Кузьминки – праздник кузнецов

kuznecy50014 ноября в народном календаре Кузьминки - отмечается память двух братьев, святых бессребреников Космы и Дамиана, живших во второй половине 3 — начале 4 веков. 

На Кузьму (Косму) и Демьяна (Дамиана) доигрывали последние свадьбы, ковали счастье молодых. Святых почитали одновременно как хранителей семейного очага и как покровителей всех ремесленников и ремесел - главным образом, кузнечного искусства.

У наших соседей в Беларуси 14 ноября  отмечается как народный праздник Кузьмы — покровителя кузнецов. Поэтому этот день называют еще и профессиональным праздником — Днем кузнеца. Кузнечное дело — это одно из старинных и самых уважаемых ремесел. Издавна кузнецы уважались и чтились в народе. Стать кузнецом не так просто, как кажется. Учеба и в наши дни занимает достаточное количество времени, а когда-то делу кузнеца учились от 3 и до 10 лет.

Положение кузнецов в средневековом обществе определялось, прежде всего, спецификой их работы: только кузнецы нуждались в наличии специального производственного помещения, отделённого от жилища, снабжённого довольно сложным оборудованием и инструментарием. Обработка железа требовала от мастера особых знаний, владения специальными навыками и приемами. Кузнецы были элитой ремесленного сообщества древности. В средневековых городах, как правило, они селились обособленно.

В XV–XVI веках в Пскове существовало три района, население которых было связано с кузнечным делом. Районы эти известны по письменным источникам как «Кузнецы», или «Большие кузнецы». Они располагались компактно в различных частях Окольного города, вдали от центра и там, где не было плотной деревянной застройки, что определялось, в том числе, и крайней пожароопасностью кузнечного дела.

Археологическое изучение Пскова позволило проследить историю формирования специализированных ремесленных районов, которое происходило в XIV–XV веках.

Подробнее в статье Т. Ю. Закуриной. Кузнецы древнего Пскова>>> (ссылка безопасна)

kuznecy podveska
Современная подвеска с изображением кузнеца, выполненная в литейной форме XIV века.

Изучение технологии обработки черного металла Древней.Руси с использованием методов металлографии в последние десятилетия позволило выявить существование различных производственных традиций в кузнечном деле. В настоящее время стало очевидным, что кузнечное дело Северной и Южной Руси развивалось на основе разных традиций. Если для южнорусской традиции (Киевской, Чернигово-Северской земель, Рязани) было характерно преобладание в применении традиционных для раннеславянского периода способов обработки -изготовление цельножелезных и цельностальных изделий, то для северно-русской традиции (Новгород, Суздаль, Гнездово) — напротив, преобладание прогрессивных сварных технологий 

Металлографическое исследование кузнечной продукции X -XIII вв. различных древнерусских памятников и земель показало следующую картину. Соотношение сложных сварных технологий и простых технологических схем: в Новгороде — 79 - 21%, в Полоцке - 81 - 19%, в Суздале - 57 - 43%, в Изборске - 67 - 33%. Данные показатели свидетельствуют о значительном преобладании в технологии кузнечного дела этих памятников сложных сварных технологий. В Киеве, Рязани, Изяславле этого периода соотношение в использовании технологических схем обратное — сварные технологии здесь составили 30 - 38%.

Подробнее в статье Т. Ю. Закуриной. Производственные традиции Пскова X - XIII вв. в обработке черного металла>>>

Интересно продолжали традиции кузнечного дела в Пскове мастера Псковского кузнечного двора>>>

У входа в Кузнечный двор, на кольчужной сетке размещалось знамя псковского Кузнечного двора. Кованый прапор объединял в себе все символические атрибуты кузнечного ремесла:

  • ключ от древнего замка «с секретом»;
  • засапожный нож – использовался скобарями в мирных целях и на случай – «… кто на нас с мечом пойдет…»
  • печать Господарства Псковского, на которой «красуется зверь лютый, да неведомый»
  • скоба – результат труда кузнеца
  • подкова – символ удачи и счастья, если она висит «рожками» вверх, подобно чаше. На кузнечном дворе подкова обращена вниз, как символ победы кузнеца, не испугавшегося черта и подковавшего его.

kuznecy dvor


 О кузнечном деле на сайте музея-заповедника «Изборск»>>>

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сего Дня

4 декабря 1561 года

4 декабря 1561 года

Колокол для Псково-Печерского монастыря. Псковский колокололитейный мастер Тимофей Андреевич отлил к...

4 декабря 1650 года

4 декабря 1650 года

Наказаны главари псковского восстания. Главные «заводчики» и руководители псковского восстания Гаври...

4 декабря 1804 года

4 декабря 1804 года

Католическое освящение. Бывший псковский православный храм Трех Святителей на болоте освящен по като...

Выставки

Памятники  Великой Отечественной войне на территории Псковской области

Памятники Великой Отечественной войне на территории Псковской области

75 лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны.  Во имя сохранения и передачи памят...

Псковские факты

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

«Псковская пятница» 2017 года посвящена Ал. Алтаеву, она была  подготовлена  к 145-ле...

Легенды ^ Предания

Огнеборица Усвятская

Огнеборица Усвятская

Когда была явлена людям икона Богоматери неизвестно, некоторые предания, впрочем, указывают на XII в...

Из работ Н. Ф. Левина

Левин Н.Ф. Опочецкие купцы Лапины

Левин Н.Ф. Опочецкие купцы Лапины

Левин Н. Ф.краевед, Почетный гражданин г. Пскова Купцы Лапины оставили заметный след в истории Опочк...

Левин Н.Ф. Сохраним память о выдающихся благотворителях: супруги Фан-дер-Флит

Левин Н.Ф. Сохраним память о выдающихся благотворителях: супруги Фан-дер-Флит

19 ноября 2020 года - 180 лет со дня рождения Николая Федоровича Фан-дер-Флита (7 (19).11....

Контакты

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Тел.: + 7(8112) 72-08-01

Эл.почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сайт: http://www.pskovlib.ru