История о театральной люстре

kagan rozencshveig600 lustraВ 50-х годах XX века историю с налетом таинственности о театральной люстре «упавшей» ночью накануне торжественного празднования 150-летия со дня рождения Пушкина частенько рассказывали в городе.

Правдиво об этих событиях поведал в своей книге «Записки строителя» Марлен Львович Каган – Розенцвейг - псковский инженер-строитель, работавший в то время прорабом СМУ – 1 треста «Псковстрой».

«Зданию нашего театра около 100 лет. Это очень много для человека и не очень мало даже для кирпичного здания. Тем более, если жизнь его пришлась не на самое спокойное время. И хотя в 1949 году здание было, естественно, моложе, но три войны и революция им уже прожито. А, как известно, крыши при общественных катаклизмах текут особенно сильно, и деревянные конструкции гниют соответственно.

Короче говоря, когда к 150-летия со дня рождения Пушкина начальству пришла в голову идея повесить в заде театра большую люстру, возникла необходимость проверить, можно ли это сделать: как-никак вес хрустальной люстры более полутонны, да еще для ее спуска и подъема при смене ламп и промывке на чердачное перекрытие надо установиьт тяжелую лебедку.

Лепной потолок зрительного зала крепился к деревянным фермам из мощного бруса металлическими поковками. Стропила, опертые на эти фермы, тоже из могучих бревен – лес в начале века дефицитным не был. Конструкции остались изначальные и по внешнему виду сохранились неплохо.  И все же проверить несущую способность конструкции требовалось.

Торжество намечалось солидное: круглая дата, проезд именитых гостей из Академии наук СССР, министерства культуры, из-за рубежа, в том числе ожидали нашего тогдашнего любимца Поля Робсона. Хотелось все сделать как можно торжественнее, а времени оставалось в обрез…

Дипломированные инженеров-строителей в послевоенном Псков раз-два и обчелся. Проверить несущую способность ферм, которые должны были взять дополнительную нагрузку поручили мне.

Заняться расчетом было канительно, да и едва ли имело смысл: дело ведь прежде всего в фактическом состоянии всей конструкции. Поэтому решили испытать пробной нагрузкой фермы, которые должны были держать люстру и лебедку.

Отсутствовали специальные приборы для замера деформации (1949, как–никак) – смастерили самодельные. Из жести вырезали длинную стрелку, конец которой на расчерченной шкале показывал деформацию прогиба с увеличением в десять раз. Простейший прибор сделанный по советам небольшого курса испытаний сооружений, читанного нам профессором Н.Н. Аистовым, три года тому назад, работал исправно.

К фермам на тросах подвесили платформы из досок, которые поэтапно загрузили вывешенным кирпичом. Через сутки я с удовлетворением отметил, что полуторная нагрузка недопустимой деформации не дала, составил об этом акт и подвеску люстры разрешил. Все было сделано и оформлено как положено. Прошло совсем немного времени, и люстра красовалась на месте.

teatr lustra

Вечером из командировки вернулся начальник областного строительного контроля А.И. Росляков. Дабы было спокойнее на душе начальство решило привлечь и его.

Мы вдвоем пошли к пожарной лестнице. Вежливый «сотрудник» в штатском, увидев у нас портфели, попросил оставить их внизу. Заседание должно было начаться утром и здание взяли под охрану.

Мы обошли чердак. Все, вроде, в порядке: чердак расчищен, лебедка установлена, тросы натянуты, люстра висит.

«Да, строили в старину. Такие стропила сами могли бы нести фермы, а не опираться на них», - сказал Александр Иванович. Был он человеком шумным и любящим жестикулировать.

«Ну, будешь ты работать или нет?!» - воскликнул Росляков, обращаясь к ферме, и ударил кулаком по ее поясу. Кулак… ушел в гнилую древесину. Росляков замолчал. Мы переглянулись и с зажженной переноской (уже стемнело) тихо-тихо пошли к лестнице.

До начала торжества оставались считанные часы. Менять что-либо поздно.

Спалось мне в эту ночь тревожно. Утром я не удержался и обо всем рассказал начальнику ПТО треста Н.Е. Иванову.

К концу дня по каким-то делам снова забежал в театр Николай Ефремович пришел с улицы и, стоя спиной ко мне у вешалки, сказал: «Слышали? В театре люстра упала. Очень удачно – никого уже не было. Так, несколько кресел в щепки…»

Говорят, я побледнел как бумага, все расхохотались.

Юбилей прошел очень торжественно. Подновленный зал был светел и радостен. Звучали речи, музыка. Было много выступлений. Правда, Поль Робсон не приехал…

За полвека, прошедшего с тех пор, в многочисленных воспоминаниях много сказано об этом юбилее. Быть может, и мои воспоминания покажутся любопытными, хотя прямого к предмету торжества они не имеют. А здание театра поставили на капитальный ремонт. Все это спустя полвека, выглядит забавно, а тогда оно стоило мне немалых треволнений».

Источник:

Каган-Розенцвейг Марлен Львович. Записки строителя : (из истории послевоен. восстановления г. Пскова) / Каган-Розенцвейг Марлен Львович / Администрация г. Пскова. - Псков : Псковское возрождение, 2001. - 167 с.

Сего Дня

4 декабря 1561 года

4 декабря 1561 года

Колокол для Псково-Печерского монастыря. Псковский колокололитейный мастер Тимофей Андреевич отлил к...

4 декабря 1650 года

4 декабря 1650 года

Наказаны главари псковского восстания. Главные «заводчики» и руководители псковского восстания Гаври...

4 декабря 1804 года

4 декабря 1804 года

Католическое освящение. Бывший псковский православный храм Трех Святителей на болоте освящен по като...

Выставки

Памятники  Великой Отечественной войне на территории Псковской области

Памятники Великой Отечественной войне на территории Псковской области

75 лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны.  Во имя сохранения и передачи памят...

Псковские факты

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

ПроЛог: литературный музей Ал. Алтаева (М. В. Ямщиковой)

«Псковская пятница» 2017 года посвящена Ал. Алтаеву, она была  подготовлена  к 145-ле...

Контакты

Адрес: 180000, Псков, ул. Профсоюзная, д. 2

Тел.: + 7(8112) 72-08-01

Эл.почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сайт: http://www.pskovlib.ru