Кузьминки – праздник кузнецов

kuznecy50014 ноября в народном календаре Кузьминки - отмечается память двух братьев, святых бессребреников Космы и Дамиана, живших во второй половине 3 — начале 4 веков. 

На Кузьму (Косму) и Демьяна (Дамиана) доигрывали последние свадьбы, ковали счастье молодых. Святых почитали одновременно как хранителей семейного очага и как покровителей всех ремесленников и ремесел - главным образом, кузнечного искусства.

У наших соседей в Беларуси 14 ноября  отмечается как народный праздник Кузьмы — покровителя кузнецов. Поэтому этот день называют еще и профессиональным праздником — Днем кузнеца. Кузнечное дело — это одно из старинных и самых уважаемых ремесел. Издавна кузнецы уважались и чтились в народе. Стать кузнецом не так просто, как кажется. Учеба и в наши дни занимает достаточное количество времени, а когда-то делу кузнеца учились от 3 и до 10 лет.

Положение кузнецов в средневековом обществе определялось, прежде всего, спецификой их работы: только кузнецы нуждались в наличии специального производственного помещения, отделённого от жилища, снабжённого довольно сложным оборудованием и инструментарием. Обработка железа требовала от мастера особых знаний, владения специальными навыками и приемами. Кузнецы были элитой ремесленного сообщества древности. В средневековых городах, как правило, они селились обособленно.

В XV–XVI веках в Пскове существовало три района, население которых было связано с кузнечным делом. Районы эти известны по письменным источникам как «Кузнецы», или «Большие кузнецы». Они располагались компактно в различных частях Окольного города, вдали от центра и там, где не было плотной деревянной застройки, что определялось, в том числе, и крайней пожароопасностью кузнечного дела.

Археологическое изучение Пскова позволило проследить историю формирования специализированных ремесленных районов, которое происходило в XIV–XV веках.

Подробнее в статье Т. Ю. Закуриной. Кузнецы древнего Пскова>>> 

kuznecy podveska
Современная подвеска с изображением кузнеца, выполненная в литейной форме XIV века.

Изучение технологии обработки черного металла Древней.Руси с использованием методов металлографии в последние десятилетия позволило выявить существование различных производственных традиций в кузнечном деле. В настоящее время стало очевидным, что кузнечное дело Северной и Южной Руси развивалось на основе разных традиций. Если для южнорусской традиции (Киевской, Чернигово-Северской земель, Рязани) было характерно преобладание в применении традиционных для раннеславянского периода способов обработки -изготовление цельножелезных и цельностальных изделий, то для северно-русской традиции (Новгород, Суздаль, Гнездово) — напротив, преобладание прогрессивных сварных технологий 

Металлографическое исследование кузнечной продукции X -XIII вв. различных древнерусских памятников и земель показало следующую картину. Соотношение сложных сварных технологий и простых технологических схем: в Новгороде — 79 - 21%, в Полоцке - 81 - 19%, в Суздале - 57 - 43%, в Изборске - 67 - 33%. Данные показатели свидетельствуют о значительном преобладании в технологии кузнечного дела этих памятников сложных сварных технологий. В Киеве, Рязани, Изяславле этого периода соотношение в использовании технологических схем обратное — сварные технологии здесь составили 30 - 38%.

Подробнее в статье Т. Ю. Закуриной. Производственные традиции Пскова X - XIII вв. в обработке черного металла>>>

Интересно продолжали традиции кузнечного дела в Пскове мастера Псковского кузнечного двора>>>

У входа в Кузнечный двор, на кольчужной сетке размещалось знамя псковского Кузнечного двора. Кованый прапор объединял в себе все символические атрибуты кузнечного ремесла:

  • ключ от древнего замка «с секретом»;
  • засапожный нож – использовался скобарями в мирных целях и на случай – «… кто на нас с мечом пойдет…»
  • печать Господарства Псковского, на которой «красуется зверь лютый, да неведомый»
  • скоба – результат труда кузнеца
  • подкова – символ удачи и счастья, если она висит «рожками» вверх, подобно чаше. На кузнечном дворе подкова обращена вниз, как символ победы кузнеца, не испугавшегося черта и подковавшего его.

kuznecy dvor


Дополнительно:

Кузнечное ремесло Изборска конца XIX - XX века>>>



Сего Дня

9 октября 1874 года

9 октября 1874 года

27 сентября ст. ст. - родился Н. К. Рерих. Рерих приезжал в Псков в 1899 году для изучения памятнико...

Выставки

Объекты культурного наследия Пскова, включенные в список ЮНЕСКО: обзор памятников и книг

Объекты культурного наследия Пскова, включенные в список ЮНЕСКО: обзор памятников и книг

16 ноября 1945 года была создана Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки...

Псковские факты

Псковская земля в картинах Николая Рериха

Псковская земля в картинах Николая Рериха

Рерих Николай Константинович (27 сентября [9 октября] 1874 года, Санкт-Петербург — 13 декабря 1...

Легенды ^ Предания

Дар прозорливости преподобного Никандра, юродивый Никола Салос и коты

Дар прозорливости преподобного Никандра, юродивый Никола Салос и коты

Преподобный  изображен среди самых почитаемых псковских святых на Псково-Покровской «Явлен...

Контакты

© ГБУК "Псковская областная универсальная научная библиотека им. В. Я. Курбатова"

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Сайт: http://www.pskovlib.ru