князей и бояр и воевод и всей земли, а въ которые лЪта совершена и освЪщена, и того въ писании не обрЪтено за многими лЪты. Въ лЪто 7121 (1613) мЪсяца ноемврия въ 8 день, на соборъ Архистратига Михаила и прочихъ Небесныхъ Силъ безплотных освященъ Алтарь Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа и церковь во имя его Архистратига Михаила, по благословению великаго господина преосвященнаго Исидора, митрополита Великаго Новограда, и освящали  тое церкви Живоначальные Троицы попъ Лазарь с братиею, при Псковскомъ бояринЪ и воеводЪ при НикитЪ Дмитриевомъ ВениаминовЪ и дьякъ Василь Коринъ. И въ лЪто 7202 (1694) и 7203 (1695) году, при державЪ благовЪрныхъ царехъ и великихъ князьяхъ ИоаннЪ АлексеЪвичЪ, ПетрЪ АлексеЪвиче всея Великие и Малыя и БЪлыя России самодержцЪхъ и при святЪйшемъ киръ АдрианЪ архиепископЪ Московскомъ и Всея России и всехъ сЪверныхъ странъ патриархЪ, а по благословению преосвященнаго Илариона, митрополита Псковскаго и Изборскаго, построена та же церковь Архистратига Михаила вновь, внутрь и около обветшавыя мЪста, и своды верхние, и глава желЪзная лужена, и на главЪ крестъ золоченый изъ церковныхъ доходовъ тое жъцеркви прихожанъ Псковичъ посадскихъ людей Никифора Иванова сына Ямского старосты Гавриила СвЪчнина. …»

Библиография:

  • Окулич-Казарин, Николай Фомич. Спутник по древнему Пскову : (Любителям родной старины). - Псков : Тип.Пск.губерн.земства, 1911. - 316с.,58 ил.,4 план.

 

Материал подготовлен Татьяной Ледининой

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сего Дня

20 июля 1612 года

20 июля 1612 года

Шведы в Порхове. В третий раз шведский отряд, выступивший из Порхова (Порхов в то время был оккупиро...

20 июля 1424 года

20 июля 1424 года

Завершены работы по строительству Персей в Псковском Кремле. Работы продолжались три с половиной год...

20 июля 1888 года

20 июля 1888 года

Принят Рижский железнодорожный мост. Завершена склепка железных арок, проведена первая проба моста т...

Выставки

«Они родня по вдохновенью…»: коллекция методических сценариев о художниках

«Они родня по вдохновенью…»: коллекция методических сценариев о художниках

Краеведческий портал «Псковиана» представляет Вашему вниманию коллекцию методических материалов для...

Конкурс

Итоги конкурса «Псковская книга – 2017»

Итоги конкурса «Псковская книга – 2017»

17 апреля на открытии XV Международного книжного форума «Русский запад» были награждены победители о...

Контакты

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Тел.: + 7(8112) 72-08-01

Эл.почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сайт: http://www.pskovlib.ru