Привлечение псковских мастеров к строительству крепости в Казани не является малоизвестным фактом, особенно если учесть, что на его территории с 2003 года установлен памятник «Псковичам- зодчим Казанского Кремля». Их имена известны - Постник Яковлев и Иван Ширяй, но скульпторы создали обобщенный облик, сочетающий русские и татарские черты.
Указ Ивана Грозного от 15 декабря 1555 года повелевал расширить и укрепить крепость в Казани, построить стены каменные. Для чего царь призывал псковских зодчих Постника Яковлева и Ивана Ширяя, известных ему как строители Собора Василия Блаженного в Москве.
«Стены градные разбитые и горелые государь назидати повеле и велел есми псковскому диякону Шершню Билибину, да старостам псковским Богдану Ковырину, да Семену Мизинову, да с ними церковному и городовому мастеру Постнику Яковлеву, да каменщикам псковским Ивашку Ширяю со товарищи, к весне в Казани новый город Казань камен делати, при братии 200 человек псковских каменщиков, стенщиков, да ломцов, сколько будет человек пригоже…»
Работы продолжались довольно долго и крепость была значительно расширена, появились новые башни, деревянные стены заменялись на каменные. Окончательно эта замена произошла уже в XVII веке, учитывая общая протяженность стен.
Англичанин Джайлс Флетчер в воспоминаниях «О государстве Русском» в XVI веке писал: «четыре крепости — Смоленская, Псковская, Казанская и Астраханская построены весьма хорошо и могут выдержать всякую осаду… их почитают неприступными».
Вместе с возведением стен псковские мастера возводили в Казанском Кремле православные храмы. Не все из них сохранились до наших дней, но историки называют Благовещенский собор, церковь Киприана и Иустины, церковь Дмитрия Солунского у Дмитриевской башни, церковь Нерукотворного Образа при Спасской башне.
Строили храмы и в двух монастырях, которые находились тут же на территории Кремля. В Спасо-Преображенском – каменный храм Николы Ратного и полукаменный Преображенский собор; в Троице-Сергиевском - деревянный Троицкий и Сергиевский храмы.
В настоящее время монастыри не действуют, а за долгие века с XVI века в облике строений произошло множество изменений, но еще заметны и черты псковских приемов зодчества.
Хранит их и собор Успения Богородицы в Свияжске. Остров-град Свияжск находится в 30 километрах от Казани, в устье быстрой полноводной речки Свияги. Первоначально крепость основана Иваном Грозным во время казанских походов: ему был необходим опорный пункт для войска.
В то время ни в Казани, ни в Свияжске не было и не могло быть других русских мастеров-белокаменщиков. Часть каменщиков артели псковичей, прибывших на строительство Казанского Кремля, была направлена в Свияжск, возводить монастырские постройки.
Местные исследователи предполагают, что Яковлев из-за занятости делами на других постройках не мог часто бывать в Свияжске. Собор для мужского православного монастыря, скорее всего, возводил его коллега, псковский мастер-белокаменщик Иван Ширяй. Направив часть своей артели в Свияжск для сооружения монастырских построек, он мог часто бывать в Свияжске и следить за строительством.
Древний облик храма был утрачен, но изначальный одноглавый, почти квадратный в плане, четырёхстолпный крестово-купольный, трёхапсидный храм, возведенный из белого тесаного известнякового камня... Иван Ширяй построил на Псковщине немало подобных храмов, слыл опытным мастером. По-видимому, это он «со товарищи», каменщиками, возвёл храм в городе-острове на берегу Свияги, воплотив в нем близкие ему архитектурные формы, вложив всё своё умение и неповторимое мастерство.